Фото:Сергей Клочев
Сергей работает во многих жанрах, хотя сам признается, что отдает предпочтение съемке дикой природы. Он умеет замечать интересное вокруг себя и считает своей целью в фотографии показать это и другим людям. Сегодня он рассказал нашему журналу о своем понимании сущности фотографии и о том, как он находит идеи для своих работ.
— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?
— Фотографировать я начал абсолютно случайно. Однажды, лет десять назад, мне по работе понадобились фотографии с мероприятия, организованного нашей компанией. Я позвал знакомого, который всем представлялся фотографом, и попросил его сделать несколько снимков этого праздника. Когда на следующий день он принес мне фотографии, рассматривая их, я не удержался и бросил фразу, мол, так снять и я мог. «Можешь — сними», — прозвучало в ответ. Через несколько дней пошел и купил фотоаппарат, простенькую мыльницу. Сначала получалось, мягко говоря, не очень, но уж больно сам процесс понравился. С тех пор я с камерой практически не расстаюсь.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Можно сказать, сам. Первые несколько лет фотография была для меня просто легким увлечением, поэтому мысль где-то учиться этому даже не приходила мне в голову: зачем, если есть Интернет, где все написано. А вот когда я понял, что фотография стала нечто большим, чем просто хобби, тогда и пошел в фотошколу. Сходил на несколько занятий в одно место — не понравилось; потом на несколько в другое — и опять не понравилось. В каждой школе рассказывали о технической стороне дела, а мне хотелось узнать о «внутренности» фотографии.
Почему один снимок, со всеми возможными нарушениями законов композиции, цепляет, а другой, вроде и построенный абсолютно правильно, — нет, и как сделать так, чтобы попадать в первую категорию? Но никто внятно на эти вопросы мне не отвечал, точнее, напрямую не отвечал, а косвенно ответ был один: ты сам должен это почувствовать. Больше ни в какие школы я не ходил (улыбается).
— Какой из жанров фотографии вам наиболее интересен?
— Сильнее всего меня привлекает съемка дикой природы, или, как ее по-другому сейчас называют, wild-фотография. Мне приходится много снимать в совершенно разных жанрах: портрет, стрит-фотография, репортаж, архитектурная съемка, спортивные мероприятия; так вот, на мой взгляд, жанр wild-фотографии самый сложный, но и самый интересный. Интересен он прежде всего возможностью прикоснуться к миру, который для большинства людей скрыт заботами и делами.
— Есть ли работа, которая вам особенно дорога?
— Не знаю, к сожалению или к счастью, но такой работы у меня пока нет.
— Можете рассказать о наиболее запомнившихся вам съемке или путешествии?
— Все мои поездки, как правило, совершаются не далеко от дома; в дальние фототуры пока не получалось съездить, да я и не особенно стремился: слишком много интересного прямо рядом, можно сказать, у нас под носом, надо только оглянуться, что я постоянно и делаю.
— Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать хороший фотограф?
— Хороших, нужных фотографу качеств много: это и терпение, и трудолюбие, и коммуникабельность, но они не первостепенны. Главное — умение удивляться; как только оно пропадает, фотограф заканчивается, и совершенно не важно, в каком жанре он работает.
— Какой цели в фотографии вы хотели бы достигнуть?
— Основной цели я, можно сказать, достиг, теперь главное — удержаться. На одной из фотовыставок, где висела и моя работа, я подсмотрел такой случай: в пустом зале взрослый, крупный мужик стоял около моего снимка и, глядя на него, улыбался... В принципе, в этом и есть моя цель: мне хочется, чтобы люди, глядя на мои фотографии, улыбались и удивлялись окружающему их миру. Вроде иногда получается.
— Как вы думаете, может ли помочь пейзажная фотография обратить внимание общественности на состояние окружающей среды?
— Да, и я знаю множество подтверждений этому; плохо только, что все они имели место не в нашей стране.
— Если бы вас спросили, как научиться замечать красоту природы, что бы вы отметили в первую очередь?
— Это и просто и сложно одновременно. Просто, потому что надо всего лишь поднять голову и оглянуться кругом, а сложно, потому что у людей слишком много дел, чтобы заниматься такими «пустяками».
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
— Даже не знаю, как и ответить на этот вопрос. Если говорить односложно, то в природе, но это как-то не совсем точно. Специально я не ищу вдохновения и идей для своих снимков, просто хожу по лесу, полю или болоту, пытаясь сфотографировать кусочки-пазлы картины жизни вокруг; иногда это получается, но чаще они остаются только моими впечатлениями. В общем, красота окружающего мира заставляет меня поднимать фотоаппарат.
— Что значит для вас фотография?
— Помощник в получении громадного удовольствия от наблюдения и познания окружающего нас мира.
— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?
— Фотографировать, фотографировать и фотографировать. Если выполнять этот совет, все остальные будут лишними. Снимать надо, несмотря ни на что. Но чтобы начало получаться, должно быть очень большое желание фотографировать, а если будет желание, то обязательно придет и умение.
— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.
— Придумал только три.
У меня два родных города: Тихвин, в котором я родился и вырос, и Петергоф, в котором сейчас живу. Поэтому, когда надо указывать на снимках свой город, всегда мучаюсь, какой писать.
Окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «химик», учился в аспирантуре, и только грустное стечение обстоятельств не позволило защитить уже написанную кандидатскую диссертацию.
Люблю водить машину, но при этом не люблю быстро ездить, правда, часто приходится. Мне очень нравится выбраться на какую-нибудь лесную проселочную дорогу и медленно по ней катить.
Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий