Фото:James Polak
Фотограф Андрей Макаров, взявший себе псевдоним James Polak, живет и работает во Франции, часто переезжает с места на место и увлекается уличной съемкой. Недавно он вступил в наш клуб и с удовольствием поведал о месте фотографии в своей жизни.
— Андрей, здравствуйте! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?
— Здравствуйте. Я родился и вырос в России, в городе Ульяновске. Окончил там школу и в 2002 году в возрасте девятнадцати лет перебрался на ПМЖ во Францию, в небольшой, неприметный городок на юго-западе страны, недалеко от Бордо. Спросите, как так получилось? Честно говоря, я и сам до сих пор не пойму, просто невероятное стечение обстоятельств. Если бы знал, что однажды так сложится, не прогуливал бы уроки французского языка в школе.
Конечно, первое время было тяжело, и понадобились годы, прежде чем я смог с уверенностью сказать, что прошел все круги интеграции и что здесь теперь мой дом. В плане профессии я тоже долго искал себя. Сменив пару десятков рабочих мест самой разнообразной направленности, я решил подойти к вопросу серьезно. Поступил на заочное отделение факультета туризма и отельно-ресторанного бизнеса и, получив диплом, устроился в отель на ресепшен.
С тех пор работаю сезонно: зимой — в горах, летом — у моря. Этот новый образ жизни, частые переезды и встречи с людьми и пробудили во мне интерес к фотографии.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Я самоучка. Всё, что касается технической составляющей и истории, я изучал самостоятельно: покупал книги, искал статьи в Интернете, смотрел ролики на YouTube. Но все-таки больше всего пользы я извлек из общения с другими фотографами. Обсуждение приемов съемки или смысла, который ты пытаешься вложить в тот или иной снимок, с людьми, близкими тебе по духу, очень помогает в развитии.
Я состою в сообществе уличных фотографов GUN. На данный момент нас семеро, но вход открыт для всех, кто подходит под контекст и согласен с манифестом, который можно найти в нашей группе «ВКонтакте» либо на сайте http://gun-photo.ru/. Кстати, одного из участников, Алексея Компаниеца, мы заметили и пригласили к себе благодаря сайту «Росфото», где было опубликовано его интервью.
— Наибольший интерес для вас, как мы поняли, представляет жанр репортажа. С чем это связано?
— Да, действительно, этот жанр мне ближе всего. Я пробовал себя и в других, но быстро понял, что репортажное или уличное фото — именно то, что мне нужно. Помню даже тот день и час, когда отчетливо это осознал.
Всё произошло очень спонтанно. Я сидел дома, смотрел телевизор, и вдруг зазвонил телефон. Подняв трубку, я услышал: «Мы в Париже, приезжай». Звонили мои друзья, с которыми мы вместе работали в одном отеле во время летнего сезона. Они решили собраться и вместе провести выходные. Два часа спустя я уже ехал в поезде.
Пробыв в Париже три дня, я не сделал ни одного снимка, даже не брал с собой камеру, всегда оставлял ее в отеле. Поэтому, когда все собрались уезжать, я решил задержаться еще на день и посвятить его фотографии. Первым делом отправился к Лувру в парк Jardin des Tuileries и там у одного из фонтанов увидел девочку. Она наблюдала за важным столичным голубем, который прогуливался рядом. Было ясно, что рано или поздно он взлетит, и я, недолго думая, достал камеру и прицелился. В тот же миг птица взмахнула крыльями, и я спустил кнопку затвора. Именно в эту секунду, еще до того как увидел результат, я понял, что вот такой фотографией и хочу заниматься.
С этого снимка всё и началось. Многие бизнесмены оформляют в рамку свой первый заработанный доллар, рубль и так далее. У меня же на стене висит фото девочки с голубем — как память, как символ, как талисман.
— Вы много путешествуете? Есть ли место, в которое вам хочется возвращаться снова и снова?
— Да, в связи со своей работой я много путешествую, но, как это ни странно, чем больше мне понравилось в каком-то месте, чем лучше я провел там время, тем меньше мне хочется туда вернуться. Объясню, почему.
Вам наверняка знаком прием мультиэкспозиции, когда одно изображение накладывается на другое. Иногда получается что-то интересное, а иногда какая-то непонятная каша. Я считаю, с воспоминаниями происходит нечто подобное. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что, возвращаясь в те места, которые для тебя много значат и о которых сохранились только самые лучшие воспоминания, не переживаешь ничего, кроме разочарования. Того, что было, уже не вернуть, а новые впечатления заставляют меркнуть и терять краски прежние.
То же и в профессиональном плане. Каждый сезон я устраиваюсь в отель, находящийся в регионе, где я еще не бывал. Конечно, непросто постоянно менять работу, но в мире слишком много всего интересного, и я не хочу терять время, сидя на одном месте.
— Что значит для вас уличная фотография? Возможность изучить быт незнакомых городов? Наблюдения за людьми? Что лично вы хотите сказать своими снимками?
— Безусловно, когда я еду куда-то, стараюсь узнать побольше об истории города и особенностях быта его обитателей, но редко документирую полученную информацию посредством фотографии. Для меня важнее сами люди, их лица, настроения, эмоции. А то, что я хочу сказать своими снимками в целом, можно резюмировать двумя словами: «Посмотрите вокруг». Тут же оговорюсь: смотреть и видеть — не одно и то же. Своими работами я хочу показать, что? вижу я, и предлагаю каждому зрителю в следующий раз, когда он будет идти по улице, оторваться от своих мыслей и понаблюдать за тем, что происходит вокруг: за действиями людей, игрой света, отражениями... и увидеть в этом что-то свое, недоступное больше никому в этот момент.
— Как вы относитесь к конкуренции и общественному признанию? Важно ли это для вас? Участвуете ли в конкурсах? Какие из побед можете назвать наиболее ценными?
— Лично для меня представление моих работ публике и охват как можно большей аудитории важнее участия в конкурсах. Вообще, как мне кажется, победа в фотоконкурсе не имеет особого смысла. Как можно соревноваться в том, что само по себе так неоднозначно и многогранно? В беге на сто метров, например, всё ясно: кто первый пересек финишную черту, тот и выиграл. А что в фотографии? Есть жюри, есть финальный шорт-лист с «лучшими» снимками на заранее заданную тему, путем голосования выбирается победитель. Но значит ли это, что он действительно лучше других? Я считаю, что нет. Мнение каждого члена жюри субъективно, у него есть свои вкусы и предпочтения, и если тот же шорт-лист представить на суд других, не менее авторитетных, специалистов, то очень вероятно, что будет выбрана совсем другая работа. Для меня победа — это каждая новая публикация в газете, журнале или Интернете. Я стараюсь использовать любую возможность представить свой труд на суд общественности.
В прошлом году в Воронеже была организована выставка клуба «Тип 17» под названием «Ближе к жизни», где были представлены и мои фотографии. Некоторые магазины здесь, во Франции, соглашаются разместить снимки у себя на витринах на пару недель, причем абсолютно бесплатно. Также я распечатываю фото в виде стикеров и расклеиваю их по городу. В фотографии, как и на войне, все средства хороши.
— Фототехнику каких производителей вы используете?
— Nikon, но это не принципиально. Никогда не участвую в спорах на тему «Кто круче: Canon, Nikon или кто-то еще». Меня забавляют люди, которые говорят: «О, у тебя такой реальный фотоаппарат! Наверное, классные фотки получаются». Это все равно что сказать повару: «О, у тебя такая красивая кастрюля, наверное, вкусные супы варишь». Не важны ни марка, ни модель, ни тип камеры. Важно, в чьих она находится руках.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Не думаю, что можно обобщать. Фотограф — человек, и у него может быть какой угодно характер. Имеют значение, скорее, качества, например, такие, как наблюдательность или терпеливость. Но в фотографии столько направлений, все со своей спецификой, что нужно рассматривать каждый случай отдельно. Если говорить о стрит-фото, то здесь важнее всего хорошая реакция и отрешенность — способность отключить голову и довериться своим инстинктам.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Да, конечно. Их много, и большинство из них работают либо работали в свое время в агентстве Magnum. Если выделить только одного, то это Алекс Уэбб, он делает потрясающие снимки. Очень мало уличных фотографов снимает в цвете (черно-белый прочно закрепился за жанром еще со времен Робера Дуано и Анри Картье-Брессона), он же делает это с блеском. Но больше всего мне нравится его манера съемки: не стесняясь, не прячась, он просто подходит к людям и фотографирует их. Мне зачастую не хватает наглости так поступить, но я работаю над собой.
— Как давно вы читаете наш журнал?
— Совсем недавно, всего пару месяцев.
— Как вы узнали о нашем клубе и что стало главной причиной решения присоединиться к нам?
— Я все время ищу в Интернете фотоклубы, сообщества, площадки для публикаций, так нашел и «Росфото». Почитал статьи и интервью с членами клуба, и всё показалось мне очень интересным.
— Вы уже начали пользоваться преимуществами? Какие скидки и бонусы наиболее полезны лично для вас?
— Так как я проживаю за пределами России, большинство преимуществ мне недоступно. Но я доволен уже тем, что получил удостоверение фотографа. То, что оно является международным, откроет мне многие двери, которые доселе оставались закрытыми. Я часто делаю фоторепортажи с разных событий и мероприятий, и с аккредитацией, конечно, всегда проще, чем без нее.
— Что значит для вас фотография?
— Для меня фотография — это средство развития особого, уникального видения окружающей действительности и способ передачи этого видения другим.
Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Андрей Макаров (James Polak), 31 год.
Веб-сайт: vk.com/pri_lubom_rasklade, facebook.com/andrei.makarov.18.
Техника: Nikon.
Выставки, награды, достижения: выставка клуба «Тип 17» «Ближе к жизни».
Источник вдохновения: перемена обстановки.
Лучший совет: никто не увидит мир твоими глазами, поспеши это сделать сам.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий