Фото:Иван Кобяков
Текст:Анна Аристова
В жанре концертной фотографии работают многие талантливые российские авторы, благодаря которым мы, даже не будучи непосредственными зрителями того или иного шоу, погружаемся в атмосферу события. Один из таких ярких фотографов — Иван Кобяков, обладающий уникальным визуальным стилем и давно уже ставший своим для многих звездных музыкантов. Мы расспросили Ивана о том, что позволило ему найти собственный почерк в концертной фотографии и чем бы он хотел поделиться с начинающими авторами.
Всё, что тут написано, достаточно субъективно; вы можете согласиться, а можете не соглашаться. Это те вещи, которых я стараюсь придерживаться, снимая концерты и не только. По мне, концертная фотография — это популярный, интересный и не самый простой жанр, если вы стремитесь сделать свои работы качественными и оригинальными. Все прекрасно понимают, что концертная фотография — эмоции артистов и зала, настроение и атмосфера события, а это крайне индивидуально.
Предполагаю, что читатель знаком с некоторыми терминами и понятиями цифровой фотографии.
В первую очередь понадобится хорошая светосильная оптика. Наиболее подходящий вариант — пара «родных» зум-объективов
Что касается фотоаппарата, то тут важны два основных фактора — низкий уровень шума при высоких значениях ISO и скорость покадровой съемки; если же камера еще и полнокадровая, то вы снаряжены по полной. Важно хорошо узнать свою технику и пользоваться ею интуитивно.
Limp Bizkit, Park Live — 2013, 24—70/2,8
«Ленинград», «Нашествие-2014», Fish-Eye
Итак, перед вами задача: сделать красивые атмосферные кадры с концертного выступления. Попробую по пунктам описать те моменты, которые я считаю важными и которыми стараюсь не пренебрегать, хотя и постоянно пытаюсь искать интересные решения.
PRANA, 2013, мультиэкспозиция
Frank Turner, Mighty Sounds — 2012
Основа любой хорошо снятой фотографии — это композиция. Правильная композиция позволит воспринимать вашу работу психологически комфортно. Самое меньшее, что вам следует сделать, — это включить в видеоискателе сетку и ознакомиться с правилом третей, если вы о нем еще не знаете. А еще лучше — почитать о композиции подробнее.
Brainstorm, «Нашествие-2013»
«АукцЫон», 2014
Нужно использовать всё, от сценических фонарей, попадающих в кадр, экранов и баннеров на заднем плане до различных элементов, которые, на первый взгляд, только мешают.
«Ночные снайперы», 2014
«Океан Эльзы», «Нашествие-2013»
Alai Oli, 2014
С помощью точной фокусировки мы делаем главный акцент на снимке. Так как условия съемки не самые простые и диафрагма, как правило, открыта максимально, глубина резкости очень маленькая, поэтому часто встречаются ошибки фокусировки. Кто-то со мной не согласится и скажет: «Фотография взрывная! Ну, фокус немного попал не туда... Это не страшно, главное — есть эмоции!» Я с таким подходом не согласен и подобные снимки считаю неудачными. Рекомендую привыкать фокусироваться качественно и не давать себе поблажек. Добивайтесь точности — используйте ручной выбор зоны фокуса и фокусируйтесь на тех объектах, которые считаете важными в конкретном кадре. Выбор акцента должен быть сознательным и понятным.
Делайте многоплановые снимки, ищите необычные ракурсы, старайтесь, чтобы содержание взаимодействовало, а не разбивало кадр.
SunSay, 2014
«Вежливый отказ», 2014
На концертах как артисты, так и публика часто преподносят сюрпризы. Это я к тому, что вы можете снимать и экспериментировать с кадром, но старайтесь увидеть как можно больше и успеть отреагировать.
«План Ломоносова», 2012
«Последние танки в Париже», 2013
Lumen, 2013
Peter Doherty, 2012
О цвете, свете, контрасте и атмосфере. Неотъемлемой частью концерта является световое шоу, что не только улучшает картинку, но зачастую и усложняет нашу задачу. С яркими цветами — например, белым, желтым, голубым, — проблем, как правило, не возникает. Но очень часто бывают темные цвета — красный, темно-синий и так далее, — которые трудно воспринимаются экспонометром камеры. Однако не стоит опускать руки или сразу переходить в черно-белый режим. Я рекомендую снимать в RAW, тогда у вас будет больше возможностей работы с цветом.
Вообще, лучше отдельно ознакомиться с основными понятиями цвета. На эту тему существует много интересной литературы, но, на мой взгляд, наиболее простой и понятный вариант — это книга «Живая цифра» Павла Косенко.
Осваивайте удобный вам конвертер — с цветом можно творить чудеса. Я, в зависимости от ситуации, пользуюсь одной из нескольких программ: Adobe Camera Raw + Adobe Bridge, Nikon Capture NX2, RPP. У каждой из них есть свои особенности, тонкости, плюсы и минусы, но это тема для отдельного долгого разговора.
И немного о контрасте. Я люблю в меру контрастные фотографии, стараюсь оставлять максимум деталей в тени и не делать пересвета; для этого я периодически поглядываю на гистограмму во время съемки и всегда слежу за ней при обработке.
Не бойтесь снимать в контровом свете, причем не нужно экспонировать тени до нормального уровня, если в световой схеме это не учтено; пусть будут силуэты — так вы красиво передадите настоящую атмосферу. Не забывайте фотографировать общие планы.
«Браво», 2014
«Алиса», 2013
«25/17», 2014
Дельфин, 2014
«Н. О. М.», 2014
«25/17», 2014
Думаю, на этом всё. Можно, конечно, рассмотреть и другие творческие приемы, такие как мультиэкспозиция и тилт-шифт, но без знания основ и умения правильно их применять я считаю это бессмысленным. Пользуйтесь знаниями и доверяйте своему вкусу. Мир!
Фотограф Иван Кобяков
Благодарю Ивана, за приятное общение и помощь в работе с материалом.
Ты вдохновляешь, а значит не только в моём сердце зародится тепло.
P.S. Анна Аристова
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий