Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Юрис Юст: «Меня интересует жизнь за соседним углом»

Юрис Юст:
«Меня интересует жизнь за соседним углом»

#портфолио #уличная_фотография
Юрис Юст:
«Меня интересует жизнь за соседним углом»
28 сентября 2015
Фото:Юрис Юст

Юрис Юст, латвийский музыкант и автор идеи рижского интернет-ресурса об уличной фотографии, принял участие в выставке «Дружба народов» и немного рассказал о себе. 3 октября в 15 часов в павильоне № 59 «Зерно» на ВДНХ состоится творческая встреча с Юрием, не пропустите!


— Юрис, здравствуйте! Прежде всего, хотим поблагодарить вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Здравствуйте, спасибо и вам за приглашение. Профессия у меня простая: я экономист по логистике, по специальности проработал два месяца. Большую часть моей жизни занимает музыка. Более 10 лет я играл в группе Tribes of the City («Племена города») на бас-гитаре. Мы много путешествовали по Европе, несколько раз были в России. С 2011 года наш коллектив не ведет активной деятельности, и я стал искать занятие, которое позволило бы мне быть максимально независимым.

— Интересовались ли вы фотографией в детстве? Фотографировал ли кто-то в вашей семье?

— Нет, это пришло позже. Мое стремление сначала к музыке, а позже и к фотографии было попыткой побега от программы будней.

— Вы еще совсем молоды, но уже являетесь автором нескольких интересных проектов. Расскажите о них, пожалуйста.

— Спасибо. Просто я понял: чтобы кинуть зерно в землю, ее сначала необходимо вспахать, и за меня этого никто делать не станет. Тогда я создал страничку в Facebook об уличной фотографии Риги и стал выкладывать свои снимки и работы еще нескольких авторов. Выяснилось, что в нашем городе уличная фотография совсем не организована. Стали подтягиваться люди, ресурс начал развиваться.

— Чем вы сейчас снимаете? Есть ли, по вашему мнению, принципиальная разница между пленочной и цифровой фотографией?

— Сейчас 90 % своих работ я снимаю цифровой камерой. Современная пленка настолько совершенна, что ее эффект проще создать с помощью цифры. Считаю, что свет для фотографии принципиален. Пленка допускает погрешность в экспозиции, цифра же дает возможность исправиться.

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?

— У меня есть снимок 2007 года, единственный кадр из моего полночного периода, он называется «Танец». Я его очень люблю.

— Вы снимаете в жанре уличной фотографии. Чем он привлекает вас? И что самое сложное в нем?

— На улице все максимально честно. Этим можно заниматься всегда. Думаю, тут больше преимуществ.

— Среди некоторых авторов есть мнение, что уличная фотография — не более чем упражнение. Что вы скажете на этот счет?

— Любая фотография — только инструмент. Как его использовать, каждый решает сам.

— Кто становится героями ваших фотографий чаще всего? Вы целенаправленно идете снимать или всегда носите с собой камеру на всякий случай?

— Да, камера у меня всегда под рукой. На поле я ощущаю себя вратарем: ищу свет и жду. Иногда фотографирую интуитивно, не думая, что вижу. Иногда хожу на одно место, просто есть потребность его запечатлеть. Главное — поймать волну, тогда все получится.

— Спрашиваете ли вы разрешения у людей на улице? Бывают ли конфликтные ситуации?

— Нет. Бывало пару раз, но ничего серьезного. Тут главное — верить в свои добрые намерения.

— Вы снимаете сразу в черно-белом режиме?

— Да, так мои кадры получаются еще красочней и ярче!

— Какую погоду вы предпочитаете для съемок? Считаете ли ненастье препятствием?

— Ищите тень, и хорошая обувь вам в помощь.

— Что означает для вас сам процесс съемки? Возможность отвлечься и отдохнуть или, наоборот, подумать о чем-либо?

— Фотография для меня — как собака, которую нужно выгуливать, иначе ей становится некомфортно.

— Сколько в среднем длится одна ваша фотопрогулка и сколько снимков вы делаете?

— Три-четыре раза в неделю по несколько часов. За полный день хорошего настроения готов спустить затвор до тысячи раз.

— Насколько вы самокритичны?

— Когда мне кажется, что кадр получился, я продолжаю путь. Как правило, в 90 % случаев выбираю именно его, из архива редко что достается. Да и скучно это. Как поется в песне, «лучше гор могут быть только горы»...

— Есть ли у вас любимые места в городе?

— Мне кажется, что нет, но по фотографиям я замечаю, что оказываюсь в одних и тех же местах. Меня интересует жизнь за соседним углом.

— А какие уголки Латвии вы посоветовали бы посетить тем, кто собирается познакомиться со страной?

— Приезжая в другой город, хорошо повстречать людей, близких по духу. С ними всегда интересно, и места они знают правильные. Если у вас совсем нет времени, сходите на базар, тут у нас большие цеппелиновские ангары.

— Кто из современных фотографов наиболее близок вам по творческому методу? Можете ли назвать наиболее интересных авторов своей страны?

— Я тяготею к чешским авторам, на уличную фотографию меня сподвиг наш Эгонс Спурис (Egons Spuris), друг и ученик Александра Слюсарева. У нас много интересных людей, прибалтийская фотография богата именами. Из старой гвардии уже классики латвийской школы и ныне действующие — Гунар Бинде (Gunars Binde), Инта Рука (Inta Ruka), Гвидо Кайонс (Gvido Kajons) и Вильгельм Михайловский. Из молодых — Армандс Грундманис (Armands Grundmanis), Паулис Якушонок (Paulis Jakušonoks) и Роман Дриц (Roman Drits). Вот хороший интернет-ресурс по современной прибалтийской фотографии.

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас значит общественное признание?

— Снимки, которые я делаю сейчас, как говорят, не в тренде. Поэтому на конкурсы я их не шлю. Всем нужны серии — я их тоже не делаю. Самым большим достижением считаю то, что два моих любимых латышских музыканта, Gas of Latvija и Имантс Даксис (Imants Daksis), пользуются моими фотографиями для оформления своих материалов. Для меня важно, скорее, мнение отдельных людей.

— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, Интернет?

— Не нужно улучшать свой уровень фотографии; становитесь лучше сами, и ваши снимки станут как вы. На досуге я смотрю авторские книги по фотографии и живописи. Полезно почитать литературу, для творчества это малоприменимо, но при отборе кадров пригодится.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

— Я слежу за участниками агентства «Магнум». Любое причастие к нему утешило бы мое эго.

— Что значит для вас фотография?

— Способ общения с собой.

— А что еще вас вдохновляет на творчество? Музыка, литература?

— Обожаю кино 1960-х: Калик, Урусевич, Калатозов — это очень здорово. Конечно, Тарковский. Самое большое впечатление на меня произвел фильм Аристакисяна «Ладони». Вообще культура 60-х мне очень близка, тогда повсеместно происходили неимоверные события.

— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»?

— Это хорошая возможность встретить новых людей, расширение кругозора всегда идет на пользу.

— Назовите, пожалуйста, пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— Не зная нот, я занимаюсь музыкой более 15 лет. На свое 19-летие я сломал ногу, а потом похудел на 26 кг. У меня никогда не было телевизора, и я не знаю, как зовут нашего президента. Книга Гейдара Джемаля «Ориентация — Север» включила меня. Каждый год я езжу на Шипот.

Анкета. Об авторе

Страна: Латвия.

Сайт: jurisjusts.com.

Совет начинающим фотографам: не фотографируйте, как фотограф.

Техника: Canon.

Источники вдохновения: идея возможности совпадения случайностей в моем присутствии.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

10 августа 2015

Эдгарас Вайцикявичюс:
«Улица имеет собственную историю»

Внимание участника проекта «Дружба народов», литовского фотографа Эдгарасу Вайцикявичюсу привлекает то, мимо чего большинство горожан проходит мимо: геометрия деревьев на фоне старой стены, ниспадающий из окна свет, появившееся после дождя отражение... Эдгарас убежден, что улица имеет свою историю, и тому, кто проявляет к ней интерес, она открывает свои неповторимые истории.

31 июля 2015

Абстракционизм стрит-фотографии
Junichi Hakoyama

Один из беспроигрышных сюжетов уличной фотографии — игра света и тени. В самом обыкновенном месте может сложиться настолько выразительная картинка, что равнодушным не останется никто. Японский фотограф Junichi Hakoyama, можно сказать, в совершенстве владеет способностью подмечать абстрактное в привычном.

16 июля 2015

Эндо Фучс
о жизни в городе в ее естественном виде

Эндо Фучс считает, что фотография позволяет увидеть мир другими глазами. Для него самое важное — выражение, атмосфера и содержание снимков. Он любит работы Сальгадо и черпает бесконечное вдохновение в уличной фотографии.