С 1 декабря по 13 февраля в Москве, в галерее Photographer.ru (Центр современного искусства Винзавод) проходит выставка «Ранний цвет. Фотографии 1950–1960-х годов» американского фотографа Сола Лейтера, по праву считающегося живым классиком нью-йоркской школы. Как истинный новатор, Лейтер намного опередил свое время.
Снятые более полувека назад на слайдовую пленку и не так давно напечатанные в технике хромогенной печати, фотографии американского фотографа и сейчас поражают тонкостью цветовых сочетаний и особой композиционной свободой. Работы Сола Лейтера находятся в крупнейших музеях мира: в Музее Виктории и Альберта (Лондон), Национальной галерее Австралии (Канберра), Национальной художественной галерее (Вашингтон), Музее современного искусства (Нью-Йорк) и во многих других публичных и частных коллекциях.
— Как вы думаете, ваше занятие фотографией — это судьба?
— Я никогда не думал о своей работе как о судьбе — просто искал источник дохода. Идея попробовать себя в качестве фотографа принадлежала моему другу, художнику Ричарду Пузетт-Дарту. Я сам никогда не думал, что буду фотографом.
— Вы занимаетесь фотографией более 60 лет. Изменилось ли за это время ваше отношение к ней?
— Не думаю. Как правило, я отлично знал, что нужно делать, и всегда делал именно это.
«Быть признанным — это приятно любому человеку.
Я не исключение»
— Где вы учились живописи? Повлияла ли учеба на ваши работы?
— Я никогда не учился живописи традиционным способом, не посещал художественных классов, а просто приходил в библиотеку Питтсбургского университета и часто проводил там весь день. В библиотеке были книги с работами известных художников, портфолио выпускников и большая коллекция книг по искусству. Я изучал их и старался усвоить.
— Как вы совмещали работу коммерческого фотографа с творческой съемкой?
— Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны. Меня нельзя назвать истинно коммерческим фотографом. Мои заказчики, предлагая работу, предполагали, что я сделаю все так, как чувствую, как считаю нужным. Так я и поступал, причем никогда не пользовался советами или инструкциями. Мое собственное понимание процесса помогало успешно выполнять коммерческие заказы.
— Как долго вы занимались коммерческой фотографией?
— Ровно столько, сколько мои снимки были востребованы заказчиками. Повторюсь, коммерческая фотография для меня была именно способом заработка. Поэтому я работал до тех пор, пока не перестал получать заказы. В общей сложности около тридцати лет, начиная с пятидесятых годов.
— Помните ли вы свои чувства во время первой авторской выставки?
— Не самые лучшие воспоминания, если честно. Моя первая выставка картин прошла в Питтсбурге. Отец не хотел, чтобы я был художником и семья поддерживала его. Он кричал: «Позор, что скажут люди!». Только представьте себе: у вас проходит первая долгожданная выставка, а ваша семья не поддерживает вас, не гордится вами, а стыдится вас и вашего занятия. Можно догадаться, что я чувствовал.
— Ваши работы есть во многих музеях мира и частных коллекциях, что это значит для вас?
— Быть признанным — это приятно любому человеку. Я не исключение.
«Нужно верить в себя, в свою естественность»
— В чем, на ваш взгляд, секрет успешного фотографа?
— Успех бывает разный. Человек может быть посредственным фотографом, но при этом хорошим бизнесменом. Я не всегда был успешен, за время моей работы мне неоднократно отказывали.
— Как вы думаете, чем отличается российская фотография от западной?
— У меня недостаточно знаний для того, чтобы рассуждать об этих различиях, но я всегда восхищался русскими фотографиями на военную тему.
— Что вы можете сказать об уровне развития фотографического бизнеса в России?
— Интерес к русской живописи все время растет. Я думаю, что часть этого интереса достанется и российской фотографии. Она привлекает к себе большое внимание.
— Посоветуйте российским фотолюбителям, как найти себя и свой жанр в фотографии?
— Не нужно слушать советчиков. Необходимо следовать своим намерениям, не оглядываясь на других людей. Верить в себя, в свою естественность.
— В России вы представляете свои фотографии 1950-60-х гг. годов. Почему именно их?
— Потому что я вижу, что люди, изучив мои снимки тех лет, считают их интересными и достойными внимания. Мне бы хотелось, чтобы российские зрители познакомились с этими работами и оценили их.
_______________________
Читайте также:
Советское фотоискусство 60–70-х годов
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий