Фото:Алексей Терентьев
Как говорит о себе член клуба «Российское фото» Алексей Терентьев, в фотографии ему интересен психологический портрет. Но в то же время съемки для него — это способ познания мира и самого себя. Вот почему он организует и проводит фототуры в различные страны: в путешествиях люди получают возможность увидеть свою жизнь со стороны, они меняются, меняются и их фотографии. Можно сказать, что Алексей проводит собрания единомышленников, а не ведет коммерческий проект.
— Алексей, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?
— Добрый день! По профессии я редактор-издатель, окончил Университет печати, правда, по специальности почти не работал, а всю сознательную жизнь занимался рекламой. Так остается и сегодня. Знакомство с фотографией, наверное, как и у многих, началось для меня еще в юности с простых пленочных камер вроде «Зоркого» и «Зенита» и проявителя в темной комнате. Снимал я тогда преимущественно своих знакомых и пейзажи. Потом был довольно ощутимый перерыв и возвращение к фотографии, но уже в цифровом формате.
Мьянма. Буддизм | Пакистан. Ислам |
— Как давно вы начали фотографировать?
— Заниматься фотографией именно как творчеством я начал примерно
Пакистан. Ислам | Нагаленд. Индия. Язычество |
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Для меня фотография никогда не была профессией. Такой подход очень сужает возможности и накладывает массу ограничений. Ведь, по сути, главная задача профессионала — это заработать деньги, то есть что-то получить от фотографии. Для меня же главным является творческое начало, а творчество подразумевает противоположный процесс: не получение, а отдачу. Отдачу сил, энергии, денег, времени, почти всегда бескорыстную. Поэтому и фототуры, которые я сегодня организую, — это больше собрание единомышленников, чем коммерческий проект.
Однако, возвращаясь к вопросу обучения, не могу не сказать об удивительном человеке и очень талантливом авторе, который весьма сильно повлиял на мое отношение к фотографии, — Павле Киселеве.
— Сегодня, если мы правильно понимаем, вы в основном занимаетесь тревел-фотографией?
— Не совсем так. Фотография для меня — это в первую очередь способ познания мира, а в конечном счете — познание самого себя, один из способов взаимодействия с окружающей действительностью. Путешествия — замечательная вещь, они помогают меняться в лучшую сторону, дают возможность посмотреть на многие процессы, в том числе и на собственную жизнь, со стороны. Знакомство с другими культурами помогает видеть жизнь с разных позиций, что дает более объемную и реальную картину мира. Однако это не исключает и съемок в Москве, в том числе студийных.
Я бы, скорее, в качестве наиболее интересного жанра выделил для себя психологический портрет. А уж где снимать — в студии, в путешествии или в соседнем дворе, — это уже вопрос вторичный.
Индия. Индуизм | Мьянма. Снято в Китайском храме |
— Вы организуете множество интересных фототуров и поездок. Как пришла идея заняться этим? Вы наверняка помните, каким был первый фототур?
— До фототуров у меня было много самостоятельных поездок, в частности, работа на юге Китая. Именно там мне удалось поездить по крошечным городкам, в которых никогда не видели туристов. Именно тогда в общении с людьми мне начала открываться настоящая жизнь этой страны. Я понял, что главное — не архитектура, не природа, не музеи, а люди, простые люди и их жизнь. Именно это и легло в основу всех моих дальнейших поездок. А потом стали появляться те, кому такой формат оказался близок и интересен. Первый же официальный фототур состоялся в Мьянму, одну из моих самых любимых стран, куда я до сих пор регулярно езжу с группами. Из последней поездки туда мы вернулись всего неделю назад.
Пакистан. Верхняя Хунза. Ислам | Мьянма. Язычество |
— Расскажите о своих любимых направлениях. Какая природа и погода вас вдохновляют?
— Как я уже сказал, мой любимый жанр в фотографии — это психологический портрет. Точнее, мне интересны внутренний мир человека, его чувства, мировоззрение, то, во что он верит, как это влияет на его жизнь. А фотография — один из способов познания мира. Наверное, можно сказать, что для меня она не цель, а скорее средство. Поэтому меня вдохновляют люди — живые, думающие, чувствующие, развивающиеся, творческие... А если говорить о погоде, то я плохо переношу холод.
Индия. Индуизм | Вьетнам. Язычество |
— Если говорить о вашем личном творчестве, вы больше снимаете в рамках фототуров или же отдельно?
— Бытует мнение, что фототуры — очень скучная вещь, потому что все участники снимают одно и то же и привозят одинаковые кадры. У кого-то, возможно, это и так, но у меня подобное в принципе невозможно. В основе наших поездок лежит общение с людьми. У каждого человека свой взгляд, свое отношение, и конечно, кадры у всех получаются совершенно разными. Каждая поездка нас немножко меняет, делает другими, соответственно, меняются и наши фотографии. Я где-то слышал мнение: чтобы начать снимать качественно лучше, нужно самому внутри измениться, стать немножко другим, и полностью с этим согласен. Измениться в привычных условиях часто бывает сложно, а путешествия, особенно в страны с другой культурой, религией, мировоззрением, очень в этом помогают. Поэтому я много снимаю и в путешествиях, и дома в перерывах между ними. Далеко не все мои поездки являются фототурами, периодически я путешествую самостоятельно.
Индия. Индуизм |
— Насколько для вас важно получить задуманный кадр? Например, вы нашли точку съемки, но из-за неподходящих погодных условий кадр сделать не получается. Будете ли вы возвращаться сюда? Сколько кадров можете сделать, чтобы получить тот самый образ?
— Я не снимаю пейзажи, а если говорить о том, на что я готов пойти ради кадра, то могу сказать: никогда не буду фотографировать человека, если понимаю, что у него останутся отрицательные эмоции от нашего общения. Я всегда постараюсь найти подход к людям, но если они категорически против, то снимать не буду.
Что касается образа, то могу сказать, что количество не всегда переходит в качество. Образ либо рождается, либо нет. Иногда бывает достаточно одного первого кадра. А если чувствуешь: что-то не получается, лучше остановиться. Можно помедитировать, привести себя в порядок и попробовать заново, но уже по-другому, с другими чувствами. Ведь если что-то не получается, дело чаще всего не в других, а в самом фотографе. Люди чувствуют мое внутреннее состояние и реагируют на него. Именно поэтому я стараюсь не снимать в плохом настроении: как правило, ничего хорошего из этого не выходит.
Мьянма. Буддизм |
— Кто чаще участвует в фототурах: желающие усовершенствовать свои навыки в фотографии или еще и те, кто просто интересуется культурой и бытом той или иной страны?
— В наши поездки отправляются самые разные люди. Чаще всего это, конечно, фотографы, но бывает, что и те, кому просто очень близок наш формат путешествий. Нужно сказать, что он немного отличается как от обычных фототуров, так и от экскурсионных программ. Ведь главная наша цель — знакомство с другой культурой, общение с людьми, познание мира, а фотография, хоть и является неотъемлемой частью поездки, это скорее инструмент, чем самоцель.
Мьянма. Буддизм | Пакистан. Ислам |
— Как вы думаете, ви́дение дается свыше или же его можно развить?
— Видение для меня ближе к чувствованию. У кого-то оно развито изначально, у остальных его можно развить. Лучше всего этому способствует творческий процесс.
— Что для вас является критерием хорошей фотографии?
— В хорошей фотографии должна быть видна душа... Свет, цвет, композиция — это все важно, но вторично. Кадр может быть идеальным с точки зрения композиции и света, но при этом мертвым. А может получиться совершенно примитивная картинка, к тому же нарушающая все фотографические правила, но живая.
Откуда берется душа в фотографии? Это то, что вкладывают в кадр во время съемки фотограф и его модель, их чувства и эмоции, кусочек их души. Хороший кадр может сделать сильный фотограф с сильной энергетикой, а может слабый фотограф с сильной моделью. Именно поэтому так интересно снимать актеров и политиков — у всех известных людей, особенно творческих, как правило, очень сильная энергетика, которая почти всегда чувствуется на фотографиях. Однако душа есть у любого человека, и задача фотографа — сделать так, чтобы она проявилась сперва во время общения, съемки, а потом — и на фотографии... Можно сказать, что это метафизика, но это реально есть и реально работает.
— Фототехнику каких производителей вы используете?
— Не думаю, что это важный вопрос, снимать можно любой камерой любого производителя. Но так исторически сложилось, что я пользуюсь техникой Canon.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Человеческие. В первую очередь надо быть человеком, а уж потом фотографом, и никак не наоборот.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Мне нравятся работы многих фотографов. Очень часто я нахожу интересные снимки у малоизвестных авторов. Но выделить кого-то двоих-троих мне сейчас уже сложно.
— Как давно вы читаете наш журнал?
— Около года.
— Как вы узнали о нашем клубе и что стало главной причиной решения присоединиться к нам?
— Узнал совершенно случайно. Сейчас очень много разных клубов, но часто за ними нет никакой реальной жизни, лишь желание нескольких человек заработать деньги или решить свои собственные проблемы, имитируя некую деятельность. В вашем же клубе я впервые увидел реальную и интересную фотографическую жизнь.
— Вы уже начали пользоваться преимуществами? Какие скидки и бонусы наиболее полезны лично для вас?
— Да, уже несколько раз печатал фотографии в ФотоЛабе, очень доволен и качеством, и скидками.
— Это радует! Дальше будет еще больше интересного и полезного! Благодарим за беседу!
— И вам спасибо!
Анкета. Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Алексей Терентьев, 41 год.
Веб-сайт: http://rider7.livejournal.com/, facebook.com/photoroof.
Техника: Canon 5D Mark III.
Источник вдохновения: люди.
Лучший совет: помнить о том, что мы с нашими желаниями, делами и задачами являемся не центром мира, а всего лишь его частичкой. У каждого человека есть собственные желания и цели, и они ничуть не менее важны, чем наши.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий