Фото:Оксана Супрун
Известный детский, семейный и подводный фотограф Оксана Супрун, спикер первого международного фестиваля семейной фотографии «Семейные фотоканикулы» рассказывает о специфике работы в таком уникальном и сложном направлении, как подводная съемка малышей.
— Оксана, добрый день! Расскажите, пожалуйста, с чего же все-таки началось ваше фототворчество: с увлечения фотографией или с любви к дайвингу?
— Мое личное фототворчество проснулось гораздо раньше такого понятия, как дайвинг. Мне было всего лет десять-двенадцать, когда я заинтересовалась процессом печати фотографий в темной ванной с таинственной красной лампой, сначала за компанию с папой, а потом и сама, а чтобы было что печатать, приходилось что-то и кого-то все время снимать; я постоянно экспериментировала, фотографировала, тренируясь на бедных кошке и собаке, живших тогда у нас, засвечивала то пленку, то бумагу, переводила кучу дефицитной тогда фотохимии, в общем, творила и вытворяла. Тогда я еще даже не подозревала о существовании дайвинга и вообще не предполагала, куда меня заведет мое увлечение.
— Вы помните свое первое погружение? Было ли страшно? Что вас удивило больше всего?
— Еще бы! Было страшно — не то слово! Первое ознакомительное, от нечего делать, погружение в бассейне на отдыхе в Турции оказалось очень неудачным, я запаниковала, нахлебалась воды, ужасно испугалась, после чего сказала: «Дайвинг? Никогда и ни за что!»
На следующий день я пошла провожать своих друзей на их первое погружение в море, просто хотела помахать им рукой с причала, и по сей день очень благодарна нашему инструктору, который в буквальном смысле слова толкнул меня в спину в сторону отчаливавшей от пирса яхты; мне уже некуда было деваться, кроме как прыгать на борт. Так я оказалась в море, ну а там не смогла увильнуть от уговоров попробовать занырнуть.
Первое погружение в море на глубину в несколько метров перевернуло во мне все с ног на голову. Я была буквально потрясена тем, что под водой можно существовать, дышать, что там тоже есть жизнь, тоже есть цвета и яркие краски. Через полчаса я в полном восторге от процесса уже забыла обо всех своих страхах навсегда. Через пару месяцев я оказалась в дайвинг-сафари на Красном море, ну а после этого понеслось...
Кстати, то первое погружение в бассейне стало для меня очень важным уроком: я поняла, что вода и паника абсолютно несовместимы.
— В одном из интервью вы рассказывали, что знакомы с людьми, которые стали родоначальниками раннего плавания в нашей стране. Общаетесь ли вы с ними сейчас? И как думаете, какое значение имеет раннее плавание для физического развития ребенка и формирования его характера?
— Родоначальниками системы «Плавать раньше, чем ходить» являются супруги Никитины; я уверена, многим знакома эта фамилия. Они — люди, которые на свой страх и риск доказали, что существуют альтернативные методики развития детей. Огромное спасибо им за это!
Мне же повезло познакомиться с людьми, которые первыми донесли столь важное дело до масс, нашли бассейн, обучили инструкторов, открыли группы, где занимались сначала беременные, а потом и родители с новорожденными малышами. Многие до сих пор удивляются, узнав, что мы со старшей дочерью начали плавать в большом бассейне с ее двухмесячного возраста, а тогда, почти 15 лет назад, это казалось просто невероятным.
Эти люди до сих пор занимаются своим важным делом, я очень рада, что познакомилась с ними тогда. Мы начинали плавать под руководством специалистов, знающих, как и что делать; сама я вряд ли решилась бы заниматься с грудным ребенком ранним плаванием без такой поддержки. И сейчас могу с уверенностью сказать, что лично я не знаю ничего лучшего для развития и закаливания маленьких детей, да и взрослых, чем плавание. Мои дети физически развиты, они не болеют, они уверены в себе и своих силах. Это очень помогает им и в учебе, и в жизни.
— С какими проблемами во время подводной съемки детей вы сталкиваетесь? Сильно ли отличается съемка под водой от обычной?
— Очень сильно. Проблема в физических свойствах воды: здесь действуют совсем другие законы. Если при обычной съемке на суше опытный фотограф получает небольшой процент технического брака на выходе, то при подводной съемке его очень много по объективным причинам: это может быть связано просто с тем, что кто-то сделал шаг или отплыл на метр не в ту сторону.
Под водой не крикнешь: «Эй! Плывем все сюда и смотрим вон туда!» Соответственно, существует проблема коммуникации с моделью, из-за этого постоянно приходится выныривать и заныривать; прямо скажем, процесс этот физически нелегок.
— Как реагирует ребенок на фотографа, находясь под водой? Или он настолько увлекается окружающим миром, что не обращает на вас внимания?
— Дети либо не реагируют совсем, потому что просто не видят меня (малыши ныряют без очков и всегда с открытыми глазами; попробуйте нырнуть и рассмотреть что-то под водой без очков), либо заинтересованы моей техникой, подплывают, заглядывают в камеру. Процесс съемки их никак не напрягает, потому что они заняты своим привычным делом, они просто пришли нырять и плавать, как обычно, а не позировать фотографу.
— Вы начали снимать под водой несколько лет назад. Как по-вашему, за пройденные годы фототехника для подводной съемки значительно шагнула вперед?
— Первым моим фотоаппаратом стала подводная амфибийная камера, купленная по случаю за границей в 1998 году; это была пленочная пластмассовая камера, тогда она казалась мне верхом инженерной и технической человеческой мысли! С тех пор много воды утекло, и техника с каждым днем становится все более и более совершенной и доступной. Что и говорить, если уже сейчас некоторые модели мобильных телефонов могут снимать под водой без специальных аквабоксов. Казалось бы, купил и снимай! Но без определенных знаний и навыков здесь не обойтись.
— Какие эмоции испытывают родители, увидев фотографии своего малыша в настолько необычной среде?
— Взрослые люди обычно не так расслаблены и раскованы в воде, как дети. Многие не умеют нырять, кто-то боится открывать под водой глаза; часто бывает так, что родители никогда не заныривали с малышом и даже не подозревают, что ребенок-то, оказывается, ныряет с открытыми глазами, более того, он там улыбается, а иногда даже и смеется! Увидев все это на фотографиях, родители, конечно, приходят в восторг от такого открытия.
— Работаете ли вы с постоянными клиентами? Есть ли такие, кому удалось привить любовь к воде с раннего возраста?
— Да, у меня есть клиенты, которых я снимаю давно, со многими мы дружим, вместе отдыхаем и встречаемся не только в бассейнах, но и на отдыхе на море.
Часто будущие мамы, которых я также снимаю и в фотостудиях, интересуются темой раннего плавания и, знаю, потом начинают заниматься с малышами, и это здорово!
— Расскажите, пожалуйста, о самой яркой вашей съемке в студии (бассейне) и на природе.
— Этим летом мы с детьми осуществили нашу давнюю мечту — подводную съемку с дельфинами и белухами. Я очень давно об этом думала, и даже не знаю, чему больше рада: тому, что она состоялась, или тому, что нам посчастливилось пообщаться с этими прекрасными животными. Почти час мы находились с ними в воде один на один: только мы и они. Это было что-то потрясающее! Меня поразило, как вели себя дельфины: подплывали, с любопытством заглядывали в камеру, как часто это делают дети, которых я снимаю. Еще нам очень повезло: с нами плавал двухнедельный малыш дельфиненок, и мне было очень интересно наблюдать за его взаимоотношениями с мамой — как она его опекала, обучала и оберегала своего любопытного детеныша от любопытных людей. А белухи! Это такие веселые ребята! В общем, все остались под огромным впечатлением! Я бы с удовольствием повторила этот опыт.
— С вашего творчества, можно сказать, началась подводная съемка детей в России. Насколько конкурентна сейчас эта область?
— Очень заманчиво было бы сказать, что с меня что-то началось, но, конечно, я не первопроходец, фотографы снимали и снимают под водой, тем более что техника становится все доступнее и доступнее. Однако соглашусь, что подводная съемка детей — не самый популярный вид фотографии у нас в стране.
По поводу конкуренции могу сказать: надо очень любить воду и все, что с ней связано, чтобы заниматься этим серьезно. Съемочный процесс весьма непрост, и подводная съемка — это очень громоздко, очень неудобно и очень тяжело. Многим любопытно попробовать, что это такое, но на этом обычно интерес угасает.
— Сильнее ли развит подобный жанр за рубежом?
— Да. Мы, как всегда, к сожалению, отстаем. Я общаюсь с некоторыми мастерами подводной фотографии из-за рубежа, это все фанаты своего дела, не представляющие себе жизни без воды.
— Сколько времени вы тратите на постобработку?
— Постобработка достаточно простая — надо из серо-синей, неконтрастной, невзрачной картинки сделать красиво. Больших секретов, как этого достичь, нет, но вот уж где-где, а в подводной фотосъемке без постобработки точно не обойтись.
— Проводите ли вы мастер-классы, делитесь ли уникальным опытом?
— Меня часто спрашивают об этом, но я сама все время учусь, пробую и экспериментирую, поэтому вот так, чтобы учить кого-то, — нет, но поделиться своим опытом, рассказать и показать, как это делаю я, — почему бы и нет. Всегда с удовольствием общаюсь с единомышленниками.
— Вы занимаетесь не только подводной съемкой. Какие жанры вам еще интересны? И все-таки, если выбирать один, то это будет подводная съемка?
— Мне интересно все! Я считаю, что очень полезно расширять свои горизонты и не зацикливаться на каком-то определенном виде фотографии. Я не хочу довольствоваться чем-то одним, но если надо будет выбирать, то я выберу камеру и подводный бокс, а потом вынырну и решу, что буду делать с этим на суше. Скорее всего, достану камеру из бокса, буду путешествовать по миру и снимать людей.
— Чем вы снимаете сейчас?
— Основная камера — Canon 5D Mark III в боксе и со вспышками, это для коммерческих съемок. Для своего семейного альбома я пользуюсь всем, чем можно снимать под водой: экшн-камерой GoPro, iPhone в аквабоксе, подводными мыльницами — цифровыми, одноразовыми пленочными, которые до сих пор продаются на каждом углу там, где рядом есть море. Как я уже говорила, я очень люблю экспериментировать.
— Как вы думаете, насколько широк творческий потенциал подводной детской фотографии?
— Подводные снимки очень красивы и необычны, но одно дело — фотографировать большие таинственные затонувшие корабли на глубине (что я также делаю с огромным удовольствием), красивых черепах или взрослых фридайверов в открытом море, и совсем другое дело — съемка малышей в бассейне. Подводные снимки детей в бассейне довольно предсказуемы, очень редко когда удается увидеть что-то, действительно поражающее воображение. И если мы говорим именно о детской подводной фотографии, то мы ограничены возможностями маленьких пловцов. Идей много, но не все реализуешь с детьми.
— Какие навыки, а может, и черты характера, на ваш взгляд, требуются от подводного постановочного фотографа?
— Навыки, связанные с поведением под водой, — это раз; готовность к тому, что все будет не так, как вы себе придумали, и к непредсказуемости результата — это два. Я никогда не знаю, какого качества и прозрачности вода ждет меня в очередном «съемочном павильоне», а это главный момент, определяющий технический результат. Поэтому не нервничать и не паниковать в любой ситуации — это три. Еще раз повторюсь: вода и паника — вещи несовместимые.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— Я очень любознательный человек, люблю учиться и узнавать что-то новое и экспериментировать, и это касается не только фотографии. Кроме того, я уверена, что если чего-то очень сильно захотеть, то можно и в космос улететь, поэтому уважаю активных целеустремленных людей, добивающихся своих целей вопреки всему. Еще я очень люблю путешествовать и всегда скучаю по морю, все мои близкие и друзья знают о моей мечте жить рядом с большой водой. И я верю, что когда-нибудь так и будет! Пожалуй, вода — это мое самое большое увлечение в жизни.
— Большое спасибо за беседу! Ярких вам кадров!
— Спасибо вам за интересные вопросы!
Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий