Фото:Юрий Афанасьев
Текст:Юрий Афанасьев
Затянувшийся тест трех «титанов» оказался настолько объемным, что перекочевал в следующий номер журнала. В прошлом номере была заявка на съемку газеты с программой. И тут я всерьез задумался, будет ли соответствовать съемка газеты уровню того оборудования, которое мы испытываем?
Наши испытуемые:
Canon EF 24-70/2,8 L USM (масса 928 гр.);
Sony/Carl Zeiss 2,8/24-70 ZA (масса 978 гр.);
AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED (масса 928 гр.).
Подготовка
Поиски подходящей таблицы в интернете закончились ничем. После 6,5 часов работы в графическом редакторе и создания более полутора тысяч слоев векторной графики я смог смастерить бета-версию таблицы, изготовленную специально для заключительной части тестовой съемки. В таблице были предусмотрены как крестообразные, так и диагональные линейки с началом отсчета из середины кадра. Это позволяет зрителю без труда увидеть, насколько крупно или мелко можно с помощью данного объектива снять определенный предмет. Наличие большого количества одинаковых прямоугольников, состоящих из мелких повторяющихся линий, расположенных по диагоналям кадра, дает возможность легко проконтролировать качество картинки как в центре, так и по краям кадра. Оставшуюся часть таблицы дополняют повторяющиеся параллельные линии, позволяющие обнаружить дисторсию тестируемого объектива.
Объективы для ближнего боя
24-70/2,8 — тип объективов, наиболее часто используемый во время съемок, когда отходить уже некуда, а хочется снять объект целиком. Все зависит от того, насколько широкоугольным является объектив на фокусе 24 мм. Также этот тип объективов можно использовать на 70 мм для портретной съемки.
Что нам показала скучная съемка таблицы?
Камерой, наиболее точно определяющей экспозицию, оказалась Nikon D3X. Но у нее объектив AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED на фокусе в 24 мм и рабочей диафрагме 2,8 имеет наибольшую дисторсию бочкообразной формы и наибольшую хроматическую аберрацию по краям изображения, в сравнении с конкурентами. Этот объектив выдал наихудшие показатели на диафрагме 2,8 по резкости вертикальных линий от центра кадра. Зона нерезкости начинает быть заметна на расстоянии 110 мм от центра таблицы по вертикали. Переход на диафрагму 8 немного спасает положение, добавляется резкость и уменьшается хроматическая аберрация, но этим могут похвастаться и объективы Canon и Sony. Все же закрытие диафрагмы не может уменьшить дисторсию. По ширине охвата Nikkor находится на втором месте после Sony/Carl ZeissT* Vario Sonnar 2,8/24-70 ZA. В свою очередь Sony является самым широкоугольным из всех представленных на тест широкоугольников. Помимо этого он имеет наилучшую резкость в центре изображения как на диафрагме 2,8, так и на 8. В связи с наиболее широкой зоной охвата на диафрагме 2,8, у Sony наблюдается хроматическая аберрация, заметная в углах полученного кадра. Закрытие диафрагмы до значения 8 практически сводит аберрацию на нет.
На представленном тесте взят равный для всех объективов квадрат со значениями
Canon со своим объективом EF 24-70/2,8 L USM выступил очень ровно. Несмотря на то, что его
Изменение фокусного расстояния до 35 мм позволило всем объективам справиться с дисторсией, но у линзы AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED осталась по краям хроматическая аберрация. По этому важному параметру он не смог ни на пиксель потеснить своих конкурентов. Для Canon и Sony все так же осталось без особых изменений. Объектив Carl ZeissT* Vario Sonnar 2,8/24-70 ZA от Sony на фокусе 35 мм более широкоугольный, чем объектив Canon EF 24-70/2,8 L USM на том же фокусе. Лучшая резкость по полю так и осталась за Canon. Лучшая резкость в центре кадра по-прежнему принадлежит Sony.
После закрытия дифрагмы до 8, Carl Zeiss показал себя с наилучшей стороны. Он прибавил резкость по краям и обошел Canon. Nikon ни по одному из тестируемых показателей не смог выбиться в лидеры. Все объективы имеют виньетирование на полностью открытой диафрагме при любом фокусном расстоянии. При закрытии диафрагмы до значения 8 эффект виньетирования пропадает. Дальнейшее увеличение фокусных расстояний никак не повлияло на расстановку сил у испытуемых. В широкоугольной зоне, несмотря на повышенную дисторсию, Nikon хотя бы средней зоной кадра пытался противостоять своим конкурентам. Начиная с фокуса в 50 мм его резкость в центре начала падать. «Разборки» между Canon и Sony показали ранее замеченную закономерность.
На открытых диафрагмах наилучшая резкость по полю принадлежала Canon EF 24-70/2,8 L USM, при закрытии же диафрагмы до значения 8 первенство по этому показателю стабильно отвоевывал себе Carl ZeissT* Vario Sonnar 2,8/24-70 ZA от Sony. Хроматические аберрации за двумя объективами на фокусном расстоянии больше 24 мм замечены не были, даже на открытых диафрагмах. По показателю «хроматическая аберрация» объектив AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED выдал слишком «радужные» результаты на всех фокусных расстояниях и тестируемых диафрагмах.
По габаритным размерам объектив Sony/CarlZeissT* Vario Sonnar 2,8/24-70 ZA оказался самым компактным (см. фото). 50 гр. избыточной массы сделали его самым тяжелым среди именитых соперников. Canon и Nikon зафиксировали равные весовые показатели. Следом за Sony по габаритным размерам расположился Canon. AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED стал самым длинным объективом в прямом смысле этого слова. Оптическая конструкция объективов Canon EF 24-70/2,8 L USM и AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED создана по обратной схеме. При уменьшении фокусного расстояния объектива начинает увеличиваться его длина. Sony/CarlZeissT* Vario Sonnar 2,8/24-70 ZA собран по прямой оптической схеме. Минимальная длина объектива соответствует минимальному фокусному расстоянию. Фокус в 70 мм отодвигает переднюю линзу на максимальную дистанцию от задней. По скорости наведения резкости между крайними значениями — в лидерах Canon. Nikon занимает вторую позицию, Sony третью.
Все технические заключения по данному тесту вы сможете сделать самостоятельно, рассматривая отснятые кадры. В дополнение к вышеперечисленному можно лишь отметить, как одинаковое технологическое решение при построении оптической схемы объектива, осуществленное фирмами Canon и Nikon, привело к абсолютно различным тестовым показателям. В конструкции объектива важным и решающим фактором является не только тип стекла, из которого сделан объектив, но и насколько точно подобрана оптическая пара с различными коэффициентами преломления и как точно рассчитаны, обработаны и склеены сферы поверхностей этого стекла.
Творческий перерыв
Вернемся к тестовой съемке модели в рост. Фотографии девушки делались с использованием объективов 70-200/2,8 на фокусе 70 мм.
Сразу оговорюсь, что творческая удача при проведении тестовых съемок различными камерами с одной фотомоделью больше относится к разряду случайностей. Когда все должно закончиться менее чем за полтора часа, с учетом перестановок света в студии, смены фона и переодеваний фотомодели, времени на творческие изыски остается достаточно мало. Анализ отснятого материала показал, что все матрицы проявили себя одинаково хорошо при воспроизведении холодной зоны спектра. Изображение, полученное от камеры Sony Аlpha 900, требовало меньших значений величины резкости при обработке RAW-файла, чем при обработке изображений с камер Canon и Nikon, при остальных равных условиях.
В предыдущей статье я уже отмечал, что Canon EOS 1Ds Mark III был самым быстрым и надежным по наведению и удержанию резкости на объекте. Второе место по надежности удержания резкости на малоконтрастном объекте было за Sony, третье досталось камере Nikon.
Матрицы камер позволяют пользователю получать высококачественные отпечатки форматом, большим чем В0 (1000×1414 мм), в фотографическом понимании — 17717 пикс по длинной стороне.
В камерах Canon EOS 1Ds Mark III и Sony Alpha 900 более удачно выполнена эргономика «регулировочных дисков», с помощью которых меняются такие важные показания как выдержка и диафрагма или вносятся изменения в коррекцию экспозиции. Что я вкладываю в понятие «эргономика»? При правильной эргономике нет необходимости нарушать естественные движения пальцев для совершения каких-либо действий, связанных с изменениями параметров. Если необходимые действия производятся вами не задумываясь, значит, инженеры и дизайнеры поработали на славу. Если вам необходимо подключать мозг для внесения механических изменений, — в конструкции что-то не так. Хотя привыкнуть можно к чему угодно.
Телевики
Снова возвращаемся к таблице, но с другим набором оптики.
70-200/2,8 — наиболее часто используемый объектив при съемке фотомоделей в студии, а также для репортажной и свадебной фотографии.
На стартовой позиции:
Canon 70-200/2,8 L USM (масса 1402 гр.);
AF-S VR Nikkor 70-200/2,8G (масса 1468 гр.);
Sony 70-200/2,8G SSM (масса 1508 гр.).
Перед нами все тот же тест и малоконтрастный свет из окна. Для того чтобы избежать кривотолков, на весь период тестовых съемок была приглашена заместитель главного редактора журнала «Фотодело», которая наблюдала за соблюдением всех правил тестирования. Каждый следующий тестируемый объектив должен был оказаться в равных условиях по отношению к предыдущему.
После того как были закончены тесты для объективов Canon 70-200/2,8 L USM и Sony 2,8/70-200G SSM, настала очередь испытать Nikkor 70-200/2,8G. Пришлось идти за высокой стремянкой, т.к. минимальная высота от объекта съемки до «глазка» видоискателя составила 2 м 10 см. Я предположил, что в чем-то ошибся и пересмотрел все установочные настройки. AF — включено на FULL. Стабилизатор отключен. Попытка ручной фокусировки показала, что кольцо резкости находится в крайнем положении, на минимально близкой дистанции. В «ближний бой» с ним лучше не соваться. Увеличение фокусного расстояния дало возможность постепенно сокращать дистанцию до объекта съемки, но незначительно. Со стремянки на пол спуститься не удалось при съемке со всех фокусных расстояний. От первоначальной позиции камеры к объекту удалось приблизиться не более чем на
Sony 70-200/2,8G SSM Диафрагма 16 фокусное расстояние 70 мм
Все испытуемые объективы 70-200/2,8 построены по однотипной схеме. Наведение на резкость и зуммирование происходит внутри корпуса объектива без изменения его длины. Из представленных на тест, объективы от Canon и Sony имели приблизительно одинаковые габаритные размеры. Объектив, произведенный фирмой Nikon, обладал более высоким ростом, но выглядел субтильнее своих собратьев. Canon 70-200/2,8 L USM с массой в 1402 гр. зарекомендовал себя самым легким из телевиков. Второе весовое место досталось Nikon’у, он оказался на 66 гр. тяжелее своего именитого коллеги. Объектив Sony 2,8/70-200G SSM на 40 гр. более увесистый, чем Nikon, но занял первое место среди дышащих в спину конкурентов по такому важному показателю как минимальная дистанция съемки. На фокусе съемки в 70 мм спор завязался только между объективами от Canon и Sony. Canon 70-200/2,8 L USM на открытой диафрагме демонстрировал очень хорошие результаты по центру изображения, но уступал объективу Sony 2,8/70-200G SSM по краям. Результаты теста по AF-S VR Nikkor 70-200/2,8G на фокусе 70 мм смотрите и анализируйте сами, я воздержусь от комментариев.
Общие тенденции. Ровнее всего тестовая шкала отснялась объективом Canon 70-200/2,8 L USM. Если по каким-то параметрам он уступал Sony 2,8/70-200G SSM, например, на фокусе в 100 мм на диафрагме 8 центральная часть изображения у Sony была значительно резче, то потом краевой частью этого же кадра он вновь отвоевывал утерянные позиции. Во время теста в наиболее сложной ситуации находился объектив от Sony. Он был максимально приближен к объекту съемки. В случае с телевиками съемка с короткой дистанции в разы снижает глубину резко изображаемого пространства. В максимально вольготном положении по отношению к остальным был объектив AF-S VR Nikkor 70-200/2,8G. Он находился на максимально большом расстоянии по отношению к снимаемому объекту, но при этом не смог по тестируемым параметрам оказать достойного сопротивления своим конкурентам. Разрешение по краям у него было настолько невысоким, что его даже нельзя было сравнивать с тестируемыми соперниками. Остается предполагать, что мне на тест попала не очень удачная версия новой модели объектива, которая не смогла себя достойно показать на предельно коротких дистанциях съемки. Такой параметр, как боке, в данном тесте рассматриваться не будет. Он является субъективным параметром, зависящим от вкуса отдельного индивида. Мы здесь можем долго спорить, насколько хороша зона нерезкости на различных диафрагмах у каждого конкретного объектива, но не сможем придти к единому мнению по этому непростому вопросу. Оставим право на выводы по этому параметру за коллекционерами фотоискусства.
Итог
Выводы из теста объективов очень напоминают итог после проведения ночных съемок.
Если бы испытуемый объектив снимал с такого близкого расстояния как может Sony, имел бы разрешение по краям такое, как у Canon, а в центре, как у Sony, имел бы штативное крепление кольцевого держателя такое, как сделал Nikon, от него было бы невозможно оторваться и им бы хотелось снимать, снимать и снимать.
Контакты автора:
sos@photoru.ru
+7 (916) 093 51 73
Даже верится с трудом, что топовые линзы могут так косячить.
Хотя, пару лет назад я смотрел рейтинг по версии DxO, там D3x и 80-200vr показали лучший результат. Кому верить не понятно.
Истратил более 200 000 рублей, а приемлемого качества так и не достиг. Резкость есть, но не "звенит". Думаю, что тест правильный. То, что я видел субьективно, нашло подтверждение в данном тесте. Никкор - откровенное дерьмо.
24-70/2,8 тоже с нареканиями. На коротком конце, когда снимаешь в толпе, почему-то обьектив имеет самые большие габариты. Зачем? Уже несколько раз били локтями по "хоботку". Пока везло. Но это до поры до времени. Резинки слетают и с того и с того. Через 4-5 месяцев. Телевик не держит контровой свет. То есть вообще не держит, даже если солнце, например, не в кадре.
. Последние разработки проигрывают конкурентам. Взять хотя бы медленный АФ на новых, сверхсветосильных обьективах AF-S 24, 35, 50мм. 85 - не пробовал. Возможно фирму "Никон" постигнет судьба фирмы "Кодак"...
Он давал очень приличные - хотя и не идеальные - результаты на кропнутых сенсорах с резолюцией 10-12МП, но совершенно не годился для полноразмерных матриц (которых, собственно, у Никона до тех пор и не было). Новая версия Nikkor 70-200/2.8 VR II решила проблемы, упомянутые в статье.
Жан
сенсорами, на которые установлены данные объективы.
Разные камеры, даже одного производителя по разному обрабатывают снимок, Сони часто
правит дисторсию своих объективов, кто-то задирает контраст и тп... да и матрицы по разные
Как можно сравнивать именно качество объективов,
установите тот же объектив на Никон Д800 и у вас, о чудо, разрешение объектива при съемке данного теста вырастет в полтора раза ..... то есть, извините, никакого теста объективов здесь нет.
А было бы действительно интересно сравнить разрешение и оптические свойства объективов,
но для этого нужно проецировать свет на единый носитель, а затем его предъявлять всем-
это можно сделать, например, на пленку одной марки и затем сравнить результат в единой шкале условий и измерений....
Иначе все "тесты" выше просто ....
Nikkor 70-200 - старый объектив, снятый с производства и заменённый новым (как уже упоминалось), Canon, Sony - в действующей линейке.
Правильнее было бы тестировать Nikkor 80-200.
Такой странный выбор автора наводит на вопрос: а как выбирались экземпляры объективов для тестирования (в том числе для первой части теста)?
По поводу эргономики: "естественные движения пальцев" слишком сильно зависят от привычки. Особенно у профессионала, этими пальцами работающего. Я снимаю на Canon, и мне тоже диски Nikon-а кажутся менее удобными, но знаю людей с противоположным мнением.
http://vk.com/photo8167677_281658146
http://vk.com/photo8167677_281658151
http://vk.com/photo8167677_281658162
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий