Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Путь фоторепортера: Александр Гращенков

Путь фоторепортера:
Александр Гращенков

#портфолио #репортажная_фотография
Путь фоторепортера:
Александр Гращенков
13 декабря 2013
Фото:«Детские сны», Курилы, 1976 год. Александр Гращенков

Фотограф Александр ГращенковАлександр Гращенков — фотограф того поколения, когда творческая свобода фотохудожника была жестко ограничена рамками не только официальной государственной цензуры, но и самоцензуры человека, привыкшего к постоянному контролю. Особенно актуальным это было для репортажного жанра, ведь фотокорреспонденты формируют визуальный облик новости или события. И не так уж часто находились те, кто мог переступить за рамки официального видения. Одним из таких людей и был Александр Гращенков.

Он родился в 1952 году в Москве. После школы поступил на журфак МГУ и в 1976 году, еще студентом, оказался в Агентстве печати «Новости» (сокращенно АПН). Это была большая удача, поскольку в АПН брали далеко не всех, несмотря на довольно большой штат фотографов (свыше 50 человек).

«Военное время в Кабуле», 1985, год, Афганистан

«Военное время в Кабуле», 1985, год, Афганистан

Дело в том, что АПН был ориентирован прежде всего на западные страны и одновременно выполнял две почти взаимоисключающие функции — был передовым рубежом советской пропаганды и соперничал с мировыми новостными агентствами вроде Magnum. В силу этого в АПН была несколько большая творческая свобода.

«Енисей»

«Енисей»

Сам Александр рассказывал об этом так: «В АПН были умные интеллигентные редакторы со вкусом, они честно отбирали и использовали в идеологических интересах системы людей талантливых. Наша редакция работала на зарубежного читателя, и кондовые постановочные фото не вызывали доверия и не могли конкурировать с новым репортажным стилем, поэтому КГБ давал нам некоторую творческую свободу и терпел беспартийных фотожурналистов вроде меня».

Усть-Кан. Колхозный бригадир. 1979

Усть-Кан. Колхозный бригадир. 1979

В АПН Александр Гращенков занимался сами разными темами: он снимал промышленные гиганты и повседневную жизнь деревень на Алтае, совершал командировки в Афганистан и фотографировал на старых улочках Ташкента. К слову, он был первым, кто смог опубликовать реальные снимки с Афганской войны (до того официально считалось, что никаких боевых действий там не ведется). Сперва за эти фотографии Александра хотели уволить, но в итоге еще и наградили.

«Тренировки». Судак.

«Тренировки». Судак

Однако самая главная профессиональная награда для Александра Гращенкова, конечно же, — премия World Press Photo 1986 года в номинации «Счастливые события» за кадр с младенцем на морозе, сделанный в школе Игоря Чарковского.

1986. Москва. К 75-летию Игоря Чарковского

1986. Москва. К 75-летию Игоря Чарковского

При этом сам Александр относится к снимку спокойно: «И правда, этот снимок выглядит постановочным. Но на самом деле я увидел эту сценку, когда упражнения уже заканчивались, и успел сделать только два кадра, да и то не попал в экспозицию. Снимок, конечно, интересен для публики, поскольку ломает привычные стереотипы отношения к младенцам, показывает новые возможности человека. Но это целиком заслуга Игоря Чарковского, а не моя. Если бы тогда давали премию к награде, я бы разделил ее с Игорем, героем этого сюжета».

«Причастный к тайнам ребенок», 1984 год

«Причастный к тайнам ребенок», 1984 год

Так или иначе, а Александр Гращенков, без сомнения, оставил заметный след в истории советской и российской репортажной фотографии.

«Дорога жизни», 1985. Афганистан. Пшеница для афганских крестьян из разбомбленного обоза на перевале Саланг.

«Дорога жизни», 1985. Афганистан. Пшеница для афганских крестьян из разбомбленного обоза на перевале Саланг

Являясь одним из лучших мастеров в этой нелегкой профессии, он всегда был и остается в душе художником, что прекрасно видно по его фотоработам.

«Коран», Кабул, 1985

«Коран», Кабул, 1985

«Ограниченный контингент», Кандагар, 1986

«Ограниченный контингент», Кандагар, 1986

«Первый день новобранцев в Кабуле», Афганистан, 1986 год

«Первый день новобранцев в Кабуле», Афганистан, 1986 год

«Дорога жизни», 1985. Афганистан

«Дорога жизни», 1985. Афганистан

«Голуби в Мазари Шериф», Афганистан. 1986

«Голуби в Мазари Шериф», Афганистан. 1986

«Дорога жизни», 1985. Афганистан. Сожженная колонна наших бензовозов.

«Дорога жизни», 1985. Афганистан. Сожженная колонна наших бензовозов.

Операция прикрытия восстановления трубопровода. Дорога жизни. 1985. Афганистан

Операция прикрытия восстановления трубопровода. Дорога жизни. 1985. Афганистан

«С чего начинается Родина».

«С чего начинается Родина».

«Медитация перед родами»

«Медитация перед родами»

«Пионер», Ловозеро, 1982 год

«Пионер», Ловозеро, 1982 год

Журналисты АПН на уборке капусты. 1978 год

Журналисты АПН на уборке капусты. 1978 год

«Деревенское утро», Вологодская область, 1978 год

«Деревенское утро», Вологодская область, 1978 год

Старая Русса. 1979 год

Старая Русса. 1979 год

Юрий Любимов. Театр на Таганке. 1977 год

Юрий Любимов. Театр на Таганке. 1977 год

Режиссер Роберт Стуруа. Тбилиси, 1983 год

Режиссер Роберт Стуруа. Тбилиси, 1983 год

Актриса Дарья Худякова, Ленинград, 1981 год

Актриса Дарья Худякова, Ленинград, 1981 год

Владимир Высоцкий. 1978

Владимир Высоцкий. 1978

«С камня на камень». Красноярские столбы, 1980

«С камня на камень». Красноярские столбы, 1980

«Из жизни профилактория рабочих». Сочи, 1977

«Из жизни профилактория рабочих». Сочи, 1977

«Смерть дворового щенка», 1977, Кабардино-Балкария

«Смерть дворового щенка», 1977, Кабардино-Балкария

«Москвич» — мечта москвича. 1979

«Москвич» — мечта москвича. 1979

«Рано утром на рыбалку...», Комсомольск-на Амуре, 1978

«Рано утром на рыбалку...», Комсомольск-на Амуре, 1978

Утро на пляже. Башкирия. 1978 год

Утро на пляже. Башкирия. 1978 год

Баранолюб и барановед. Гунделен, 1976

Баранолюб и барановед. Гунделен, 1976

Источник фотографий — профиль Александра Гращенкова на Фотосайте

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

29 ноября 2013

Сергей Ильницкий:
жизнь как репортаж

Сергей Ильницкий — репортажный фотограф. Точнее говоря, очень хороший репортажный фотограф; человек, который увлекся фотографией с детства и немало преодолел для того, чтобы все-таки стать профессионалом в своем деле. И не зря: его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в этом году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса World Press Photo.

7 ноября 2013

Себастьян Сальгадо:
социальные проблемы в объективе камеры

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии. За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

4 июля 2013

Лучшие из лучших:
агентство «Magnum Photos»

Агентство «Магнум» — одно из старейших фотоагентств. Оно было основано в далеком 1947 году по инициативе знаменитейших фотографов того времени — Анри Картье-Брессона, Роберта Капа и других. Создатели старались сделать «Магнум» не просто конторой по производству репортажных снимков, а практически клубом для избранных, попасть в который — одна из лучших наград для фотографов.