Наталья Дексбах: «Я всем сердцем стараюсь раскрыть в снимках детскую индивидуальность»
3 декабря 2013
Фото:Наталья Дексбах
Фото:Наталья Дексбах
Наталья Дексбах — не только детский и семейный фотограф: она руководит целой фотостудией. Но, однако же, занятие бизнесом нисколько не мешает ей создавать столь трогательные снимки детей и их родителей. Кроме того, вызывает огромное уважение и ее социальная позиция: ребят с ограниченными возможностями Наталья фотографирует бесплатно.
О детской фотографии
- Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?
- В этом вопросе я не оригинальна. Родилась моя первая дочь, Алиса, а мыльница, которая тогда у меня была, совершенно не справлялась со своей задачей, и, как ни печально, все первые улыбки я пропустила. Тогда-то и встал вопрос о покупке зеркалки, самой простенькой, с китовым объективом. Первый кадр с улыбкой Алисы у меня появился, а дальше количество снимков увеличивалось, рука набивалась, я стала изучать тематическую литературу и поняла, что хочу не просто улыбок: хочу ситуаций, эмоций, открыток, жизни! Ну и стала развивать себя в данном направлении.
- Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?
- Однозначно, терпеливость! Умение сидеть в засаде, словно партизан, и ловить моменты жизни отдельной семьи. Умение закрываться невидимым колпаком, независимо от того, что происходит на съемочной площадке (а случается разное и многое!!!), и растворяться в процессе съемки — тихо, незаметно. Немудрено, что большая часть семейных фотографов — женщины, у них генетически заложены навыки общения с детьми. Нужно суметь завоевать доверие не только малышей, но и всей семьи! То есть фотограф обязан быть патологически коммуникабельным и общительным человеком.
- Что самое сложное в работе семейного фотографа?
- Для меня — отбор и сортировка отснятого материала. Я с огромным трудом заставляю себя сделать выбор и отделить избранные карточки, которые пойдут в ретушь. Как правило, мне нравится всё! То, что не нравится, я просто не снимаю. Часто зову на помощь независимых экспертов — моего супруга и детей; это беспристрастное жюри, которое раскритикует в пух и прах любого фотографа. Иначе процесс выбора для меня... не сложен, нет... он нереален.
- Как вы оцениваете состояние современного российского фоторынка?
- О-о-о, это очень интересный вопрос. Сейчас практически в каждой семье поселился верный товарищ — зеркалка, неважно какая; в любом случае, это камера, способная быстро и точно схватывать и фиксировать мгновения, чудесные мгновения! Неудивительно, что и количество фотографов резко возросло. Кто-то более, кто-то менее профессионально относится к выбранному виду творчества, но то, что семейных фотографов сейчас в России о-о-очень много, — факт. Это не плохо, совсем не плохо, по крайней мере, у потенциальных заказчиков есть огромный выбор. Я часто общаюсь на тематических форумах и вижу, что фотографы не стоят на месте: они тяготеют к знаниям, к развитию, к оригинальности. Это здорово! Семейная фотография прогрессирует семимильными шагами!
- Есть ли мастера детской фотографии на Западе, творчество которых для вас особенно важно?
- Вот прямо таких, чтобы особенно важно, — нет. Есть несколько имен, чье творчество я люблю просматривать в моменты, когда покидает муза, чтобы зарядиться вдохновением. Или просто повысить настроение. Это Келли Райден с ее неземными ньюборнами; это Дани Брубейкер — у нее сумасшедшие, очень жизненные кадры, настоящие такие! Не совсем по детской теме, но Ирвин Пенн с его пронзительными портретами — о-о-о, я готова рассматривать их часами.
О технике
- Как вы думаете, насколько влияет техника на достижение задуманного результата и воплощения образа?
- Я бы сказала, она сильно облегчает получение необходимого результата. Тут, правда, важен еще такой момент: понимает ли фотограф, что именно он хочет снять, видит ли он кадр до момента спуска затвора камеры.
Алиса Дексбах. Снято на Olympus OM-D
- Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка — заслуга камеры или фотографа? Или того и другого вместе?
- О, это заслуга творческого дуэта. С психологическим аспектом работает фотограф, с техническим — камера.
Праздник к нам приходит. Снято на Olympus OM-D
- На каком примерно расстоянии от ребенка вы находитесь? Какие объективы чаще всего используете?
- Если съемка проходит на улице, то для меня идеальны 85 мм; это расстояние, которое комфортно и для меня, и для героев моих съемок. Если же это студия или квартира, то чаще всего я достаю свои верные 50 мм — это вообще «маст хэв» каждого фотографа, как я считаю.
Снято на Olympus OM-D
О проекте
- Как вы думаете, способен ли подобный проект поддержать развитие детской и семейной фотографии в России?
- Да, конечно!
Снято на Olympus OM-D
- Фотограф, работающий в жанре семейной и детской фотографии, должен иметь качественную и быстро думающую технику. Подходят ли по этим параметрам камеры Olympus?
- Да, подходят. Правда, тут есть один момент: любой фотоаппарат, как я считаю, будь то мыльница, зеркалка или камера в телефоне, нельзя использовать бездумно, иначе результат будет непредсказуемым и даже может разочаровать. Я уже говорила, что для успешной съемки важен тандем камеры и фотографа. Важно понять светотеневые условия в помещении или на пленэре, оценить степень статичности модели и, исходя из полученных данных, настроить камеру, дать ей понять, чего вы от нее ждете; возможно, надо будет переместить модель, изменить условия. Тогда и только тогда результат будет ожидаемым и идеальным! Что приятно удивило в Olympus — это автофокус: он очень шустрый, цепкий, а это уже огромный плюс для детского фотографа! Так что, возвращаясь к вопросу, — да, Olympus подходит!
Снято на Olympus OM-D
О творчестве
- Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?
- Сложный вопрос... Мне кажется, я сразу поняла, что мне больше нравится в фотографии — эмоции, яркие краски, взаимоотношения. Тем не менее, здесь существует определенная мода: то приходит тонирование, то насыщенные, на грани с кислотностью, оттенки, то синяя трава. Очень интересно наблюдать за развитием и переменами в этой сфере, и я тоже периодически примеряю на себя что-то новенькое. Но как-то все это быстро отсеивается, и я возвращаюсь к тому, как чувствовала в самом начале пути...
- Сколько времени вы тратите на постобработку?
- Если усесться и посвятить весь день только этому, то одного-двух дней достаточно. Но я не забываю, что являюсь мамой двух чудесных девочек, а также супругой потрясающего мужчины. Помимо этого, я генеральный директор фотостудии. На все найти время очень сложно, но я стараюсь... и, кажется, успеваю. Поэтому, в среднем, на то, чтобы закончить фотозаказ, у меня уходит пара недель, в авральные месяцы —
4–5 недель.
Снято на Olympus OM-D
- Как бы вы определили формулу своего успеха?
- Моя формула такова — не создавать из творчества конвейер! Вот если мне комфортно брать в месяц
6–7 заказов, чтобы не чувствовать себя без сил, не забывать о семье, доме и отдыхе, значит, так и нужно. Не стоит набирать десятки съемок, обрабатывать ночами, а потом плакать, что муза покинула... Нельзя прогонять музу, она боится рутины! Нет, если кому-то все это приносит удовольствие, то могу только позавидовать, но лично мне нужно приехать на съемку голодной и жадной до творчества, а не уставшей...
Снято на Olympus OM-D
- Как часто вы фотографируете собственную семью? К повседневной съемке подходите настолько же профессионально?
- Я знаю очень многих профессиональных фотографов, и практически у всех такая же проблема — сапожник без сапог. Свою семью я снимаю очень редко. Профессионально в данном вопросе отношусь только к вопросу света. Остальное — сюжет, обстановка, одежда, прически — то, что есть, то, что было в определенный момент, который захотелось снять. Это жизнь. Да, это совершенно иной характер съемки, без приукрашивания, но и такой стиль я очень люблю. Однако старшую дочь регулярно вывожу в студию или в парки для определенной тематической фотосессии — для фотостоков. Она идеальная модель: красивая, послушная, получающая огромное удовольствие от процесса позирования. У нее очень много фотографий, ей повезло в этом плане.
Советы
- Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?
- Не бойтесь! Не стесняйтесь! Заявляйте о себе уверенно! Ведь если вы сами в себя не поверите, то кто это сделает за вас? Ну и будьте открытыми, искренними; будьте прежде всего человеком, тогда герои съемок будут возвращаться и приводить друзей, а это о-о-очень приятно!
- Какие объективы и камеру вы могли бы посоветовать тем, кто только начинает заниматься фотографией? Раньше все начинали со сложных зеркальных фотоаппаратов. Сегодня рынок пополнился легкими беззеркальными камерами, которые меньше весят и при этом готовы конкурировать с профессиональными зеркалками. Может, стоит обратить внимание именно на них?
- Меня часто об этом спрашивают... Я считаю, сначала нужно уделить внимание теории — изучить матчасть, начать практиковаться, понять, как строится кадр, да и в принципе понять, приносит ли удовольствие процесс фотографирования. Для того чтобы этого достичь, совсем не нужно сразу покупать дорогую камеру, кучу объективов и вспышку! А потом все продавать. Начать следует с того, что станет не в тягость, но будет отвечать требованиям профессионального фотографа. Нынешние беззеркалки радуют качеством картинки!
Фотосессия в парке
- Расскажите, почему фотографу нужна вторая камера и почему вы остановили свой выбор на Olympus OM-D?
- Скажем так: на съемке мне не нужна вторая камера. Но мне нужен фотоаппарат, который я без лишних переживаний возьму с собой в поездку или на прогулку с детьми, то есть для своей семейной фотолетописи. Olympus, например, весит как перышко! Да и стоит не так дорого, и это еще один плюсик в пользу того, чтобы брать его с собой чаще, тогда как дорогая тяжелая профессиональная камера будет оставаться дома, ведь ее просто жалко и страшно брать на прогулки и в поездки! Я, между прочим, давно думала, какую бы купить камеру на подмогу, и, кажется, нашла. Olympus работает очень тихо! Щелчок затвора такой деликатный и приятный! Автофокус цепкий и шустрый, что важно для семейного фотографа. Светосильные объективы — мои любимые фиксы; я не ожидала, если честно, что они так достойно будут справляться со сложными световыми условиями. Очень мягкое и красивое боке. Шумы, получаемые в недостаточно освещенных локациях, деликатные и скорее походят на зернистость пленки, совершенно не раздражают. Есть функция видео. Мне она, правда, ни к чему, так как я считаю, что видеокамера должна быть отдельно от фотоаппарата, но, тем не менее, качество видеороликов очень порадует любителей продуктов 2 в 1.
Анкета. Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Наталья Дексбах, 30 лет.
Веб-сайт: http://ndfoto.ru.
Техника: камера Nikon D4, объективы Nikkor 50 1,4; Nikkor 85 1,4; Nikkor 24–70 2,8.
Выставки, награды, достижения:
-
номинант национальной премии «Фотограф года — 2012»;
-
публикации в журналах и печатных изданиях;
-
участие в благотворительных фотопроектах в центрах реабилитации детей с заболеваниями нервной системы;
-
работы неоднократно принимали участие в различных международных фотовыставках.
Источник вдохновения: путешествия.
Лучший совет: доверяйте своему внутреннему голосу, прислушивайтесь к нему, и все получится!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий