Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Валерий Потапов о феномене рок-фотографии

Валерий Потапов
о феномене рок-фотографии

#выставки
Валерий Потапов
о феномене рок-фотографии
1 февраля 2013
Фото:Валерий Потапов, концерт группа «Алиса» во дворце спорта «Юбилейный»

31 января в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках выставки "Время колокольчиков" и новой программы "PhotoСреда" состоялась встреча с петербургским фотографом Валерием Потаповым – одним из лучших мастеров культурного андеграунда советской эпохи.

В этот день в Центре фотографии прошла по-настоящему душевная беседа людей, объединённых любовь к советскому року. Валерий Потапов не только поделился своими впечатлениями о работе со звёздами и рассказал интересные истории, бытовавшие в кругу рок-музыкантов, но и поговорил с гостями о жизни в целом. Вряд ли получится пересказать слова мастера. Поэтому в этой статье мы хотим привести самые интересные фрагменты выступления Валерия, и приведём его работы, посвящённые рок-музыкантам. 

 

Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Валерий Потапов на мастер-классе в Центре фотографии им. Братьев Люмьер

 

 

О рок-фотографии как жанре

 

В 80-е годы фотография сама по себе ничего не значила. Она приобретала значение только в опубликованном виде, когда ее могли увидеть сотни людей.

 

Для чего мы, фотографы, были нужны музыкантам? Журналист, пишущий о музыке, и фотограф, работающий с музыкантами, должны понимать стиль музыки, чтобы суметь перенести зрителя в этот мир. Фотография иллюстрирует и артиста, и самого журналиста, который рассказывает о музыке.

 

Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

Группа "Чиж & C". Фото Валерия Потапова

 

Писать о музыке – это удивительно. Я не умею словами рассказывать о музыке, но очень четко ловлю идущую от музыканта энергетику и стараюсь передать ее в фотографии. Мне кажется, у меня это получалось.

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Группа «Кино». Фото Валерия Потапова

 

 

 


Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Чиграков Сергей (Чиж & C). Фото Валерия Потапова

  

Когда меня пригласили сюда рассказать обо всех этих рок-н-рольных фотографиях, я на некоторое время задумался, что такое рок-фотография вообще. В этом зале сейчас нас окружают замечательные фотографии. Для меня лично фотография имеет интерес  только в контексте музыки. Если бы не было музыки – фотография была бы ничто. Рок-фотография - это удивительный феномен. Мне всегда хотелось, чтобы фотография была как минимум на равных с музыкой. Представленные здесь фотографии - это вторичная история. Рок-фотография – это прежде всего оформление пластинок.

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

  Фото Валерия Потапова


О своем творчестве

 

Рок-фотография для меня началась после того, как я впервые попал на концерт группы «Алиса» вместе с другом. За годы своей карьеры я работал со многими группами: «Алисой», «Аквариумом», «Чижом», «Наутилусом Помпилиусом». С рокерами не было никаких проблем. Сложно было работать с футбольным клубом «Зенит». Первой моей камерой была «Чайка-2».

  


Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 На концерте группы «Алиса». Фото Валерия Потапова

 

 

Уже в те времена я делал всё на свое усмотрение. Например, я не принял Шевчука, не стал работать с ним. Любимой своей работой, наверное, могу назвать обложку пластинки группы «Ноль» за 1999 год. Самый уважаемый мною музыкант – Владимир Высоцкий. Я впервые услышал его в возрасте12 лет. Это была песня «Братские могилы».

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Группа «Ночные снайперы». Фото Валерия Потапова

 

 

Меня всегда волновала история нашей страны. Перебирая материалы, я нашел для себя много интересного. Проработав почти 40 лет в фотографии, накопив  огромное количество материала, я стал сдерживаться в съёмке. Есть определённая ответственность перед теми людьми, которых я уже снял. Теперь, когда я смотрю даже свои домашние архивы, то понимаю, что и домашняя жизнь была тесно связана с роком.

 

 


Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Группа «Ленинград». Фото Валерия Потапова

 

 

В 90-е годы пришлось заниматься рекламной съемкой. Это было необходимостью. Сейчас уже не могу смотреть на рекламу. Любой человек хочет достичь успеха. А когда всё это приходит - происходит какое-то отторжение, неудовлетворение, и настаёт пора разобраться в собственных чувствах.

 

Сейчас я получаю громадное удовольствие, когда делаю что-то для своих близких и для людей, которых снимал.

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Обложка пластинки группы "Ноль." Фото Валерия Потапова

 

 

О фотографии

 

Сегодня повсюду цифровая фотография. Это замечательная вещь. Но ее возможность снимать-снимать-снимать в итоге приводит ни к чему. В какой-то момент вы должны сами себе сказать: пора остановиться и разобрать то, что уже есть.

 

 
Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Чиграков Сергей и Александр Чернецкий. Фото Валерия Потапова

 

 

В какой-то степени сейчас очень странное время. Техника достигла фантастических показателей по сравнению с тем, что было у нас. Доступно огромное количество книг и учебных материалов. Учись! Никто никого не ограничивает! При этом хороших книг по фотографии немного. Вспоминая юность, когда всё, что доступно теперь, невозможно было даже представить, я вхожу в эту галерею, как в храм. 

 

 

Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Группа «Разные Люди» на вокзале в Санкт-Петербурге 19 сентября 1993 года. Фото Валерия Потапова

 

 

 

Я убежден, что аналоговая фотография еще не исчерпала свои возможности. В ней заложен просто неисчерпаемый потенциал, и мне даже немного жаль, что я отошел от нее и предпочел цифру.

 

 

Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер  

Группа «Аквариум» у Дворца молодежи, 1988 год. Фото Валерия Потапова

 

  

О жизни

 

Главное – изначально быть очень мощно энергетически заряженным человеком. Важно, чтобы от вас шла энергетика. Работая с людьми, я получаю большее удовольствие. Я чувствую его и сейчас, когда открываю старые фотографии и вспоминаю истории, которые с ними связаны. В рок-фотографии, как и фотографии вообще, важна история каждого кадра.

 

 

Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Концерт группы «Алиса». Фото Валерия Потапова

 

 

Чувство неуверенности в себе это совершенно нормально. Я до сих пор не знаю, кто я и где мое место в мире.

 


Совет фотографам

 

Будьте сами цельными людьми. Главное, чтобы вы сами себе были интересны. Тогда вам будет интересно снимать абсолютно всё, и всё будет получаться. Рецепт цельности? Посмотрите на ребенка. Разве здесь может быть какой-то рецепт?

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Посетители выставки "Время колокольчиков"

 

 

Будьте самодостаточными. Самые лучшие фотографы, которые снимали рок-н-ролл, - это те мастера, которые могут снимать всё что угодно, включая и свои собственные темы. Дима Конрадт, например, любит снимать город например. У меня тоже есть свои предпочтения. Я снимал практически всё. Проще сказать, что я не снимал. Не снимал в космосе, не снимал под водой и животных.

 

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 Валерий Потапов раздает автографы

 


Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер 

 

 

Человек сам для себя определяет, что такое хорошо, а что такое плохо, сам определяет себе планку. К сожалению, у большинства людей эта планка значительно ниже, чем могла бы быть. Собственная планка - это основа, она должна быть всегда. Только тогда есть смысл работать и заниматься своим делом.

 

 

 Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

Гости выставки "Время колокольчиков"



Валерий Потапов, фотограф, советские фотографы, выставка Время колокольчиков, Центр фотографии имени братьев Люмьер

 

Никогда не знаешь, какой путь совершит твоя работа и где окажется твоя фотография. Спустя время воспринимаешь всё абсолютно иначе. Это счастье, чего я и желаю всем вам.

 

 

Такими словами Валерий Потапов завершил встречу, которая, бесспорно запомнится всем своей дружественной тёплой атмосферой.  

В рамках выставки «Время колокольчиков» состоится ещё много интересных встреч и событий, следите за новостями нашего сайта, общайтесь и получайте новые впечатления!

 

 

При подготовке материала использованы фотографии Валерия Потапова.

Источник - http://www.potapov.net/



____________________

Читайте также:

«Мэрилин навсегда»: неизвестная легенда

PhotoСреда: Развивая фотокультуру

«National Geographic Photo Contest 2012»: итоги конкурса


Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий