Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Никас Сафронов осваивает ню

Никас Сафронов осваивает ню

#практика
Никас Сафронов осваивает ню
11 октября 2011
Фото:Никас Сафронов, Дмитрий Филиппов (ню) Михаил Курцев, Владимир Танин (репортаж)
Текст:Мария Кочнева

Известный художник-сюрреалист Никас Сафронов рисовал обнаженную натуру не единожды, но еще ни разу ее не снимал. Есть ли разница в подходах к тому, как писать и фотографировать ню? Отличается ли взгляд живописца от восприятия человека, созерцающего натуру через видоискатель? И вообще: может ли у неопытного «фотоновичка» получиться удачный акт? Известный любитель творческих авантюр, Никас с удовольствием согласился принять участие в проекте «Фотодела» и стал гостем рубрики «Звездный урок». Это был первый серьезный опыт общения художника с фотоаппаратом, который Никас прокомментировал в интервью «Фотоделу».

Известный художник-сюрреалист Никас Сафронов многократно рисовал обнаженную натуру, но снимать ее на фотокамеру ему не доводилось.

Make-up модели: Юлия НЕПРЯХИНА

Make-up модели: Юлия НЕПРЯХИНА

Роскошные апартаменты Никаса Сафронова, занимающие три этажа в центре столицы, отлично подходят для проведения любой фотосессии — «картинные» интерьеры его жилища послужили превосходным фоном для жанра фотографии «ню». Модель La Fortuna (ее ник в Интернете), переносной комплект профессионального осветительного оборудования и аппарат Canon 5D — вот что потребовалось команде «Фотодела» для воплощения задумки. Урок провел признанный мастер жанра ню Дмитрий Филиппов.

Вначале, под руководством профи, Никас сделал тестовые фотографии, пока La Fortuna была в одежде. Не секрет, что прежде чем модель почувствует себя готовой к разоблачению, между ней и фотографом должен установиться контакт, некая позитивная эмоциональная связка, способствующая обоюдному раскрепощению. Если же этого не происходит, скованность и смущение непременно будут видны на снимке. С поставленной задачей Никас справился быстро — все-таки художнику не впервой раздевать девушек ради искусства. Он принялся за дело с необыкновенным куражом и даже сбросил с себя рубашку!

Никас Сафронов


Урок получился «передвижной». Модель прогуливалась по комнатам-галереям и позировала у картин Никаса. Присутствие в кадре «второго лица», да еще и знаменитого (Мадонна, Никита Михалков...), придало фотосессии особую интригу. Никас-постановщик обходился без «вычурных» приемов и просил модель принимать естественные позы, чтобы максимально избежать «наигранности». Апофеозом стало «двойное ню», когда по желанию Никаса La Fortuna устроилась на диване под картиной, где была нарисована обнаженная девушка. Модель приняла точно такую же позу. Получилась фотография, навевающая мысли о бесконечности жизни, о нескончаемой череде повторяющихся событий.


Никас, Вы — художник, но рисовать обнаженную натуру и фотографировать ее — не одно и то же...

Именно поэтому мне было так интересно, что может получиться! Признаться, до этого свои силы в фотографии я не пробовал, да и профессио-нальную фототехнику в руках не держал — обычно фотографируют меня... Кстати, удивительное дело: весь этот год у меня проходит под знаком «обнаженки»! Буквально месяц назад я снимался в серии Екатерины Рождественской «Ассоциации». Она меня «увидела» в образе святого Себастьяна — почти полностью нагой он привязан к дереву и пронзен стрелами. Это был необыкновенный опыт. И вот, теперь ваш фотопроект. Правда, сейчас оголился уже не я, а модель.

И как Вы находите девушку?
Говорю и как мужчина, и как художник: она просто ослепительна! Очень выразительные, что называется, бездонные, глаза, чувственный красивый рот... Хорошая кожа. Руки... Эти тонкие запястья... Да у нее сплошные «изюминки»! Если бы La Fortuna работала для международных агентств, уверен на сто процентов — очень скоро из нее бы сделали всемирно известную фотомодель, для этого есть все данные. Ее потрясающая внешность так и просится на обложку! Вообще, глубоко убежден: не бывает некрасивых лиц и плохих фигур — все зависит от мастерства и чуткости фотографа или художника. Настоящий мастер всегда разглядит красоту, а посредственности и бездарности превратят писаную красавицу в уродину.

Никас Сафронов

Из Ваших интервью известно, что у Вас было множество романтических увлечений, Вы неоднократно скрепляли свой любовный союз узами брака, но до сих пор находитесь в поисках идеала. В творчестве Вы часто воспеваете красоту женского тела, Ваши произведения отличаются разнообразием интерпретаций — тут и женщины-животные, и женщины с двумя парами глаз... Что же для Вас красота женщины?
Я всегда мечтал любить одну женщину. Ту, которая сможет развеять мое чувство безграничного одиночества... Но, наверное, это не моя планида. Каждый вносит за талант свою плату. Моя единственная женщина — это моя работа. Что касается женской красоты... Это основа основ! Миром движет красота, а женщина — прекраснейшее из ее воплощений!
Я люблю женщин, восхищаюсь ими и не скрываю этого. Если у женщины имеются какие-то недостатки, то я домысливаю ее до идеала. Я же художник, для меня это не составляет труда. К тому же, всегда следует помнить: любой изъян можно сделать достоинством, изюминкой. Конфуций говорил, что ему не нужны новые женщины, ему нужны новые впечатления. Красота — понятие очень пространное, каждый ее понимает по-своему. Важно, что красота присутствует во всем, задача истинного творца — рассмотреть ее и суметь показать зрителю.

Назовите имена фотохудожников, которыми восхищаетесь.
Необыкновенный фотограф — Ян Саудек, он создает уникальные вещи! Оригинальны и злободневны работы легендарного Энди Уорхолла. Из российских фотографов хотел бы отметить Катю Рождественскую.
Я участвовал в ее проекте, мне очень нравится то, что она делает. Уважаю Владимира Клавихо, Валерия Плотникова, Евгения Кондакова...

В нашем проекте Вы пытались попробовать себя в роли «человека с объективом», смотрели на модель через видоискатель. Что как фотограф Вы желали подчеркнуть своей работой, на чем хотели заострить внимание?
Я стремился отобразить в кадре удивительную, поразившую меня пластику и грацию девушки. Возможно, передать ощущение некоторой ее утомленности, неги.

Как, на Ваш взгляд, можно раскрепостить модель, расположить ее к себе?
Полагаю, доброжелательным общением, некоторой иронией. Вообще, в процессе съемки у меня возник бешеный азарт, я вдруг почувствовал, что нужно срочно сбросить рубашку. Мне показалось, что в таком виде я гораздо лучше настроюсь на волну девушки, это поможет ей еще больше расслабится. Я стараюсь быть искренним в своих порывах: захотелось раздеться — надо раздеваться!

Никас Сафронов

Жанр ню — прежде всего жанр интимный. Но как по-вашему: только ли эротическую смысловую нагрузку он несет?
Знаете, если человек адекватен — работа в стиле ню у него вызывает здоровую заинтересованность, восхищение красотой тела как венца творения природы. У зрителя с нормальной психикой любое произведение искусства пробуждает некие эстетические переживания. Потом, ведь и ню бывают разными. Скажем, если изображена беременная женщина, начинаешь представлять себе ее осторожную поступь: она будто бы и не идет вовсе, а словно лодочка — мягко плывет. Все овеяно ореолом непостижимого таинства рождения новой жизни. Ну а если человек склонен все воспринимать извращенно, то он не только ню, но и чистый лист бумаги назовет порнографией!

Считаете ли Вы, что у художника больше возможностей и средств выражения, чем у фотографа?
В фотографии можно выразить абсолютно все, так же как и на холсте. Просто художник не так ограничен во времени, как фотограф. Задача фотографа — успеть поймать. Либо он как режиссер «строит» и «лепит» свой кадр по деталям. Однажды меня фотографировал японский мастер — целый день провел со мной, извел 68 пленок! Позже я узнал, что в результате был отобран лишь один кадр. Конечно, рисовать натуру и фотографировать ее — две разные вещи. Держать в руках кисть или объектив — не одно и то же! Первоочередная задача фотографа — уловить сиюминутное, грамотно выстроить желаемое. Художник может корпеть над полотном сутками, в этом смысле фотографу сложнее — он должен действовать сверхоперативно. В каждой работе — своя специфика. Но повторяю: невозможного нет. Любой вид искусства предоставляет безграничные возможности для самовыражения!

Каково Ваше общее впечатление от нашего фотоурока?
Сформулирую так: талантливых и одаренных людей — очень много. Однако я твердо уверен в том, что каждый должен заниматься своим делом. То есть именно тем, к чему испытываешь страсть, к чему лежит душа, что лучше всего получается. Мне было интересно попробовать себя в иной ипостаси, взглянуть на мир через видоискатель, теперь я с еще большим вниманием буду следить за происходящим в мире фотоискусства. Но все же наивно думать, что высот в фотоделе можно достичь за пару часов. Так же, как взяв в руки кисть, немыслимо с первого же раза создать шедевр.

Никас Сафронов

Конспект
Дмитрий Филиппов, фотограф, эксперт журнала «Фотодело»:
«Как и любая талантливая фотография, хорошее ню — это когда красиво и есть эмоция. Но ведь представления о красоте у всех людей разные, как здесь давать советы? Наверное, можно ограничиться лишь какими-то очень общими рекомендациями.

Итак, прежде чем снимать ню, необходимо хотя бы мало-мальски войти в доверие к модели. По своему опыту знаю, как нелегко фотографировать совершенно незнакомых девушек, причем проблема возникает не у фотографа, а как раз у самой «подопечной». Поэтому, дабы избежать излишней зажатости девушки, всех незнакомок в оперативном порядке следует превращать в «знакомок». Никасу, безусловно, это удалось. В моей практике бывали разные случаи, однажды девушка сама попросила налить ей коньячку. Но 50 граммов оказалось мало, а вот соточка опьянила ее вдрызг. В итоге фотосессия не удалась: как модель ни старалась сделать «умное» выражение лица, ничего не получалось — сплошная «смехопанорама»! Так что, если во время съемок приходится воздавать хвалу Бахусу, важно не перебрать, как в переносном, так и в прямом смысле слова.

Далее — по освещению. Не стоит применять лобовой свет, он уничтожает объем, который при съемке обнаженной натуры первостепенен, как, впрочем, и при любой фотосъемке. Контровой и боковой свет — залог интересной игры светотеней. В результате появляется особая рельефность «объекта», недостижимая при лобовом освещении. Конечно, со светом нужно быть максимально аккуратными, ведь у тела имеется масса не бросающихся в глаза неэстетичных моментов, которые при чрезмерной или «неумелой» освещенности становятся очевидными. Многие фотографы просят моделей натереть отдельные участки тела ароматическим маслом, чтобы кожа заблестела. Считаю подобную уловку делом вкуса — все зависит от того, какого эффекта вы хотите достичь. Я, например, к этой хитрости не прибегаю. И еще. В распоряжении модели поблизости должен находиться плед, или халатик, чтобы во время «перекура» она могла укутаться и согреться.

Работа Никаса Сафронова

Что касается успехов Никаса как фотографа. Полагаю, Никасу было довольно сложно привыкнуть к созерцанию картинки через видоискатель. Все-таки художник воспринимает все более «обобщенно», а работа с фотоаппаратом подразумевает большую степень концентрации, ведь у фотоизображения существуют определенные рамки. Из-за этого возникали и некоторые проблемы с постановкой кадра. С другой стороны, несомненно: Никас понимает значение освещенности объекта. Он вполне успешно экспериментировал со светотенью. В любом случае, не следует забывать, что это его первая съемка ню. Всем желаю удачи и красивых «актов»!"

Известный художник-сюрреалист Никас Сафронов многократно рисовал обнаженную натуру, но снимать ее на фотокамеру ему не доводилось.

___________________________

Читайте также:

Юлия Крапоткина. Каждый раз, фотографируя детей, я вспоминаю, какая она — вселенная детства.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий