Фото:Юрий Афанасьев
Текст:Юрий Афанасьев
Наконец-то состоялась презентация долгожданной ПОЛНОКАДРОВОЙ Sony Alpha DSLR-A900. На мой взгляд, это по-настоящему знаковое событие. Противостоянию Nikon-Canon в производстве профессиональных камер, похоже, приходит конец. Появился третий игрок. А почему бы и нет? Ведь Бог, как известно, «троицу любит».
Canon? Nikon? Sony?
Тест
Короткая история
2004 год — начало цифровой революции. На рынке появляется камера Canon EOS-1Ds Mark II с полноформатной CMOS-матрицей. Именно после этого фотографы начинают активно переходить на цифровые технологии. Тогда фотоаппарат от Canon безраздельно захватил профессиональный рынок цифровой фотографии. Nikon же, имевший на тот момент цифрового флагмана D2X с CMOS-матрицей 12,4 размером 23,7?15,7 мм, довольствовался только верными поклонниками марки. Компания Sony вообще не была в то время представлена на рынке профессиональных цифровых фотокамер.
Как выглядит настоящее...
В тесте участвуют три камеры:
Canon EOS-1Ds Mark III — 21 Мп;
Nikon D3X — 24,5 Мп;
Sony Alpha 900 — 24,5 Мп.
Каждая из них представлена двумя топовыми объективами из своей линейки — 24-70/2,8 и 70-200/2,8.
В данном тесте я постараюсь избежать различных заумных терминов и технических характеристик. В нем будут размещены реальные фотографические материалы, полученные в результате теста и снабженные комментариями, в которых я расскажу, что меня обрадовало или огорчило. Поскольку все вышеперечисленные камеры позиционируются в первую очередь как камеры для студийной съемки, мы будем их тестировать в следующих условиях.
1. Прикладная съемка в студии. Много света, много цвета. Задача камеры — продемонстрировать все свои возможности по охвату светового и цветового диапазона.
2. Съемка малоконтрастного объекта при малоконтрастном освещении. Будем снимать телевизионную программку, установив на камере полностью автоматический режим и заставив объективы на максимально открытой диафрагме наводиться на объект съемки на пределе своих дистанционных возможностей.
3. Съемка портфолио. Фотомодель в студии. Нас интересует, с какой скоростью и как точно камера наводится на резкость, а матрица передает цвета и оттенки кожи.
4. Съемка объекта с рук при слабом освещении. Если в камере или на объективе есть стабилизатор, то он обязательно включен. Кто резче?
5. Съемка на длинных выдержках. Нас будет волновать, как камера воспроизводит объекты при установленной чувствительности 100 ISO и выдержке в 30 мин. При таких длинных выдержках матрицы должны нагреться и начать шуметь, а мы посмотрим, насколько сильно.
Давайте познакомимся
Canon EOS-1Ds Mark III, по сравнению с предыдущей моделью, сумел набрать около 5 Мп и стать
Трехдюймовый дисплей — это, несомненно, шаг компании Canon навстречу потребителю. Однако экран на предыдущей модели показывал цвета более точно. Если в 1Ds Mark II любые изменения можно было сделать лишь при удержании нужной кнопки, в этой камере управление значительно упростилось, что привело к росту процента случайных изменений. Основным ударом ниже пояса считаю вывод на одну функциональную клавишу таких параметров, как баланс белого, выбор карты памяти и качества снимка. Отключить возможность выбора последнего — невозможно. Выбирать баланс белого и карту памяти приходится достаточно часто. Превратить студийную
Меню камеры претерпело значительные изменения и стало более пользовательским. На отдельную кнопку можно вывести наиболее часто используемые функции из основного меню. Камера получила возможность расширения динамического диапазона в области светлых тонов. Из сугубо пользовательских функций обрадовало появление новых более компактных аккумуляторов и более удобного зарядного устройства. Из не очень приятных сюрпризов — изменение крепления «наглазника».
Nikon D3X — профессиональная зеркальная камера с корпусом из магниевого сплава, вооруженная углеродно-кевларовым затвором, рассчитанным на 300 000 срабатываний, закрывающим собой полноформатную
Sony Alpha 900. Возникнув из «ниоткуда» и совершив невообразимый рывок, камера фирмы Sony вызвала недоверие у большинства профессиональных пользователей. Конечно, их можно понять. Компания, никогда не выпускавшая профессиональную фотографическую технику, вдруг предлагает серьезный профессиональный продукт. Однако корпорация Sony занимает лидирующие позиции в производстве цифровых профессиональных видеокамер. К тому же, в производстве топовой широкоугольной оптики она опирается на плечи не безызвестной Carl Zeiss. Коробка модели сделана на базе камеры Koniсa Minolta 5D. Так что фотоаппарат сделан не на пустом месте.
Итак, перед нами однообъективная профессиональная, полноформатная зеркалка на базе
Прыжок в темноту
Закончив в студии с поиском аксессуаров для составления тестовой композиции, я посмотрел на часы. 0:55 — самое время проверить камеры по последнему пункту нашего теста. Оценить их чувствительность к темноте, делая это в самых отвратительных условиях для съемки, — тем интереснее всем будет увидеть результат испытаний. Воробьевы горы с деревьями на холмах, загораживающими территорию от огней города, — отличное для этого место. Я установил на берегу лесного пруда три штатива и закрепил на них камеры, оснащенные объективами
Следующим на очереди был Nikon. Устав от поисков переключателя режимов съемки, я снял камеру со штатива и начал досконально исследовать ее с фонарем. Достаточно долго я провозился с креплением тросика. К сожалению, его нужно было вставить и привинтить. Объектив имеет байонет с левой фиксацией. Карта памяти вставляется в приемник лицом вниз, и кнопка переключения режимов съемки находится в правой части камеры. Непривыкшему человеку может показаться, что D3X — это как праворульный автомобиль на дорогах с правосторонним движением.
Установив снова камеру на штатив, принялся настраивать Canon. Учитывая мой опыт работы на этом оборудовании, настройка и установка не заняла много времени. Самозащелкивающийся тросик быстро зацепился за камеру. Режим BULB в камере Canon выведен как самостоятельная величина, а диафрагму при этом можно поменять либо с помощью основного колеса под указательным пальцем правой руки, либо с помощью заднего колеса под большим пальцем правой руки. С кнопочной эргономикой у Canon никогда проблем не было.
Чтобы включить длинную экспозицию с помощью тросика, на камерах Canon и Sony нужен один большой палец левой или правой руки, кому как удобно. На камере Nikon это можно проделать, только взяв тросик в специальное положение с помощью большого и среднего пальца одной руки, либо используя две руки сразу.
Экспозиция началась, а я отправился с фонариками на
Зазвонил таймер. Время, отведенное на экспозицию, подошло к концу. Я побежал выключать камеру. Первой после нажатия на кнопку тросика отозвалась камера Canon. Произошло это секунд через 5 после того, как закрылся затвор. На дисплее камеры появилась вот такая картинка. Меня она не обрадовала, но про себя я предположил, что в редакторе можно будет подкорректировать. Две другие камеры Sony и Nikon продолжали активно перерабатывать полученную информацию. Предположив, что эта операция может занять время, я решил не дожидаться завершения просчетов. Отсоединил камеры от штативов, положил их включенными в рюкзак и поехал домой спать. Второй после сверхдлинной выдержки отошла камера Nikon. Ее задумчивость продлилась около 30 мин после окончания экспозиции. Результат на дисплее выглядел вот так. Здесь я тоже не испытал восторга от увиденного изображения.
Последней от постэкспозиционного обморока очнулась камера Sony. Технологические подсчеты заняли у нее 61 минуту. Дисплей, засветившийся после длительного молчания, выглядел вот так. Я знал, что полученное изображение должно быть достаточно шумным. Существует достаточное количество фильтров, позволяющих бороться с шумом. Главное, что оно выглядело так, как задумывалось, сразу после окончания расчетов. Оно послужило базой для дальнейшей подготовки двух других кадров.
Какой вывод можно сделать из ночной съемки? Кто вышел победителем по скорости обработки информации? Конечно же, Canon. Двум другим конкурентам есть к чему стремиться, особенно Sony.
Кто выиграл тест на минимальный шум при съемке темноты? Безоговорочно — Nikon. Canon-у и Sony есть с кого брать пример. Canon должен провести внутренние тесты своего оборудования. Шум на его изображениях почти не лечится «шумодавами». И Sony также стоит напрячь своих технологов. Если матрицы от Sony дали возможность Nikon-у сделать камеру с такими высокими показателями и выйти из небытия в лидеры, значит, инженеры сделали не все для родной компании, чтобы их детище стало лучшим.
Кто выиграл по качеству и точности цветопередачи? Здесь явный лидер Sony! На две другие картинки мне пришлось потратить около часа времени в фоторедакторе.
Каков финал? Для вечерней съемки нужна камера со скоростью записи изображения как у Canon, с уровнем шумов как у Nikon и с качеством картинки, как у Sony. Такой камеры пока нет. Когда и кто из основных лидеров ее произведет, сложно сказать.
Много света, много цвета...
Основная задача следующего теста — определить, как ведут себя объективы камер при съемке прикладных композиций; посмотреть углы охвата объективов; изучить наличие хроматических аберраций, если таковые имеются; понять, насколько соответствуют объективы заявленным углам обзора; установить, с какой минимальной дистанции каждый из объективов сможет навестись на резкость. Это очень важный параметр, ведь чем меньше дистанция до объекта, тем крупнее его можно взять в кадр.
Подготовленная мною прикладная композиция не претендует на какую-либо художественную ценность. Основная задача — быть показательной для теста. Она должна иметь абсолютно белые и абсолютно черные точки, располагать серым полем как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности, а также иметь прозрачную стеклянную емкость и емкость из темного стекла. В композицию попал и кофе в чашке как часто рекламируемый продукт. Яркие цвета и полутоновые переходы способствуют более быстрому определению, как точно и с какими градациями камеры могут передавать оттенки цвета.
Сетка в световой и теневой части кадра — это объект для определения глубины резкости. Этой же цели служит банан с маленькими темными пятнышками на желтой поверхности. Сразу оговорюсь, сейчас вы смотрите печатное издание, и даже несмотря на то, что места под этот тест было выделено достаточно, это всего лишь 5% от снятого материала. Полные версии всех тестов можно будет увидеть на сайте журнала, где вы сможете покопаться и в деталях изображений.
Тест начался с объективов
Изучим левый нижний угол кадра. Там сгруппировано несколько важных объектов: чашка с кофе, на которую отбрасывает тень рядом стоящее яйцо в спиральной хромовой подставке. Там же рядом со стеклянной колбой расположена ракушка, имеющая резкий переход от яркого белого к коричневым и тепло-серым тонам. Граница перехода — это зона изучения хроматических аберраций. В нижней правой зоне кадра разместилась нитка жемчуга с хромированной застежкой. На следующих картинках я помещаю выкадровки из основных картинок с названиями камер, а вы уже самостоятельно сделаете все необходимые выводы.
Поясню, как происходила съемка. Для объективного результата использовался штатив-колонна Foba, к которому камеры крепились с помощью быстросъемного адаптера. Я пользовался спусковым тросиком, чтобы нейтрализовать хоть сколько-нибудь видимые подвижки камеры в момент срабатывания затвора. Все возможные стабилизаторы изображения были отключены.
По визуальным ощущениям, глядя в видоискатели Sony и Nikon, наводить на резкость удобнее, чем глядя в видоискатель Canon. Это происходит потому, что картинка в видоискателе Sony и Nikon выглядит более контрастной. У Canon она более бледная, из-за этого сложнее принять финальное решение о наведенной резкости.
Ближе всего к объекту съемки в широкоугольном диапазоне удалось подобраться камере Sony с объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar T* F2.8 ZA SSM
На фокусном расстоянии 70 мм картина кардинально поменялась. Камера Canon с объективом EF
Мне кажется, что результат от Canon не безупречно честный. Когда на дисплее выскочила картинка, после импульса от вспышки, я подумал, что допустил ошибку — сбил диафрагму при установке камеры. Не тут-то было. Диафрагма на 16, осветительное оборудование Bronсolor Grafit A4 RFS или работает (и тогда мощность соседних импульсов не отличается, более чем на 1/10 диафрагмы), или не работает (и тогда раздается сигнал тревоги). Полученное изображение было темнее на 2/3 диафрагмы, а это означает, что объектив на ближних дистанциях теряет свою светосилу. Кадры от Nikon и Sony остаются неизменными по плотности независимо от дистанции съемки.
По мощности хроматических аберраций на первое место вышел Nikon. По их отсутствию лидировал Zeiss. Canon и в том и другом случае занял прочную среднюю позицию.
Сюрприз в студии поджидал меня, когда дошло время до тестирования объективов
Для меня это тоже стало сюрпризом, что с объективом Nikon нужно довольно далеко отходить от объекта, чтобы появилась необходимая резкость. Я был наслышан о потрясающем качестве этих объективов, но в данном случае призовые места распределились не в их пользу. Неожиданно порадовал объектив от Sony G
Кстати, изучая внутреннее меню камеры Alpha 900, я нашел пункт, обещающий увеличение динамического диапазона камеры. Я со скепсисом подумал, что это очередные маркетинговые штучки от Sony: за одно нажатие кнопки делает три кадра с разными экспозициями и мощный процессор быстро сращивает три изображения в одно — вот вам и увеличение динамического диапазона. Выбрал эту величину. Студийный свет не менялся. Диафрагма — 16. Обратите внимание на задник. Левая картинка в этом ряду с буквами HDR. Меня это впечатлило!
Теперь — об эргономических особенностях, которые выявились по результатам данной съемки. Удобнее всего снимать было камерой Sony. Не потребовалось подсоединять спусковой тросик, в компании позаботились о предоставлении на тест дистанционного пульта управления.
Тросик у Canon продуман до безупречности. Если не трясутся руки, попал в гнездо, надавил — и он автоматически зафиксировался. Захотел отсоединить — взялся за серебряный цилиндр вокруг разъема, потянул за него, и цилиндр автоматически освободил фиксатор. Тросик остался у вас в руках. На операцию уходит меньше секунды.
Самый непродуманный вариант у Nikon. Разъем сделан так, что если в него просто вставить тросик, то от шевелений провода он может выпасть из разъема. Чтобы избежать этой неприятности, сделан фиксатор в виде цилиндра с накаткой на одном краю и резьбой на другом. Привинтить этот цилиндр на место в ограниченных световых условиях крайне затруднительно. А если трясутся руки, про крепление и снятие тросика можно вообще забыть.
Подводя итог эргономических особенностей использования камеры в студии, упомяну об испытаниях объективов
На опорах в объективах Nikon и Sony предусмотрены по два крепления для штатива, причем у Sony крепление рассчитано как на резьбу 3/8″, так и на 1/4«. Крепления находятся на разном расстоянии от байонета. Это необходимо в тех случаях, когда пользователь применяет быстросъемный адаптер и ему необходимо потянуть ручку на себя, чтобы освободить зажим. В случае с Nikon и Sony вы можете воспользоваться на разъеме дальним креплением от байонета. В случае с Canon у вас остается единственный шанс — повернуть камеру в кольцевом адаптере до положения, в котором рукоятка камеры окажется наверху, а опора внизу.
Белое на белом
Съемка модели в студии. Белое платье и белый фон — хорошая проверка камер на скорость и точность автофокуса. Камера сталкивается с малоконтрастным объектом при малоконтрастном освещении. Как точно и с какой скоростью они будут справляться с данным заданием? Кто быстрее и аккуратнее наведет резкость на объект съемки? С какой точностью матрицы камер передадут все оттенки белого? Как будет воспроизводиться цвет и оттенки кожи? Вопросы, вопросы и снова вопросы.
SONY Alpha 900
70-200/2,8 G SSM
При съемке модели тесту подвергались объективы
Вторым успешным участником эксперимента стала Sony. Система автофокуса камеры за все время съемки дала единственный короткий сбой. Камера на мгновение потеряла резкость в момент поворота модели, но через мгновение снова вернулась в исходно резкое состояние.
У Nikon-а история с жужжанием объектива, пытающегося найти резкость, наблюдалась четыре раза. Причем три раза это произошло в тот момент, когда модель была неподвижна.
По скорости наводки из крайних положений в зону резкости опять же лидирует Canon. Nikon и Sony показывают приблизительно одинаковые результаты. По производимому шуму в момент наводки на резкость показатели всех объективов одинаковы. Шум едва различим ухом и не слышен рядом стоящим или сидящим людям.
Nikon D3X
AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED
По минимальной громкости от звука срабатываемого затвора и возврату зеркала в исходное положение немного впереди Canon, благодаря функции Silence (тишина), которая разделяется по времени срабатывания затвора и возврата зеркала. При выборе этой функции возврат зеркала после окончания экспозиции происходит только после отпускания фотографом спусковой кнопки. Если выбрать стандартную функцию съемки, то самой тихой камерой становится Sony. Звук от подъема/падения зеркала и спуска затвора более мягкий, чем у Nikon и Canon.
Следующий параметр зависит от сменных стекол, установленных в видоискателе. В том комплекте камер, который мне привезли в студию на тест, самый яркий и контрастный видоискатель оказался у Sony. За ним следовал Nikon. Самым темным обладал Canon.
Съемка закончилась, начался этап обработки изображений. Для конвертирования файлов из RAW-формата применялась программа Adobe Camera RAW — версия 5,3. Делалось это для того, чтобы все файлы при обработке оказались в одинаковом положении. Я запретил Camera RAW пересчитывать файлы на увеличение. Самые маленькие картинки по размеру получились от Canon — 5616?3744 пикселей. У Sony и Nikon картинки имели размер 6048?4032 пикс.
Каждый раз, проводя тестовые испытания, я проверял, есть ли в камере функция, способная улучшить показатели камеры для данной ситуации. В случае с Sony я вам показывал пример расширенного динамического диапазона, когда почти не освещенный задник воспроизвелся как нормальный. Начав съемку «белое на белом» и взяв в руки Canon, я вспомнил про пользовательскую функцию камеры C.Fn II-3, которая включает приоритет светов. В результате изображения, созданные с помощью Canon 1Ds Mark III, на мой взгляд, имели чуть лучшую проработку в светах, чем были у наступающих на пятки конкурентов. Nikon и Sony по этому параметру шли «ноздря в ноздрю».
Интересная особенность была замечена за камерой Sony. При просмотре файлов через Adobe Bridge CS4, в разделе Camera Data (EXIF) строка, в которой должно отражаться значение объектива, например,
Canon EOS-1Ds Mark III 70-200/2,8 L USM
Тестовая съемка с моделью происходила сразу после окончания прикладной съемки. Последней фазой теста по прикладной съемке была проверка камер на точность установки баланса белого при авто-WB. В спешке я забыл переставить баланс белого в ручной режим. Первой камерой, увидевшей фотомодель, стала Nikon D3X, несколько первых кадров камера произвела в режиме авто-WB. Я не посчитал это за сколько-нибудь значимую ошибку. При конвертировании файла в RAW-конверторе нужно будет установить цветовую температуру на 4500К и забыть о случившемся. Это также срабатывает с камерами Canon и Sony.
Все камеры практически безупречно передают оттенки кожи, как я уже отмечал выше. У объективов Nikkor наблюдались самые сильные хроматические аберрации. Они были замечены в местах резких переходов от чисто белого к более темному и от черного к более светлому тону. Canon со своей оптикой
Самому сильному сжатию подвергаются RAW-файлы у камеры Nikon D3X. При разрешении 6048?4032 пикселей объем файла составляет чуть больше 20 Мб. У Canon EOS-1Ds Mark III при максимальном размере изображения 5616?3744 пикселей объем файла составляет около 23 Мб. Sony имеет самый большой по количеству мегабайт RAW-файл, фото размером 6048?4032 пикселей весит около 36 Мб.
Для «сачков» и «чайников»
Пользователи фотокамер относятся к двум основным типам. Есть любители все покрутить, потрогать и настроить. Но есть такой тип людей, которые используют правило «если я столько денег заплатил за профессиональную технику, она все должна делать сама, а моя задача лишь нажимать на кнопку». У меня возникло желание провести тест на самостоятельность камеры, то есть, как она будет работать у второго типа фотографов. Установить автобаланс белого, программу приоритета диафрагмы, включить стабилизаторы изображения (у которых есть, разумеется) и произвести съемку при смешанном, слабом освещении с рук на выдержке 1/6 с и фокусном расстоянии 100 мм.
У Sony стабилизатор встроен в камеру. У Canon и Nikon им располагают некоторые объективы.
Внимательно разглядывая этот тест, нужно обратить внимание на несколько важных моментов. В связи с тем, что тест был на самостоятельность определения цветовой температуры, никаких коррекций ни по цвету, ни по плотности изображения не делалось. Помимо баланса белого в этом тесте следовало определить, какая из камер будет самой резкой, если при съемке ее не крепить на штатив, а держать в руках. В камере Sony был включен стабилизатор изображения. В камере Nikon был включен стабилизатор изображения, расположенный в объективе Nikkor
При замерах серого на первое место вышла продукция Sony. Камера Alpha 900 практически безупречно произвела расчет баланса белого при смешанном освещении. Она же вышла на первое место по лучшей резкости снимка.
Второе и третье места разделились следующим образом: D3X забрал почетное второе место по балансу белого, но оказался лишь на третьем месте по резкости снимка. Canon оказался на третьем месте по точности баланса белого, но по резкости вышел на второе.
Скептики, изучая эти кадры, заметят, что задник на снимке, сделанном камерой Nikon D3X, самый темный. Не считайте это фальсификацией. Я старался бороться за справедливость до последнего. В случае с камерами Canon и Sony для производства снимка потребовался один кадр. Навел, нажал, получил. В случае с Nikon я несколько раз переснимал композицию в надежде, что следующий кадр будет чуть резче предыдущего. За время экспериментов солнце за окном село и задник потемнел.
Сначала меня удивило, что камера Nikon, имеющая оптический стабилизатор в объективе, не дала необходимой резкости — возможно предыдущие тестировщики серьезно поработали с данным устройством, а может, объектив камеры просто работал на пределе резкости. Если снимать более удаленный от камеры объект, то, на мой взгляд, результат должен быть намного лучше. В автоматических режимах у Nikon очень хорошие показатели по экспонометрии. Также, это единственная из рассматриваемых камер, имеющая скорость съемки 7 кадр/с. Правда, эта скорость возможна лишь при формате sRAW, т.е. при съемке только половиной матрицы. Для тех фотографов, у которых показатель скорости съемки является основной технической характеристикой, данная камера очень удобна. Canon специально для скоростной съемки выпускает полуформатную камеру 1D Mark III.
Sony встроила стабилизатор изображения в камеру. Как показал эксперимент, достаточно неплохой. Пользователь один раз покупает коробку, и все (как старые, так и вновь приобретенные) объективы можно использовать со стабилизатором, не переплачивая каждый раз за новый стабилизатор при покупке очередной модели «стекла».
Итоги
Вот и подошел к концу наш честный тест. Практически все камеры показали себя очень хорошо и завоевали право быть лучшими из лучших. Практика показала, что в мире очень редко встречаются абсолютно совершенные вещи. Так и с камерами: одна в чем-то превосходит другую. Какие-то функции доведены до совершенства в одной модели, но нуждаются в доработке в других. Хорошо, что в этом секторе появилась здоровая конкуренция. От нее должны выиграть в первую очередь мы, потребители. Размер журнала не позволяет поместить весь тест целиком. Полную версию можно будет прочитать на сайте журнала. Оценки камер производились по
Итак, победителем теста стал Nikon D3X!
Контакты автора:
sos@photoru.ru
+7 (916) 093 51 73
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий