Фото:Александр Петросян
Петербургский фотограф Александр Петросян работает в жанре репортажа, объясняя это отсутствием фантазии, необходимой для съемки постановочных кадров. Однако он скромно умалчивает о том, что его работы печатались не только в ведущих российских, но и мировых изданиях, таких как Newsweek и National Geographic. В интервью нашему журналу Александр рассказал, что помогает ему находить столь необычные ракурсы и в чем заключается секрет успеха фотографа-репортажника.
— Александр, здравствуйте! Для начала — традиционный вопрос. Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— В детстве на день рождения папа подарил мне фотоаппарат, с тех пор все и началось.
— Вы изучали фотографию профессионально или самостоятельно?
— По большей части самостоятельно, хотя не обошлось и без обучения на кинофотофакультете в культпросветучилище.
— Почему вы выбрали для себя именно жанр репортажа?
— Потому что у меня нет фантазии, чтобы придумывать постановочные кадры. Мне интересней снимать реальную жизнь.
— Какие сложности вы можете выделить в работе репортажного фотографа?
— Главная сложность в том, что, снимая реальность, ты часто вторгаешься в личную жизнь людей, и не всем это нравится. Принцип тут такой же, как у врачей: «Главное — не навредить!».
— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать фотограф-репортажник?
— Хорошей интуицией, быстрой реакцией, умением быть незаметным.
— Ваш блог обрамляют слова: «В действительности все несколько иначе, чем на самом деле». Что вы имеете в виду этой фразой?
— То, что, как правило, фотографируешь одно, но выходит другое, хотя автор имел в виду третье, а зритель увидел четвертое. Это настоящая алхимия: не ты снимаешь, а тобой.
— Многим вашим работам свойственны действительно необычные ракурсы. Как вам удалось развить такое чуткое видение? Или это природный дар?
— На мой взгляд, фотограф должен стараться экспериментировать. Даже если ты изобретаешь велосипед, все равно надо пытаться открыть Америку.
— Можете назвать современных отечественных фотографов, творчество которых считаете достойным уважения?
— Могу, но не назову, их много.
— Вы много фотографируете Санкт-Петербург, ваши работы выглядят как потрясающе красивые открытки, и опять же вам удается показать Северную столицу с необычных ракурсов, в непосредственном взаимодействии с жителями. В чем секрет вашего видения?
— Никакого секрета нет, то же самое делают многие мои коллеги, просто я занимаюсь этим уже давно.
— Ваша деятельность очень активна. Какое из отснятых событий запомнилось вам больше всего?
— Сами события для меня, как правило, не очень много значат. Гораздо важнее те или иные ощущения, которые они вызывают или не вызывают.
— Проводите ли вы мастер-классы?
— Да, периодически.
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?
— Особой цели нет. Мне интереснее с помощью снимков познавать мир вокруг и внутри себя.
— Как вы оцениваете современную российскую фотоиндустрию?
— Если вы имеете в виду рынок фотографий как арт-объектов, то он в состоянии, близком к упадочному.
— Согласны ли вы с утверждением, что в современном обществе становится все больше тех, кто считает себя профессионалами, и количество достойных работ с внутренним смыслом уменьшается?
— Снимающих действительно стало больше, но количество хороших работ приблизительно одинаково во все времена. Просто сейчас их тяжелее выделить из сильно возросшего общего объема фотографий.
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— Иногда в самых мелких и неочевидных вещах, но, скорее всего, оно приходит свыше.
— Если бы фотографии не существовало, как думаете, кем бы вы стали?
— Музыкантом.
— Что значит для вас фотография сейчас?
— Способ передачи самых разных ощущений, настроений и эмоций.
— Назовите пять фактов о себе, не связанных с фотографией.
— Родился, живу, пытаюсь, надеюсь, мечтаю.
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— Их всего два: больше смотреть снимки известных мировых фотографов и больше пытаться снимать самому.
Об авторе
__________
Читайте также:
Лучшие фотожурналисты России. Советская и российская действительность глазами фотографов
Морские охотники. Виктор Загуменнов
Григорий Ярошенко: «С каждым щелчком фотограф отдает часть своей души»
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий