Фото:Неизвестный автор. Санкт-Петербург. Площадь Петра Великого. 1900 – 1910-е. Фотохром
«Ранний цвет в русской фотографии. Российская империя 1890–1910-е» продолжает серию масштабных проектов МАММ, посвященных раннему цвету в фотографии и уже показанных музеем в Москве (ЦВЗ «Манеж», 2008), Музее фотографии Амстердама (2013) и лондонской Photographers’ Gallery (2014). Настоящая выставка представляет новые поступления в собрание МАММ — открытки, выполненные в технике «фотохром», одной из самых ранних техник получения цветного изображения. Одновременно выставка продолжает многолетний проект «История России в фотографии», над которым МАММ работает с 1996 года. Вход для участников нашего клуба — свободный. Открытие состоится 30 июня в 19 часов.
Неизвестный автор. Москва. Новые ряды. 1900 —
Фотография стремилась овладеть цветом с самых ранних этапов своего существования. Сначала фотографии раскрашивались вручную, но специалисты непрестанно экспериментировали и с более сложными и технологичными способами получения цвета. Настоящий прорыв в этой области совершил Ханс Якоб Шмидт
Неизвестный автор. Киев. Лаврская церковь. 1900 — 1910. Фотохром
Вот как описываются достоинства фотохрома в каталоге «Детройтской фотографической компании» приобретшей патент на эту технологию в
Неизвестный автор. Варшава. Театр. 1900 —
Фотохромы обманчиво напоминают цветные фотографии, но при большом увеличении этот обман рассеивается: становятся видны частицы пигмента и становится очевидным, что перед нами фотомеханический способ создания изображения, основанный на красках. Процесс создания фотохрома был трудоемким: требовалось несколько литографских камней, покрытых специфическим составом на основе асфальта и специально обработанных (в среднем от шести до пятнадцати) — каждый для своего цвета. За основу брались черно-белые негативы. Их авторство почти никогда не указывалось, поэтому остается только гадать, кем были сделаны снимки, впоследствии превращенные в фотохромы. В качестве наглядной иллюстрации технологического процесса на выставке представлена редкая сохранившаяся пара: оригинальный черно-белый отпечаток и фотохром, сделанный на его основе. Это — «Вид на башни Московского Кремля со стороны Васильевского спуска» Петра Петровича Павлова (1860 — ок. 1925), знаменитого русского фотографа, который держал ателье на Мясницкой улице, а с 1898 года снимал исторические события и архитектурные виды Москвы.
Неизвестный автор. Нижний Новгород. Вид с Кремлевского вала. 1900 —
Фотохромы пользовались огромным спросом у массового покупателя и быстро стали предметом любительского коллекционирования. Это были и открытки, и эффектные крупноформатные панорамы, и среднего размера отпечатки на тонкой бумаге, вклеивавшиеся в альбомы или обрамлявшиеся и украшавшие стены буржуазных гостиных. На выставке представлены более ста открыток с видами разных городов и областей Российской империи конца XIX—начала ХХ века — Санкт-Петербурга и пригородов, Москвы, Варшавы, Ревеля, Киева, Одессы, Гельсингфорса (ныне — Хельсинки), Гурзуфа, Тифлиса и Крыма.
Современному зрителю, чей визуальный опыт сформирован цветной цифровой фотографией, ранние попытки ввести цвет в фотоизображение могут показаться наивными. Но они обладают бесспорным, неподражаемым обаянием времени и вместе с тем являются ценным документом об истории нашей страны.
Выставка будет проходить с 1 июля по 6 сентября.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий