Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Олеся Пирогова о ценности искренней семейной фотографии

Олеся Пирогова
о ценности искренней семейной фотографии

#фотографы
Олеся Пирогова
о ценности искренней семейной фотографии
16 апреля 2015
Фото:Олеся Пирогова

Детский и семейный фотограф, участник Russian photo club Олеся Пирогова благодарна своим родителям за то, что когда-то они сохранили для нее воспоминания детства в старых фотоальбомах. Теперь она делает то же самое и для своих дочек, а также всех, кто обращается к ней и чувствует так же, как она. Олеся пишет на своем сайте: «Моя фотография для тех, кто искренне любит своих близких, ценит жизнь во всех ее проявлениях и, несмотря на окружающую суету, видит главное — ради чего он пришел в этот мир».


— Олеся, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Добрый день! По первому образованию я экономист, специалист по антикризисному управлению кредитными организациями. Окончила университет с красным дипломом и почти десять лет проработала в крупных коммерческих банках. Я всегда считала, что если ты чем-то занимаешься, надо делать это на высоком профессиональном уровне. Поэтому, решив серьезно связать свою жизнь с фотографией, я окончила московскую «Академию фотографии». Но это стало только началом обучения, ведь в творчестве нельзя оставаться на одном уровне. Я постоянно совершенствуюсь: много читаю, посещаю семинары и мастер-классы интересных мне фотографов. А недавно в моей жизни появилась «Марусина мастерская», и это стало новым мощным толчком в развитии моего потенциала как фотографа.

— Сколько вы уже снимаете? Помните свою первую камеру?

— Сложно сказать, сколько лет я снимаю, ведь фотография всегда присутствовала в моей жизни. До сих пор помню, каким счастьем было для меня, еще маленького ребенка, когда папа разрешал мне сделать кадр его «Зенитом». А как потом проявляли пленки под одеялом, печатали в ванной при свете красной лампы и развешивали готовые снимки сушиться на кухне... Разве можно такое забыть? Это, пожалуй, одни из самых ярких моих детских воспоминаний.

Потом я выросла и чуть ли не на первую зарплату купила свой собственный фотоаппарат. Кажется, это была Konica Minolta, модель уже не помню. А семь лет назад в моей жизни появился Canon 450D, и это перевернуло мое представление о качестве снимков. Конечно, со временем мне стало мало возможностей этой камеры, и так постепенно я пришла к своему нынешнему Mark III. Но старенький 450D храню до сих пор, теперь им пробует снимать моя девятилетняя дочь.

— С какого жанра вы начинали и как пришли в семейную фотографию? Сыграло ли роль рождение собственных детей?

— Я всегда занималась семейной фотографией. Даже в детстве, когда в руки попадала отцовская камера, мне было интереснее снимать своих родных. Было любопытно наблюдать, как меняется поведение человека при виде фотоаппарата. Очень радовалась, когда удавалось запечатлеть не просто натянутую улыбку, а настоящие эмоции, какой-то интересный момент. Сейчас, когда я выросла и кого-то из родных уже нет рядом, ценность этих редких кадров понимается особенно остро. Поэтому не могу сказать, что фотография пришла в мою жизнь с рождением детей, но, определенно, у меня появились новые потрясающие модели и ежедневный повод для съемок.

— Есть ли кадр вашего чада, который вам особенно дорог именно в контексте осознания себя как фотографа?

— Помню, я только купила камеру Canon 450D, разбиралась вечером после работы в настройках и увидела, как моя двухлетняя дочь, надев мамину кепку, играет со шторой возле окна. Не знаю, что меня заставило, но я встала и пошла ее снимать. Я тогда еще ничего не знала о свете, цвете, ракурсах, мне просто понравилось то, что я увидела, — ее по-детски открытое выражение лица, локоны, выбившиеся из-под кепки, свет из окна, который сквозь тюль очень мягко освещал ее лицо. К сожалению, у меня не осталось этой фотографии в цифровом виде, но хорошо, что я успела ее напечатать, и теперь она хранится в нашем семейном альбоме. А ведь это был мимолетный порыв, я могла не встать и не начать ее снимать — собственно, никакого особого повода для этого не было. Поэтому я не устаю повторять: «Фотографируйте своих детей как можно чаще. Спонтанные снимки зачастую оказываются самыми любимыми и удачными».

— Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать семейный фотограф? Может ли почувствовать детей тот, у кого пока еще нет собственной семьи?

— Главное — любить людей и самому в душе оставаться немного ребенком. Дети очень хорошо чувствуют фальшь. Если взрослый человек может более-менее достоверно сыграть эмоции, то дети этого не умеют, а главное, не хотят делать. Если им не нравится человек, который пришел в дом, и фотограф не сумел изменить отношения к себе в ходе общения, — всё, съемку можно считать проваленной. Ни одна, даже самая красивая, картинка не исправит неискренности снимка.

Может ли почувствовать детей фотограф, не имеющий пока семьи? Конечно, может, почему нет? Есть же люди, много лет с успехом работающие с детьми и при этом не имеющие собственных чад. Главное — как человек относится к ним, чувствует ли и понимает ли он их. Многодетность никого не делает автоматически специалистом в этой области.

— Есть ли у вас предпочтения: какие съемки больше нравятся, студийные или выездные?

— Однозначно выездные. Я воспринимаю студию только как не самую лучшую замену домашнему помещению, и на это есть несколько причин. Во-первых, людям проще раскрыться в знакомой для них обстановке, особенно это касается детей. Во-вторых, до съемки я предпочитаю пообщаться со своими героями, получше их узнать, поиграть с детьми, чтобы они ко мне привыкли. В студии же существуют строгие временные рамки, которые не позволяют это делать. Люди начинают нервничать, что время заканчивается, а сделано еще не все, что бы хотелось, закрываются — и прощайте, искренние эмоции. Можно снимать в студии, но только в том случае, если мы уже хорошо знакомы с героями съемки либо не ограничены во времени.

— Насколько вам легко раскрывать своих героев? Как удается добиться их доверия и расположения?

— С самого начала я стараюсь добиться расположения детей. Если родители видят, что их ребенок открыт и весел, его ничто не беспокоит, ему хорошо и комфортно, они и сами с удовольствием включаются в игру. И даже самые закрытые и строгие папы, видя, что их малыш искренне смеется, не могут сдержать улыбку. Я ничего не запрещаю детям на съемке, пусть они бегают, прыгают, делают, что хотят. Основа искренней фотографии для меня в том, что моим героям легко и хорошо со мной. Мы становимся друзьями!

— Как удается найти баланс между пожеланиями клиента и своим собственным видением?

— Мой секрет в том, что я не иду на компромисс со своим видением. Я снимаю ту фотографию, которую хочу снимать, которую сама чувствую. Клиенты видят мои работы заранее, и если они после этого ко мне приходят, значит, мы чувствуем одинаково. Я заведомо не буду снимать то, что мне чуждо, лучше корректно посоветую клиенту другого фотографа, который сможет выполнить его пожелания.

— Как вы думаете, какое место занимает в работе детского фотографа талант? Нужно ли обладать даром, чтобы успешно снимать?

— Талант — это высшая степень развития своих способностей. Поэтому, конечно, изначальные задатки важны в каждой профессии, но без постоянного саморазвития этот дар будет потрачен впустую. Одаренность, помноженная на огромную работоспособность, — вот что для меня талант. Исходя из этой формулы, развить свои способности может практически любой человек, все зависит от нашего желания и целеустремленности.

— Вы хотите попробовать свои силы в других жанрах фотографии?

— Да, мне также интересна уличная фотография. На мой взгляд, это один из самых сложных жанров, если не самый сложный, ведь от фотографа здесь вообще мало что зависит. Научиться видеть интересное в обыденном, ловить момент, удивляться самой и удивлять своей фотографией других — вот к чему я стремлюсь и чего хочу достигнуть. Тем более что развитие таких навыков необходимо и в семейной фотографии.

— Насколько важна в вашей работе постобработка?

— Безусловно, я уделяю большое внимание постобработке, но стараюсь не переходить грань, за которой снимок становится открыткой. Для меня в фотографии важнее то, что нельзя нарисовать и исправить средствами фотошопа: живые эмоции, любовь и нежность, взаимоотношения людей в семье.

— Каких целей в фотографии вы хотите достичь?

— Не буду лукавить, все мы живые люди, и я не исключение. Конечно, мне бы хотелось общественного признания своих работ, хотелось бы, чтобы фотография приносила стабильный доход и позволяла больше думать о творчестве, а не о насущном. Но это не единственное, чего я хочу, иначе я бы не развивала то направление, в котором работаю. К сожалению, живая семейная фотография в нашей стране еще недостаточно развита: многие привыкли к другим картинкам и просят их. Сложно идти против течения, но необходимо. Я хочу, чтобы люди в России начали понимать ценность настоящей, искренней семейной фотографии. Ведь именно эти снимки в будущем станут основой их семейного альбома, машиной времени, способной вернуть их в прошлое и помочь заново пережить неподдельные моменты радости.

— Расскажите, пожалуйста, в каких конкурсах вы участвуете и что значит для вас конкуренция?

— Я только начинаю развивать это направление своей деятельности. Из ближайших — благотворительная выставка «Обо всем понемножку», о которой, кстати, я узнала из вашего журнала. Также моя работа была выбрана для участия в международной фотовыставке BICFP PRAGUE EXPO'15, которая пройдет в июле этого года в Праге.

Что касается конкуренции, я считаю, что она очень важна и является двигателем, заставляющим нас идти вперед и не останавливаться. У меня много друзей среди детских фотографов. Мы не считаем друг друга конкурентами, наоборот, всячески стараемся поддерживать друг друга. Если ты идешь своей дорогой, а не подражаешь другим успешным авторам, у тебя нет конкурентов. К тому же, как любит говорить Наталья (Маруся) Токарева, основатель и идейный гуру «Марусиной мастерской»: «Хочешь стать крутым — играй с крутыми». Так что я обеими руками за здоровую конкуренцию.

— Что значит для вас участие в нашем клубе? Какими бонусами вы уже воспользовались и какие преимущества хотелось бы видеть еще?

— Для меня это в первую очередь возможность находиться среди близких мне по духу людей, одной из первых узнавать новости из мира фотографии и развиваться в своем творчестве. Бонусами пока не пользовалась, но всё впереди!

— Большое спасибо за беседу! Удачи вам и новых красивых кадров!

— Спасибо вам за возможность рассказать о своем творчестве.

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Олеся Пирогова, 32 года.

Веб-сайт: www.opirogova.ru.

Техника: камера Canon 5D Mark III, объективы Sigma Art 35 1,4; Canon 50 1,4; 135 2,0.

Выставки, награды, достижения:

— фотограф журнала «Российское фото»;

— член Ассоциации детских и семейных фотографов ДИСФО;

— участник международных тематических выставок детских и семейных фотографов.

Источник вдохновения: мои дети, книги, фильмы, тематические альбомы, путешествия. Все, что происходит вокруг, может стать источником вдохновения, надо лишь учиться видеть.

Лучший совет: дорогу осилит идущий; иди к своей цели, она — лучший источник вдохновения.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий