Фото:Александр Гринберг
26 апреля в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Влекут за собой». В экспозиции собраны снимки известных советских фотографов: Александра Гринберга, Николая Петрова, Николая Кулешова и других. Главная тема, объединяющая их снимки, — женское и женственное. Сделанные в 1920-е и 30-е годы, эти работы выглядят нетипичными для того времени, связанного с «закручиванием гаек» и отказом от сексуальности.
Как пишет Александр Боровский в официальном релизе, выставка «репрезентует одну из линий своего фотособрания: женское в сталинскую эпоху».
Николай Петров. Портрет комсомолки. 1928. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Экспозиционная история хронологически начинается с ню русских пикториалистов. Собственно, они продолжали в новых, советских условиях установку, которой следовали с начала века. В последние десятилетия ХIХ века фотография обнаженной натуры бытовала в полуподвальном этаже не только художественной культуры, но собственно — эротического жанра, статус которого был полузапретный, существование — потаенным. Русская фотография, в процессе осознания своих целей и возможностей, высвободила жанр фотографии обнаженного тела от функциональных пут и обязательств культурного и нравственного «полуподвала».
Неизвестный автор. Татьяна Мякота. 1930-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Однако социально-политическая ситуация, в которой оказались пикториалисты, стремительно менялась. И дело даже не в их взаимоотношении с фотоавангардом — явлением, вытеснявшим их со сцены актуального искусства.
Григорий Зимин. Без названия. Конец 1920-х. Серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание
Вторая ипостась выставки — женское, запрятанное в прозодежду, в униформу. Женщина на производстве — заводском ли, сельском, домашнем. Тщательно подобранные фотоработы М.Пенсона, М.Калашникова, В.Ковригина, О.Кнорринга, Э.Евзерихина и неизвестных фотохудожников. Обычно кураторы, репрезентирующие советское телесное, идут простым путем: выносят на люди феномен тоталитарной фотоэротики — арт-продукцию, обладающую «всеми половыми признаками» и — бесполую, свидетельствующую о здоровом общественном гедонизме и — не способную вызвать индивидуальные желания, символизирующую торжество здоровой, тренированной, хорошо организованной плоти.
Александр Гринберг. Без названия. 1920-е. Бромойль. Частное собрание
Советский фотоавангард в целом также можно назвать антителесным. С очень важной корректировкой: он был равнодушен к индивидуальной, интимной телесности. Ему был в высшей мере свойствен пафос служебности, функциональности, орудийности. Разумеется, все эти «большие батальоны» неразумно было бросать в бой за «интимные отношения» отдельных людей. Служить классу — одно дело, репрезентировать отношения индивидуальностей, — совсем другое. Не индивидуальное, но коллективное тело — вот что занимало советский фотоавангард, - пишет А.Боровский.
Контакты:
Адрес: ул. Остоженка, дом 16.
Телефон: 8 (495) 637-11-22
Время работы: каждый, кроме понедельника. 12:00 – 21:00
Выставка открыта до 19 мая.
__________
Читайте также:
«В сторону света»: выставка к юбилею Игоря Пальмина
Российская неделя маркетинга-2013: крупнейшее событие в мире Digital
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий