Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Максим Рожин: "Фотография — выход в творческий мир"

Максим Рожин:
"Фотография — выход в творческий мир"

#фотографы
Максим Рожин:
"Фотография — выход в творческий мир"
30 октября 2015
Фото:Максим Рожин

Максим Рожин, участник нашего проекта «Дружба народов», а теперь еще и член Russian Photo club, рассказал, почему ему так нравится природа родного Казахстана и почему непременно стоит там побывать.


— Максим, здравствуйте! Прежде всего, хотим поблагодарить вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Здравствуйте, мне безумно приятно принимать участие в подобном событии, объединяющем фотографов соседних с нами стран. Для меня это первый международный проект, в который меня пригласили, и это особенно дорого! Спасибо вам, что организуете такие мероприятия.

Если коротко о себе, то по профессии я педагог по труду и автоделу в школе.Однако благодаря удачному стечению обстоятельств после вуза я пошел в журналистику, около восьми лет проработал в редакциях различных казахстанских республиканских телеканалов — вел новости, был корреспондентом, участвовал в различных телепроектах, а потом ушел в сферу PR.

Этот момент стал переломным. Я начал заниматься фотографией. Сначала просто приобрел свою первую зеркальную камеру — и снимал, творил, пытался найти себя в этом. Необходимее всего для меня было удовлетворение желания творить, такой возможностью и стала фотография. Со временем я понял, что без профессиональных знаний никогда не смогу снимать качественно, и начал усиленно заниматься. И это непрерывный процесс, он продолжается до сих пор. Фотография — мое хобби, выход в творческий мир.

— Интересовались ли вы фотографией в детстве? Фотографировал ли кто-то в вашей семье?

— Вы знаете, что удивительно, никто в семье фотографией не занимался. Мама в детстве хорошо рисовала, но мне это качество не передалось. В отличие от нее я хорошо чертил. Да и заниматься фотографией профессионально в 90-е годы было нелегко: родители выживали как могли. Мне тогда было лет семь-девять. Фотоаппарат друга Kodak я впервые взял в руки лет в тринадцать. Тогда он, конечно, был для меня супер камерой, те ощущения не передать. Не все могли позволить себе такую.

— Вы помните свою первую камеру? Чем вы снимаете сейчас? Необходима ли для пейзажной фотографии профессиональная техника?

— Как я уже говорил,снимал я пленочным фотоаппаратом друга, если можно считать его своей первой камерой. Потом мы бежали проявлять и распечатывать эти кадры в фотосалон. Но о композиции, экспозиции тогда не было и речи. Мы радовались тому, что получалось. Кстати, впервые все 24 кадра пленки я отщелкал именно в Астане в 2003 году. Теперь я здесь живу и работаю, ну и фотографирую город.

Около трех лет я снимал камерами Canon — 60D, 6D, 5D Mark III, — но в последние три месяца у меня появилась возможность работать со среднеформатным фотоаппаратом Hasselblad H4X c цифровым задником Phase One IQ250. Можно сказать, что после того как я открыл для себя возможности среднего формата, фотография открылась мне с новой, совершенно неожиданной стороны. Я наслаждаюсь процессом.

Что касается техники,мое понимание этого вопроса вполне обыденное: все зависит от внутренних требований к качеству. Неважно, чем вы снимаете; если результат вас устраивает — пожалуйста. У многих фотографов вполне рыночный подход к этому, например, все зависит от требований заказчика. В моем же случае заказчиком выступаю я сам. Это мое хобби, и я сам ставлю себе задачи по качеству снимков, ищу кадр, пока его качество меня не удовлетворит, отсюда и постоянное стремление к улучшению техники. Чем она лучше, тем больше возможностей сделать хороший кадр. У каждого свои требования к качеству.

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?

— Конечно, каждый снимок по-своему ценен, каждый напоминает о пережитых эмоциях, трудностях, сложностях, путешествиях и долгих поисках. В целом же больше всего в моей памяти отложилась одна съемка в Астане. Такого тумана мы с моим другом Михаилом Назаренко еще не видели,и как только заметили изменения погоды, помчались искать высокое место в городе. Конечно, условия получились не совсем идеальными, и я не могу сказать, будто мы сняли нечто особенное, шедевральное. Но в целом это была самая эмоциональная и незабываемая фотосессия. Если же учитывать, что такая погода приходит в Астану нечасто, то нам удалось запечатлеть особенный момент и состояние нашей столицы. Помню, на следующее утро многие телеканалы, сайты да и просто читатели в социальных сетях делились этой фотографией.

— В каких жанрах вам нравится снимать больше всего?

— Больше всего я люблю пейзажи, в том числе городские, увлекаюсь уличной, архитектурной и предметной съемкой. Мне нравится передавать настроение окружающего нас мира, состояние природы. Слава богу,в Казахстане она прекрасна. Так как преимущественно я нахожусь в Астане, то на большинстве моих снимков виден этот город. Однако я немало езжу по стране, поэтому часто фотографирую пейзажи в разных регионах Казахстана. Будучи журналистом, я посетил все города в нашей стране, мне не довелось побывать только в Талдыкоргане, но во время своего очередного отпуска я планирую исправить этот недочет.

— Как реагируют горожане на камеру? Как вы думаете, должен ли фотограф спрашивать разрешения?

— У нас достаточно дружелюбный и гостеприимный народ,реакция на камеру вполне адекватная. Думаю,ни один фотограф, приехавший в Казахстан, не столкнется с проблемами. Наши люди любят сниматься и активно участвуют в процессе, если попросить их об этом. Спрашивать разрешение, думаю, стоит, когда в кадр могут попасть дети. Ну а в общественных местах, полагаю, можно фотографировать беспрепятственно. Разумеется, если кто-то просит не брать его в кадр или удалить снимок с ним, думаю, он имеет на это право. В таких случаях, мне кажется, нужно проявить уважение. Но я редко фотографирую людей, мне больше нравятся пейзажи.

— Скажите, пожалуйста, вы много путешествуете? Где удалось побывать, что впечатлило сильнее всего? Какие уголки родного Казахстана любите больше всего?

— Да, путешествовать мне удается достаточно часто. Я сторонник идеи, что прежде чем познавать мир, нужно узнать свою страну, свою родину. Как в рабочих командировках, так и в выходные стараюсь увидеть что-то новое. Как я уже говорил, я исколесил весь Казахстан.В нашей стране есть разнообразные природные ландшафты и исторические памятники; неповторимые виды можно найти практически везде. Те, кто только слышал о Казахстане, могут подумать, что у нас лишь бескрайняя степь. На самом же деле наша природа настолько разнообразна, что мне кажется, за всю свою жизнь я не сфотографирую и десятой части всего.

Не могу признаться в любви к какому-то одному месту своей родины. Я люблю ее всю такой, какая она есть. И величие Чарынского каньона, и леса Восточного Казахстана, и Млечный Путь на реке Сырдарье. Пески Кызылкума и вершины Алматинских гор, караваны верблюдов Кызылорды, степи Жезказгана и озера Акмолинской области, инопланетные ландшафты Мангистау и бескрайние поля Костаная и Северного Казахстана— увидев это все один раз, каждый хочет приехать сюда снова. И привезти с собой еще кого-нибудь, чтобы показать такую красоту. Это не передать словами, это надо просто увидеть.

— А какие места Казахстана вы посоветовали бы посетить тем, кто собирается познакомиться со страной?

— Думаю, нашим гостям обязательно нужно посетить Алматинскую область. Она немного меньше, чем, например, Великобритания, но отличается большим разнообразием рельефа. За один день турист может увидеть все ландшафтные и климатические зоны, которые только есть на земле, от песчаных пустынь и степей до вечных ледников и высочайших вершин.

Нужно обязательно взглянуть на Чарынский каньон, который находится в 200 км к востоку от Алматы, — его сравнивают по красоте с Гранд-Каньоном в Колорадо. Увидеть реликтовую Ясеневую рощу, петроглифы на берегу Или и в урочище Тамгалы — они являются сокровищем мирового значения и находятся под защитой фонда ЮНЕСКО. Обязательно стоит поехать на Поющий Бархан. Познакомиться с древней культурой и историей, увидеть мавзолей Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане,мавзолеи Карахана, Айша-Биби и Бабаджи-Хатун в Таразе, посетить гробницы скифов в Семиречье. Приехать на космодром Байконур, побывать в домике Гагарина, где он ночевал перед полетом в космос, посетить Музей космонавтики, порулить штурвалом «Бурана».

Обязательно нужно съездить в горы Актау (Белые горы): очень давно это было дно гигантского озера-моря, а потом слои осадочных пород причудливых форм и цветов — красного, желтого, голубого и белого — создали конические горы, напоминающие египетские пирамиды. Время от времени здесь находят ископаемые останки динозавров и древних млекопитающих. Еще одно место, куда действительно стоит поехать,— гора Белуха. Это самая высокая вершина в Сибири и на Алтае. Посетите соленое озеро Алаколь, одно из красивейших в Казахстане. Кроме благодатной воды, оно богато лечебными грязями и минеральными солями, здесь обитают свыше 40 видов птиц.

Как видите, перечислять можно бесконечно. Думаю, это малая часть того, что имеется в нашей стране. Приезжайте, наслаждайтесь.

— Как вы думаете, как можно развить видение и можно ли? Или же это то, что дается свыше?

— Думаю, видение есть у каждого, его нужно тренировать и улучшать путем постоянного поиска знаний и знакомства с новым. Это несложно, если у творческого человека есть стремление к самосовершенствованию. Было бы желание,а возможностей сегодня предостаточно.

— Сколько кадров в среднем вы делаете при съемке одного сюжета?

— Всегда по-разному. Бывало, из одной поездки привозил не менее 500–1000 кадров. Но многое, конечно, отсеивается, что-то переснимаешь. Я стараюсь относиться к каждому щелчку затвора максимально серьезно, хотя в спешке могу и ошибиться.

— Кто из современных фотографов наиболее близок вам по творческому методу? Можете ли вы назвать наиболее интересных авторов своей страны?

— Нужно еще много работать, чтобы приблизиться к творчеству таких ребят-пейзажистов, как Аарон Гроэн и Алекс Норьега, Тиф Саед и Даниэль Рерич, получать такие же кадры, как, например, у Люка Остина. Нужны многие знания и громадный опыт, над этим я и работаю.

Из фотографов России просматриваю снимки Вадима Гиппенрейтера и Владимира Анисимова, пристально слежу за творчеством Дмитрия Чистопрудова. Его работы мне особенно интересны, потому что я тоже много путешествую.

В Казахстане я наблюдаю за большим числом фотографов, наслаждаюсь их работами и многому у них учусь. Если называть конкретные имена,то это Борис Бруль, наставник и главный советчик в моих занятиях фотографией; помимо него, слежу за творчеством Максима Золотухина, Григория Беденко и Павла Михеева; часто просматриваю альбомы ветерана фотографии Шукура Шахая; всегда нахожу много полезного и нового в работах Фархада Кабдыкаирова, Евгения Солдаткина и Олега Билялова. Я многому у них учусь. Мне нравятся работы Константина Киквидзе и Ерболата Шадрахова. Болею за Любовь Мамаеву и Турара Казангапова — это мои самые близкие друзья по хобби. Вообще в Казахстане много творческих и одаренных фотографов, всех не перечислить, но особо близких мне я вам назвал.

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас значит общественное признание?

— Участвую очень редко, потому что больше ориентирован на знания, считаю себя еще студентом в этой сфере. Учусь на курсах Нью-Йоркского института фотографии; помимо этого, беру уроки у нескольких мастеров, в том числе и российских. Поэтому к участию в конкурсах я пока не стремлюсь, целенаправленно этого не ищу, но если приглашают, никогда не отказываюсь. Общественное признание для меня — когда мне говорят: «А что, это у нас есть такое красивое место?!» Считаю, что основной своей цели я добился: передал красоту нашей природы, наш казахстанский дух. Это для меня самое важное.

— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, Интернет, практику?

— Как я уже сказал, я слушатель фундаментального курса Нью-Йоркского института фотографии, получаю уроки и посещаю курсы как казахстанских, так и российских известных мастеров. Читаю очень много литературы по фотографии, наверное, меня уже можно назвать ее коллекционером. Смотрю видеоуроки и тренинги. Использую все возможности, если позволяют время и средства. И конечно, без практики никак.

— Сколько времени вы обычно посвящаете обработке фотографий?

— Минимум, стараюсь максимально качественно отработать в момент съемки, чтобы потом сделать небольшую коррекцию. Как и многие, наверное, не люблю этим заниматься, поэтому работаю только в Lightroom.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

— Научиться всему невозможно, но хотелось бы достичь уровня мастера, превратить фотоискусство в основной вид своей деятельности, радовать зрителя своими работами.

— Что для вас значит фотография?

— Это возможность оторваться от обыденности, приобрести душевное равновесие и покой, возможность творить.

— А что вас вдохновляет на творчество? Какую музыку, литературу, кино вы предпочитаете?

— Музыку я слушаю совершенно разную, чаще инструментальную, кино предпочитаю историческое, приключенческое, фантастику. А вдохновляют на творчество путешествия и работы других авторов.

— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»? Как вы думаете, способствуют ли такие проекты развитию фотографии?

— Для меня это первая выставка такого уровня. Честно скажу, я был очень рад в ней участвовать и представлять свою страну. Показать на этой выставке свой кусочек Казахстана — для меня большая честь. Думаю, она обязательно станет вкладом в развитие фотографии. Авторы знакомятся, делятся своим творчеством, опытом, локациями —это полезно и, бесспорно, очень хорошо!

— Вы были в Москве и России?

— Да, я был несколько раз в Москве, приезжал в гости в Санкт-Петербург и Уфу, но по фотографировать не успел — короткие были поездки.

— Назовите, пожалуйста,пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— Я единственный педагог по труду, который стал журналистом и вел новости на казахском языке. Пишу посты больше на казахском, чем на русском. Объездил почти весь Казахстан. Меня считают блогером, хотя сам я о себе так не думаю. Не люблю писать большие тексты, что странно для журналиста.

Анкета. Об авторе

Страна: Казахстан.

Сайт: 500px.com/maximrozhin.

Совет начинающим фотографам: не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйтесь, продолжайте узнавать новое!

Техника: камера Hasselblad H4X, цифровой задник PhaseOne IQ250.

Источники вдохновения: Интернет, журналы, книги, кино.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий