Текст:Дмитрий Катков
Фотографируя своего ребенка, вы не только дарите ему на всю жизнь иллюстрации, но и формируете его воспоминания о прошлом
Фотография — очень популярное увлечение в нашей стране.
Во многих семьях есть хотя бы один фотоаппарат, а иногда и несколько. В кадр попадает буквально все — люди и пейзажи, домашние питомцы и цветы, камерные торжества и пикники на природе. Далеко не всегда цель фотосъемок — создание гениального произведения, чаще это просто зарисовки на память, фотографии для домашнего альбома. И, конечно же, настоящие жемчужины семейного фотоальбома — это фотографии детей, запечатленные моменты их жизни, фотохроника взросления. Но, к сожалению, не всегда эти фотографии получаются такого качества, как хотелось бы. Поэтому мы адресуем эту статью мамам, которые чаще всего и фотографируют своих детей. В доступной форме мы расскажем о том, как, не обладая дорогостоящей фототехникой и используя простые приемы, получать красивые фотографии своих малышей и создавать иллюстрированную историю семьи.
Введение
Прежде всего, разрешите представиться — я неисправимый отец двоих детей, и, несмотря на то что эти маленькие неугомонные существа попортили мне немало крови, я их очень люблю и часто фотографирую. Ну и раз уж мои статьи давно и регулярно публикуются, можно осторожно предположить, что я в некотором смысле разбираюсь и в собственно фотографии. Так что, мои дорогие мамы, устраивайтесь поудобнее, а я постараюсь поделиться с вами опытом общения с детьми через видоискатель.
Несколько слов я хочу сказать по поводу снимков, сделанных детским фотографом в садике или школе. У каждого из нас в домашнем архиве есть как минимум пара-тройка таких вычурных фотографий. Подумайте сами, какие воспоминания о детстве может вызвать снимок неестественно улыбающегося пятилетнего ребенка с телефонной трубкой в руках или в костюме Д'Артаньяна, про которого он еще наверняка и не слышал? И наоборот, с виду некрасивые, старые любительские фотографии часто вызывают куда как больший интерес и искренние эмоции, рассказывая нам историю нашего детства.
Из сказанного мы делаем два практических вывода. Во-первых, снимая своего ребенка, важно стремиться передать не какие-то экстраординарные события, а большей частью то, чем он занимается каждый день, то есть его повседневную жизнь. Во-вторых, делать это надо грамотно не только в техническом плане, но и в плане передачи естественного детского состояния и чистоты его эмоций. Именно вы знаете своего малыша лучше, чем кто бы то ни было! Никакой дядя из фотоателье никогда не раскроет внутреннего мира вашего ребенка так, как это сможете сделать вы. Поэтому я советую отнестись к фотографированию своего карапуза как к почетной, но серьезной миссии, доступной только вам.
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ФОТОГРАФИРУЕМ СВОИХ ДЕТЕЙ? |
Фотографировать детей можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате. К примеру, есть люди, фотографирующие своих детей с целью получить фотографии, являющиеся произведением фотоискусства, понятным не только родственникам, но и широкому кругу зрителей. Но в большинстве своем эти снимки рассказывают о чем-то таком, чего в жизни вашего ребенка никогда не происходило и произойти не может. К примеру, посмотрите на фотографию девочки*, сидящей у окна и с грустью смотрящей на дождливую вечернюю улицу. Такая композиция навевает осеннее настроение, но в реальной жизни такую картину можно застать крайне редко. Более вероятно, что в такие промозглые вечера она с удовольствием занимается изучением свойств маминой помады или третирует младшего брата. То же самое относится и к приведенной здесь фотографии, на которой изображены дети, сидящие на старом кресте около заброшенного деревенского кладбища и обсуждающие вопрос, кто же такие эти предки. Фотография от начала до конца является постановочной, и снимок представляет некоторую эстетическую ценность с точки зрения творческой фотографии. Фотограф использовал детей для реализации своего творческого замысла, поэтому рассматривать эту инсталляцию как собственно фотографию ребят было бы неправильным. Что будет, если мы заполним наш семейный альбом постановочными высокохудожественными фотографиями? Судите сами: однажды я спросил свою десятилетнюю дочь о том, какие именно моменты она помнит из своего детства. Оказалось, что все ее воспоминания так или иначе совпадают с ее детскими фотографиями. Таким образом, фотографируя своего ребенка, вы не только дарите ему на всю жизнь иллюстрации того, как он впервые в жизни увидел лягушку или обмазался творогом по уши, но и формируете его воспоминания о прошлом. |
Повторение пройденного
• Фотографируя своего ребенка, вы формируете его воспоминания о детстве.
• Излишняя постановочность фотографии вредит семейному альбому.
• Вы способны сфотографировать то, что не сможет сделать никакой профессионал.
Как не надо снимать детей
• В спешке.
• Только по праздникам.
• При условии недостаточного освещения.
• С постными и ничего не выражающими лицами.
• В надуманных ситуациях.
Используемая техника
Часто приходится слышать от начинающих: «Вот если бы у меня был бы хороший фотик, то тогда у меня получались бы хорошие фотографии!» При этом забывают, что качество снимка зависит от фотографа и навороченность камеры играет в этом процессе далеко не самую главную роль. Уверяю вас, что ваши милые детские фотографии были сделаны с любовью вашими родителями на гораздо худшей технике и фотопленке, чем то, что есть у вас сейчас.
Поверьте, не существует абсолютно никаких технических проблем, ограничивающих вас в съемке своего ребенка. Если у вас есть «мыльница» — снимайте на «мыльницу», имеется «зеркалка», цифровой фотоаппарат — снимайте на них. Конечно, на «мыльницу» вам не удастся сфотографировать лицо ребенка крупным планом или приблизить отдаленный объект, но для портрета или жанровой сцены с участием вашего чада она вполне подойдет. Так что я призываю вас не тратить время на поиск отговорок, а изучить возможности своей техники.
При использовании пленочного фотоаппарата вам надо определиться с выбором фотопленки. Не мудрствуя лукаво, я рекомендую вам не лишать своих детей радужных воспоминаний и снимать их на цветную пленку, а черно-белую мы оставим для продвинутых фотографов. Не стоит также гнаться за какими-то навороченными профессиональными пленками — подойдет практически любая из тех, что продаются в любом магазине. Мы же с вами остановимся на недорогих и доступных каждой маме любительских пленках Kodak Gold или Konica Centuria Super.
При выборе фотопленки неизбежно встанет вопрос о ее чувствительности. Решение этого вопроса зависит от типа фотоаппарата и условий освещения места съемки. Чтобы вам было проще определиться, рекомендую пользоваться таблицей (приведена в печатной версии журнала). При составлении таблицы я исходил из предположения, что фотографии в вашем альбоме имеют стандартный размер 10х15 см, когда зерно, вызванное применением высокочувствительной пленки, незаметно. Если же вам захочется напечатать большие фотографии, то рекомендую использовать пленки с чувствительностью не выше 400 единиц, дающие зерно приемлемого размера, не мешающего восприятию вашей фотографии.
Если же вы планируете снимать на цифровой фотоаппарат, то я посоветовал бы довериться автоматическому режиму, в котором чувствительность матрицы подбирается по заложенному производителями алгоритму. Более продвинутым мамам при выборе чувствительности рекомендую руководствоваться правой колонкой таблицы, независимо от вида цифрового фотоаппарата, и, кроме этого, вашими личными впечатлениями от величины так называемого «цифрового шума» на различных чувствительностях, проявляющегося визуально в виде маленьких разноцветных точечек на темных участках изображения. Я не могу дать никаких точных рекомендаций, поскольку одни фотоаппараты уже на чувствительности ISO200 «шумят», как северное сияние, а другие и на ISO1600 показывают вполне приличные результаты. Однако чем меньше величина чувствительности, тем «цифра» меньше «шумит».
Повторение пройденного
• Фотографирует не аппарат, а человек.
• Техническое качество вторично.
• Для аналоговых фотоаппаратов лучше использовать любительские пленки умеренной чувствительности.
• При выборе чувствительности цифрового аппарата используйте режим «AUTO» или руководствуйтесь личными впечатлениями от «шумности» матрицы.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий