Фото:Игорь Дворецкий
Текст:Игорь Дворецкий
Трюковый вид съемки, как я ее называю, вызывает неизменный интерес и массу вопросов не только у простых зрителей, но и у коллег фотографов. Большинству из них трудно представить, что подобного рода снимки можно сделать в небольшой домашней фотостудии, со слабеньким набором оборудования, без генераторной системы, «на коленке», так сказать.
Но это так! И дело здесь не в недостатке финансов, хотя хорошее оборудование стоит больших денег. Мне настолько интересно «поломать» голову над созданием сложных по исполнению и техническому оснащению фотографий простым путем, что я уже не могу остановиться!
Мечта подтвердить на практике факт, что все гениальное просто, родилась у меня еще в детстве. Играя с мальчишками на развалинах старых бараков в Останкино, мы нашли стопку журналов «Америка»: в конце 60-х – начале 70-х годов такая литература была большой редкостью. В них я впервые увидел удивительно красивые фотографии на невероятно гладкой глянцевой бумаге. Одна из них – «Пуля, пробившая апельсин» Г. Эджертона, настолько меня поразила, что, увлекшись фотографией спустя многие годы, я помнил о ней. Повторить такого рода скоростную съемку без соответствующего оборудования невозможно. С другой стороны, если нельзя, но очень хочется – возможно все! Так я стал придумывать обходные пути, как добиться подобного эффекта, используя подручные средства. Мне это удалось!
Чай, виски – поснимаем?
Откровенно говоря, фотография с чашкой – «Какой же я неловкий!» получилась случайно. Это был единственный дубль, хотя обычно их количество достигает 10–50-ти: снимаю до тех пор, пока результат не удовлетворит моим требованиям. Изначально задумка была совсем другая – я хотел налить жидкость по краю чашки таким образом, чтобы получился всплеск. Но чашка перевернулась, щелчок затвора – и результат перед вами. Чтобы повторить этот эксперимент вам понадобится чай, чашка, блюдце и столик – любой, не обязательно стеклянный. Сразу предупрежу – процесс использования всех этих предметов довольно нудный. После каждого дубля приходится заново мыть и тщательно вытирать все объекты съемки. Мне повезло, да и возиться с наведением чистоты было лень, поэтому оставил кадр как есть. Не так давно я проводил мастер-класс в Проффотоцентре, где наглядно демонстрировал технику съемки подобных сюжетов – ничего сложного! Самое главное – поймать момент. Кстати, здесь в качестве фона берется софтбокс. Он ставится сзади, потому что посуда стеклянная, жидкость прозрачная – их хорошо видно на просвет. А вот если, допустим, взять фарфоровую посуду, то подсветку придется ставить еще спереди с боку, иначе передний план получится темным.
Для следующего снимка – «Виски, сэ-э-эр!» вам уже понадобится именно стеклянный стол, поскольку съемка ведется на просвет, снизу. Берете стакан для виски, чай (эксперименты с виски обойдутся дороговато, а чай, в зависимости от крепости заварки, может имитировать довольно широкий спектр алкогольных напитков) и обычное стекло. Оно должно быть идеально чистое – никаких бликов, пылинок или отпечатков пальцев! Это касается, впрочем, всех стеклянных предметов – дотрагиваться до них можно только в перчатках, а вытирать – бумажными салфетками, от обычного полотенца останутся ворсинки. Есть и специальные жидкости, влажные салфетки, допустим для чистки мониторов – они тоже вполне сгодятся. Размер стекла зависит от размеров снимаемого предмета. Если это стакан, то подойдет небольшой кусок, если более крупный предмет, то чем стекло больше – тем лучше. Далее – на стекло наливается вода. Я брал обычную воду из-под крана. Чтобы она не скатывалась со стекла, к нему надо приделать некие бортики. Первое и самое простое, что пришло мне в голову – взять пластилин, тонко раскатать и облепить им края по периметру! В итоге – стекло лежит горизонтально, сверху 3–5 мм воды, зафиксированной по краям пластилином. Ставите сверху стакан или бокал, приподнимаете на ребро и отпускаете, чтобы произошел живописный «плюх». Фотокамера при этом находится внизу, под стеклом. Самое сложное – все это придумать и тщательно подготовить – эти моменты занимают гораздо больше времени, нежели сама съемка.
Во власти трех стихий
В кадре «Виски – взрывной характер» к стандартному набору – чай, стакан, стеклянный стол добавляется лед и пламя. Вместо стеклянного стола можно использовать и простое зеркало, но в этом случае отражение выходит сдвоенным – такой эффект мне не слишком нравится. Поэтому я использовал стекло и лист черной бумаги в качестве подложки. Лед искусственный – из пластика. Его можно приобрести, например, в магазине «Фотофрейм», на Мосфильмовской улице. Он дороговат – порядка 600 рублей за один кубик. Возможно использование более дешевого варианта – из желатина, но он недолговечен и смотрится менее эффектно. Поэтому, пластиковый все же оптимальнее. Фон – цветной картон или пластик подходящего размера, я использовал формат А3. Подсветка – фронтальная и по бокам.
Несмотря на пламя, в кадре опять чай. Сколько же я с ним намучился, чтобы поджечь так, как надо! И керосин пробовал сверху наливать, и спирт… Кидаю спичку – пламя гаснет. Наверное, пленочка горючей жидкости была слишком мала. Конечно, если взять стакан чистого спирта, он бы полыхнул! Но, учитывая условия – все свои эксперименты я провожу в домашней студии, комнате 16 кв. м. – поджигать целый стакан спирта или бензина я не решился. Пока он весь не прогорит, лопнув в конце, его и не потушишь! Поэтому, старался поджечь тонкую пленку горючей жидкости на поверхности бокала с чаем таким образом, чтобы она вспыхнула и погасла, позволив мне сделать хотя бы один кадр. Бензин наливать я также побаивался, все-таки керосин и спирт не так горючи. Но, только плеснув бензинчику от зиповской зажигалки, я получил, наконец, желаемое пламя. Кинул побыстрому в стакан кусок пластикового льда, сделал снимок – занавес! С такими вещами лучше долго не мучиться: что получилось – то получилось. До этого снимка я сделал всего три кадра. Решил оставить этот и больше не экспериментировать. Да и стакан у меня, в конце-концов, треснул.
Закончим, пожалуй, тему виски, стеклянных сосудов и прочих сопутствующих им атрибутов разобрав последний снимок из этой серии «Краев не видишь».
Чтобы добиться элегантного матового оттенка, в качестве столика я использовал белый пластик с темной подложкой. Подсветка преимущественно сзади, потому что снимаемые предметы опять все прозрачные. Единственное исключение – щипчики для льда. Они мелковаты, поэтому их пришлось отдельно подсветить фронтально, иначе бы они вышли абсолютно черными. Сюжет снимка, по сути – шуточный! У меня есть ваза, диаметр и внешний вид которой в точности совпадает с бокалом для виски. За исключением высоты. Поэтому, вся хитрость данной композиции состоит в том, чтобы поставить два сосуда с жидкостью рядом, сфотографировать. А при компьютерной обработке снимка убрать у вазы очертания до уровня бокала!
Кстати, графический редактор отнюдь не является для меня палочкой-выручалочкой! Как правило, в нем я корректирую цвет, добавляю изображению насыщенности, контрастности, резкости. Но иной раз приходится прибегать и к таким хитростям, как в случае с вазой.
Позвони мне, позвони…
Я обожаю придумывать разные необычные сюжеты для моих фотографий. Кадр «Сантехника вызывали?» – наглядная демонстрация моей неуемной фантазии. Согласитесь – вышло любопытно! Модель телефона именуется ВЭФ – его я еще в Советское время приобрел в ЦУМе. Он до сих пор не только очень стильно смотрится, но еще и превосходно работает! Правда, для съемки мне его пришлось немного разобрать, открутив провод с трубкой.
Итак, вновь для съемки нам понадобится стол, стекло и синий лист бумаги в качестве подложки. Какой именно брать стол, использовать стекло или пластик, какого цвета брать подложку – решать вам, для конечного результата все это абсолютно не принципиально! Что касается света, то если я не снимаю объекты на просвет, то освещение преимущественно ставлю спереди сбоку – отражатель или другой источник света с противоположной стороны, для подсветки теней. В этом кадре видно: основной источник – слева, отражатель – справа. Далее – главная хитрость, на которой, собственно, и основан сюжет. Берете два куска шланга – один кусок присоединяете к телефону, второй – к душевой лейке. Их концы уводите за фон, предварительно сделав в нем специальное отверстие. Затем, в один из шлангов – сами понимаете какой – подаете воду. Здесь тоже маленький секрет – вода в шланг подается так: берете грушу с водой, вставляете ее наконечник в шланг, давите ногой и все, пошла водичка!
Вот это фрукт!
И на «закуску» — яблочко! Кадр «Медуза» по технике выполнения также сделан проще некуда! Глядя на снимок, большинство уверены, что я подбрасываю фрукт в воздухе вместе с водой, прежде чем его сфотографировать. Это мнение ошибочно. Наоборот, я стараюсь при выполнении снимков такого рода – жестко зафиксировать объект, чтобы на снимке он получился четким и резким! Для этого конструируете планку из любых подручных материалов, прикрепляете к ней вилку и, перпендикулярно фону, насаживаете на нее яблоко. Расстояние между фоном и яблоком, при этом, должно быть приблизительно сантиметров 15–20. То есть в фоне имеется отверстие, за которым и прячется вся эта нехитрая конструкция. Дело остается за малым – художественно облить яблочко водой и сфотографировать. Вода берется самая обычная. Если я не хочу, допустим, передать с помощью цвета какой-либо напиток, допустим, чай, виски или лимонад, то всегда использую обычную воду из под крана. Освещение слева. А вот водичку на яблоко брызгаю снизу, а не сверху, как можно было бы подумать – снимок просто перевернут! Берется пластиковая бутылка из-под кваса, пива или минеральной воды, наполняется водой и вы просто брызгаете из нее снизу на висящее яблоко; она его художественно обволакивает, принимая разные конфигурации. Для съемок с водой лучше использовать цветные пластиковые фоны, они более практичные и не намокают. Капли воды которые могут попасть на фон, легко ретушируются в любом графическом редакторе.
В завершение хотелось бы отметить интересный факт. У меня есть много разноплановых фотографий разных жанров. Но живой интерес аудитории неизменно вызывают именно эти «трюковые» снимки. Порой, даже обидно, когда я выставляю в интернете, на мой взгляд, интересный портрет, а он проходит мимо, бесследно – никакой реакции. А тут – вазу обрезал и куча комментариев!
В любом случае, если будете пытаться повторить мои нехитрые трюки, соблюдайте технику безопасности, чтобы соседей не залить и квартиру не поджечь.
Читайте также:
Право в фотографии. Статьи о нарушениях авторских прав фотографа.Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности и многое другое.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий