Фото:Евгения Стерлягова
Член клуба «Российское фото» Евгения Стерлягова интересна не только как портретный фотограф. Достаточно пообщаться совсем немного, чтобы заметить, насколько широким кругозором она обладает, как в фотографии, так и в не связанных с нею областях.
— Евгения, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии? Как давно начали снимать?
— Добрый день! Оглядываясь назад, могу сказать, что фотография присутствовала в моей жизни почти всегда, только сперва я выступала в роли модели. Мои дедушка и отец были фотолюбителями, и я очень дорожу нашим семейным фотоархивом. В школьные годы мне подарили мыльницу Kodak, так я и оказалась по ту сторону объектива. Меня больше интересовали хроника, общие групповые кадры, иногда постановочные портреты друзей. Тогда это казалось просто увлечением, которому не придавали особенного значения. Я получила профессию финансиста в Омском государственном университете и несколько лет успешно проработала в банковской сфере, но фотография все-таки поманила за собой, и уже серьезно.
Фото из серии «Мураками»
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— У новичка есть все шансы утонуть в море визуальной информации, статей и сайтов, и я какое-то время дрейфовала в обилии всего этого. Однако переехав в Москву, начала изучать фотографию системно и профессионально: сперва в фотошколе Павла Смирнова, затем в школе фотожурналистики «Известия» и творческой мастерской Светланы Пожарской.
Фото из серии «Мураками»
— Вы занимаетесь разными жанрами фотографии. Можете ли выделить один, наиболее интересный для вас?
— Могу выделить прежде всего портрет, поскольку начинала именно с постановочной портретной съемки. Моя сестра в то время получала актерское образование в ВТИ имени Щепкина, и моя первая студийная фотосессия — это ее портфолио, а потом и другие студенты начали обращаться ко мне за тем же. Портрет — это сложный и интересный жанр, в котором важны и контакт с тем, кто тебе позирует, и свет, и психология, и атмосфера, создается пространство диалога, взаимодействия, и в этом рождается нечто интересное, нечто не только про модель, но и про фотографа. Помимо ожидаемых снимков я всегда старалась уловить что-то необычное для себя, и так постепенно начала формироваться подборка авторских арт-портретов.
— Какие съемки вы предпочитаете — дома, на улице, в студии?
— Это зависит от замысла съемки. Студия интересна фактурой, пространством, разнообразием световых схем, но для некоторых идей больше подойдет урбанистический пейзаж или домашний интерьер.
— Разграничиваете ли вы коммерческие съемки и творчество?
— Я стараюсь использовать творческий подход и в коммерческой съемке, однако тут приходится разграничивать задачи. На мой взгляд, основная задача коммерческой съемки — получить результат, который порадует, а лучше — удивит заказчика, в хорошем смысле слова.
— Как вам удается найти общий язык с клиентами?
— Я не могу вспомнить случая, когда это не удалось бы; возможно, мне просто очень везло с клиентами. Большая их часть — люди творческой профессии, актеры театра и кино, они пластичны, охотно идут на креатив и не боятся камеры. Мне кажется, самое важное — это твое отношение и искренний интерес к тем, кого фотографируешь, желание раскрыть этих людей (лучшие ракурсы, естественные эмоции); уловить суть взаимоотношений, если это семейная съемка; поймать ключевой момент в свадебном репортаже. Когда я полностью включена в работу и чувствую драйв, это заразительно, и тогда все получается легко и азартно. Конечно, существуют профессиональные хитрости, например, при съемке детей и животных, но все они сводятся к тому, чтобы заинтересовать модель, удержать ее внимание либо создать настроение. Фотосессия — это всегда командная игра.
— Что для вас является критерием хорошей фотографии?
— Она должна быть выразительной, волновать, вызывать эмоции. Мне нравится, когда в фотографии есть недосказанность, странность.
Триптих «Мужчина и женщина»
— В чем вы находите вдохновение?
— Сложно объяснить, я ли нахожу вдохновение или оно находит меня. Скажу, что можно бесконечно перечислять авторов, художников и фотографов, режиссеров, которые вдохновляют и впечатляют меня. Это Масао Ямамото, Роджер Баллен, Эрвин Олаф, Паоло Роверси, Диана Арбус, Франческа Вудмен, Дэвид Линч, Джордж Краузе, Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Алекс Уэбб, Трент Парк, Андрей Чежин, Сергей Вараксин и многие другие. Однако творческий порыв может вызвать кино, музыка, книга, место, человек, какие-то новости. Вдохновение — это загадка, которую не хочется разгадывать, тем оно и отличается от профессионального навыка.
Фото из серии «Настоящее прошедшее»
— Как вы думаете, можно ли развить ви́дение или оно дается (или не дается) свыше?
— Я думаю, что-то нам дается свыше, но одного ви́дения недостаточно. Ви́дение — это как понимание. Фотографу нужно вдумчиво изучать визуальный язык изображения, расширять и совершенствовать, для того чтобы внятно на нем заговорить.
— Как совершенствуетесь лично вы?
— Прежде всего, я интересуюсь тем, что происходит вокруг меня, в социальном, культурном пространстве — это расширяет творческий кругозор. Фотографу нужно много читать, причем не только статьи арт-критиков о современном искусстве, но и работы философов, знаковую художественную литературу. По возможности я посещаю выставки, участвую в конкурсах, творческих мастерских, образовательных проектах «ФотоДепартамента». Это все обогащает восприятие жизни и искусства. Мне интересно совершенствоваться и в качестве автора, и в качестве зрителя.
— Важно ли для вас общественное признание?
— Любой художник, публикуя свои работы, стремится к признанию, по крайней мере, желает быть понят настолько, чтобы вызвать реакцию того, кто смотрит на них.
— Фототехнику каких производителей вы используете?
— Вся моя профессиональная техника марки Canon, для пленочной съемки использую ломокамеру Diana+, в последнее время часто снимаю камерой iPhone.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Любопытство и любознательность в отношении мира, своего дела, людей, того, что делали в фотографии до тебя и что происходит сейчас; умение располагать к себе и коммуникабельность тоже фотографу не помешают; еще, на мой взгляд, очень важны самокритичность и рефлексия вообще, умение обращать взгляд на себя и на то, что ты делаешь для того, чтобы двигаться дальше.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Я уже перечислила некоторых своих любимых авторов, однако могу сказать, что мне очень нравится итальянская фотография, реализм 1940–1970-х гг., обожаю Марио Джакомелли. Из молодых авторов ценю творчество Ребекки Сторм, для меня это какая-то другая фотография, не понятная до конца и очень личная.
Фото из серии «Настоящее прошедшее»
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?
— Я нахожусь в поиске своих тем и художественных средств выражения. Начав с портрета в классическом смысле этого слова, я двигалась к модерну и теперь пробую смотреть на портрет еще шире, в современном ключе. Хочется участия в интересных проектах, выставках. Я только начинаю знакомиться с актуальной современной фотографией; постичь ее, приблизиться к ней — вот моя цель.
— Как давно вы читаете наш журнал? Как вы узнали о нашем клубе и что стало главной причиной решения присоединиться к нам?
— Материалы «Росфото» я просматриваю уже около года. Для меня важны наличие фотографического сообщества, возможность общения с другими фотографами и зрителями посредством страниц журнала, интересна возможность консультаций, дискуссий на профессиональные темы.
Анкета. Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Евгения Стерлягова, 36 лет.
Веб-сайт: photounion.ru/Show_User.php?unum=2209.
Техника: Canon Mark II, ломо, камера iPhone.
Принимала участие в выставках:
- «Молодые фотографы России», с 2011 по 2015 г.;
- «Шаги», сентябрь 2011 г., «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре;
- «Выявление», июнь 2012 г., «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре;
- Among Trees,
M-graphia, Darkroom Gallery, США; - «Школьные годы» (в рамках Всероссийского фотосимпозиума), г. Заречный;
- «Философия женского образа XXI века», галерея «Ар Деко», Москва;
- «Свобода: осознание» (в рамках проекта «Пути к Big Picture»), галерея «Марс», Москва, 2013 г.;
- Young art show — 2013, Словакия;
- «РусАртФото-2013», Суздаль;
- «Точка на карте» (в рамках фотофестиваля «Фотопарад», Углич, 2013 г.;
- «Полярная перспектива — 2013», «Пермское биеннале — 2013»;
- Выставка фотохудожников России в Центре российской науки и культуры, Прага, июнь 2014 г.;
- «Фотобиеннале-2016» (в рамках проекта «Эволюция взгляда»), Москва.
Источник вдохновения: жизнь во сне и наяву, японская проза, итальянская фотография, мифы, сказки, сны; то, чего я не понимаю, интуитивное движение, эмоции, цвета, танец.
Лучший совет: «Снимать можно всё что угодно. Всё зависит от вашего состояния. Художник — это не профессия, а состояние» (А. Лапин). Для меня это, пожалуй, лучшие совет и напутствие на пути к искренней фотографии без границ.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий