Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Панорамная фотосъемка Практикум, часть 1

Панорамная фотосъемка
Практикум, часть 1

#практика #пейзажная_фотография #travelфотография
Панорамная фотосъемка
Практикум, часть 1
6 ноября 2011
Фото:Дмитрий Катков

Если на одном из этапов творческой жизни у вас возникло что-то наподобие творческого кризиса и появилось чувство, что все вокруг вроде бы уже снято всеми возможными способами, не отчаивайтесь. Для таких состояний существует много лекарств от скуки, причем очень увлекательных! Можно, к примеру, зарядить в фотоаппарат черно-белую пленку; поснимать с новым фильтром или одолжить какой-нибудь экзотический, например, макро- или широкоугольный объектив у товарища, пройтись знакомыми тропами заново и открыть для себя много нового в привычном ландшафте. Но если у вас нет такого чудесного товарища, а черно-белая фотография – увы, не ваш профиль, то могу предложить вам заняться съемкой пейзажных панорам – делом исключительно увлекательным на всех этапах, и поэтому не столь уж трудоемким, как это принято считать.

 

Предлагаю вашему вниманию фрагмент
одной из глав моей будущей книги
«Фотографируем пейзаж»

Урок-практикум "Панорамная фотосъемка". Дмитрий Катков - профессиональный фотограф, предлагает Вашему вниманию фрагмент одной из глав его будущей книги «Фотографируем пейзаж».

 

Часть1
Практика панорамной съемки


Создание панорамы состоит из двух этапов – съемки отдельных фрагментов и сборки их воедино на компьютере. Если раньше фотографы «сшивали» панорамы посредством оптической печати с негативов на рулонную бумагу, то мы с вами будем работать с изображением в оцифрованном виде, независимо от того, каким способом оно получено – отсканировано ли с негатива, или снято на цифровую фотокамеру. Для цифровых фотографов скажу, что панорама – это удобный путь бесплатного и многократного повышения «мегапиксельности» вашей цифровой камеры.
Действия при съемке панорамы несложны и выглядят примерно так.
1) Фотоаппарат устанавливают на штатив, контролируя при этом строго горизонтальное положение оптической оси (совпадающей с центром кадра) по настоящей или воображаемой линии горизонта через видоискатель.
2) Выверяют вертикальность оси вращения (центральной колонки штатива) путем поворота камеры вправо-влево, при этом центр кадра в видоискателе должен всегда совпадать с горизонтом.
УровеньЕсли ваш штатив не имеет встроенного уровня, его можно купить отдельно и вставить в гнездо для фотовспышки.  3) Съемка производится на вертикально расположенные кадры (т.е. портретной ориентации), поэтому штатив должен иметь откидывающуюся площадку для съемки на вертикальный формат.
4) Снимают поочередно необходимое количество кадров с «перекрытием» размером примерно в полкадра, причем, дублируя, можно сделать даже несколько проходов, чтобы подстраховаться от возможных проблем.
Как видите, процедура очень «демократична» и доступна УровеньЕсли ваш штатив не имеет встроенного уровня, его можно купить отдельно и вставить в гнездо для фотовспышки.каждому фотографу. Гораздо более сложным в панорамной съемке является выработка навыка «панорамного видения». Дело в том, что угол поля зрения человеческих глаз не превышает и 45-ти градусов, что соответствует углу поля зрения 50-мм объектива (вот почему такое фокусное расстояние и считается «нормальным»). Между тем, в панораму может войти и 180 градусов окружающего пространства, и даже все 360! Поэтому, находясь на местности в поисках фотографического сюжета для панорамы, мы, на самом деле, занимаемся выискиванием отдельных интересных объектов, которые, не мудрствуя лукаво, можно с успехом изобразить и в формате одного кадра, безо всякой панорамы. Пример неограниченной панорамыВзгляд зрителя, как пароход, уплывает из ничем не завершенной панорамы вправо, не желая в ней оставаться. Положение немного спасает визуально-активное ядро композиции. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, фильтр Sunpack UV.Панорамное же видение подразумевает поиск нескольких объектов, интересных в изобразительном ряду в одинаковой мере, способных бесконфликтно ужиться на поле одной фотографии, при этом заполнив ее поле более или менее равномерно. Для иллюстрации сказанного рекомендую вам буквально «заблудиться в трех соснах»: найдите наиболее гармоничное положение для штатива с камерой между трех деревьев. Заметьте, что изображенные на панораме объекты, будучи взятыми по отдельности, вовсе необязательно должны быть интересными, так как смысл панорамного пейзажа – показать эти объекты в единстве, заинтересовать зрителя вопросом, почему они все тут «собрались». А вот что гораздо важнее – они должны быть по возможности разнообразными.
Панорамы, о которых мы с вами ведем речь, строятся из отдельных фрагментов. Конечно же, можно снять пространство 180-градусным объективом «рыбий глаз», а затем вырезать из него панораму, но отдаленные от центра объекты на такой «панораме» будут иметь всевозможные искажения формы и заваливаться куда им хочется. Настоящая панорама свободна от этих недостатков.
СкалаГлядя на эту панораму, можно себе наглядно представить, что такое «выразительная вертикальная доминанта». Куда уж выразительнее! Кстати, этот снимок хорошо иллюстрирует понятие «одушевленный пейзаж», о котором мы говорили с вами год назад. Закройте пальцем тень фотографа и его машину – получилась пустая симметричная картинка. А так, мы видим уже историю о фотографе, приехавшем сюда и расположившимся со своим штативом. Так что использование выглядывающих «ушей фотографа» иногда может превратить скучный пейзаж в повествование. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, фильтр Sunpack UV.Для съемки лучше всего подойдут объективы с фокусными расстояниями от 24 до 80 мм. Более короткофокусные объективы дают большие геометрические искажения, а более длиннофокусные нет смысла использовать в панораме из-за возможности замены десятка таких фрагментов всего лишь одним кадром, снятым широкоугольным объективом. Большинство из показанных на иллюстрациях панорам сняты на фокусном расстоянии 27 мм (в 35-мм эквиваленте). Кстати говоря, для начала советую вам снять панораму, состоящую всего из двух фрагментов. Теперь о построении. Тогда как композиция самой панорамы обычно отвечает общепринятым принципам, то внутренняя компоновка отдельных фрагментов панорамы как бы противоречит известным схемам построения обычных фотографий. Это и понятно: фотографируя фрагменты, мы создаем элементы мозаики, из которых впоследствии соберется единое, композиционно целостное полотно. Поэтому, в отдельных кадрах, из которых впоследствии будет состоять наша панорама, композиционная завершенность слева и справа не только не обязательна, но чаще всего даже и противопоказана. Несоблюдение этого принципа приведет к визуальному дроблению панорамы на части и акцентированию внимания зрителя на местах сшивок, что, согласитесь, нежелательно.
Съемка с негоризонтально расположенной оптической осьюНормальным для любого начинающего фотографа является желание уместить в кадре все целиком. Поэтому фотоаппарат так и хочется приподнять чуть выше, чтобы, к примеру, в него влез весь небоскреб. Это приводит к тому, что из-за перспективы вертикали начинают заваливаться внутрь кадра. Фрагменты, снятые таким образом, впоследствии будет невозможно состыковать. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, WB: солнечно, ISO 200, фильтр Sunpack UV.Вторым свойством построения, о котором мы поговорим, является композиционная уравновешенность изображения. Если для промежуточных фрагментов панорамы это неактуально, то самые крайние, левый и правый фрагменты, наоборот, должны, по-возможности, завершать визуальный ряд, не давая взгляду зрителя выскользнуть за пределы изображения по горизонтали, которую, собственно, и являет собой панорама. Особенно это важно для панорам с размытым или вовсе отсутствующим акцентом на центральной части. Поэтому очень приветствуется, если правая половина крайнего правого фрагмента будет существенно тяжелее его левой половины; аналогично для левой половины левого фрагмента. Поскольку при съемке многокадровых панорам на эти два крайних фрагмента как раз и ложится важнейшая задача завершения композиции, то рекомендую при их выборе руководствоваться именно этим их предназначением и искать мощные и тяжелые вертикали, способные ограничить композицию. Обратите внимание, что эту задачу можно решить и по-другому – расположив выразительную вертикальную доминанту в районе центральной трети панорамы – взгляд зрителя будет блуждать вокруг нее, как собачка на поводке, и никуда из панорамы не уйдет. А ничем не ограниченная панорама, да еще и без доминирующих композиционных вертикалей, будет иметь унылый вид. Неуравновешенная панорама, ограниченная только с одной стороны, тоже визуально негармонична и напоминает больше рассказ без начала (если она не завершена слева), либо без конца (не завершенная справа). Из-за особенности психологии визуального восприятия, последний вариант все же предпочтительнее предпоследнего.
АвенюНа этой заготовке восьмикадровой 200-градусной панорамы хорошо заметны некоторые характерные места нестыковок горизонталей. Обратите внимание, что чем ближе такие горизонтали находятся к периферии кадра, тем больше величины нестыковок. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, WB: солнечно, фильтр Sunpack UV.Как я уже сказал, фотографирование панорамы производится со штатива. Лучше, если он будет иметь встроеннный уровень, поскольку ключевым моментом при съемке панорамы является строгое вертикально-горизонтальное положение всех осей. Образно говоря, все то, что в системе фотоаппарат-штатив может быть горизонтальным, должно располагаться строго горизонтально, а вертикальное должно быть вертикальным без всяких отклонений, никакие другие углы не допускаются. Оптическая ось при съемке каждого фрагмента горизонтальной панорамы должна располагаться строго горизонтально. Любая вольность в соблюдении этих требований приведет к трудностям или вовсе невозможности склейки фрагментов панорамы в единое целое. Кстати говоря, процесс сборки панорамы на компьютере занимает существенно больше времени, чем сама съемка, при этом его продолжительность напрямую зависит от того, насколько качественно подготовлены фрагменты. Поэтому, лучше потратить в два, три раза больше времени при съмке и добиться безупречного результата, чем тратить потом уйму времени на устранение допущенных ошибок.
КарамельНаличие множества вертикалей на этой семи-кадровой панораме удерживает взгляд, не давая ему покинуть пределы снимка. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, WB: солнечно, фильтры Cokin P121L, Cokin P121M и Cokin P830.Давайте поговорим о трудностях, которые могут нам встретиться на практике. Для примера, посмотрим, к чему приводят отклонения от упомянутого выше «горизонтально-вертикального» принципа. Так, если центр кадра немного поднят вверх, то влияние перспективных искажений приведет к тому, что параллельные в обычной жизни вертикали, в соседних кадрах превратятся в непараллельные и «разбегутся» в разные стороны, и такие фрагменты склеить уже будет невозможно.
КамниПримеры 200-градусной панорамы, снятой на фрагменты горизонтальной ориентации и на вертикально расположенные кадры. Обратите внимание, что второе изображение имеет простор для кадрирования, в то время как первое и так уже обрезано сверх всякой меры. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, WB: тень, фильтр Sunpack UV.Если же вы выставили фотоаппарат строго горизонтально, но при этом чуть повернули его вокруг оптической оси, к примеру, по часовой стрелке, то горизонт на фрагменте приобретет еле заметный уклон влево, что усложнит «пришивание» к нему соседних фрагментов и в результате существенно уменьшит высоту получившейся панорамы. Если же вертикальная колонка штатива, вокруг которой осуществляется вращение при съемке панорамы, выставлена не строго вертикально, то вы получите очень сильный и неисправимый уклон горизонта в течение всей панорамы.
При съемке панорамы следует помнить, что горизонтальные линии, имеющие уклон, вызванный перспективой (например, бордюры и крыши домов), и находящиеся на существенном расстоянии от центра кадра вверху или внизу, будут расположены под разными углами на соседних фрагментах. Это приведет к проблемам в их стыковке, поскольку вместо плавного продолжения прямых линий мы получим углы в местах стыковок. Этот эффект будет более заметен, чем ближе такие линии находятся к периферии кадра.
Панорама, снятая в автоматическом режиме замера экспозицииЕсли бы мы снимали фрагменты в автоматическом режиме замера экспозиции, то получили бы вот такую панораму с различно освещенными фрагментами. Обратите также внимание на серию некрасивых бликов, вызванных отсутствием бленды при съемке против солнца. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, WB: солнечно, фильтр Sunpack UV.Поэтому я призываю вас для начала воздержаться от съемки таких вещей, ограничившись панорамой без активного переднего плана, а потом, если этого никак не избежать, то вам придется либо кадрировать так, чтобы прямолинейный горизонтальный объект помещался целиком в одном фрагменте панорамы, не выходя за его пределы. Либо перекрывать кадры при съемке больше чем наполовину каждый, чтобы потом плавней «скруглить» углы. При поиске сюжета для панорамных пейзажей я настоятельно порекомендовал бы вам учиться на чужих ошибках и не обращать внимание на живо- писные горизонтали, например, на череду свето-тональных полос дорога – луг – лес – горы – облака. Для съемки упомянутого горизонтально «полосатого» пейзажа как нельзя лучше подойдет телеобъектив, а в панорамном виде неогра-ниченная бессодержательность цветных горизонталей будет смотреться скучно. Вместо этого я рекомендую обратить внимание на вертикали, которые как раз и оживят вашу панораму и наполнят ее изобразительным смыслом. Давайте считать, что панорама – это песня вертикалей, в то время как панорама, состоящая из одних только горизонталей, больше похожа на просто растянутый снимок.
Панорама, снятая в условиях меняющегося освещенияВот вам пример панорамы, снятой в условиях быстро меняющегося освещения. На высоте 2 км, откуда был сделан снимок, облака, находящиеся практически на той же высоте что и фотограф, пролетают мимо очень быстро, периодически заслоняя собой солнце. К чему это приводит в соседних фрагментах, хорошо видно на иллюстрации. Нужно немало повозиться в Photoshop’е, чтобы состыковать все фрагменты и довести панораму до ума.  Nikon D70, Sigma 28 – 80 мм, ф.р. 50 мм, ISO 200, WB: солнечно, фильтры Cokin А120, Cokin А121.При съемке вертикалей (представьте себе, например, столб или угол здания) важно учитывать, что чем дальше вертикаль от оптического центра кадра, тем больше на ее прямолинейность и «вертикальность» влияют оптические искажения. Например, как мы с вами уже видели, из-за перспективы, связанной с небольшой негоризонтальностью оптической оси, вертикали могут слегка «завалиться» в стороны или к центру, а из-за дисторсии, присущей в той или иной мере всем объективам, особенно широкоугольным и суперзумам, прямая вертикаль, например, столб, находящийся на периферии кадра, выгнется бочко- или подушкообразно, в соответствии с качеством объектива. Надеюсь, что вы уже поняли, к чему я клоню – при съемке вертикальных предметов их стоит помещать как можно ближе к середине кадра, где искажения минимальны. Только в этом случае мы обезопасим себя от проблем при сборке нашей панорамы. Думаю, что вы уже поняли, что периферия кадра – самое конфликтное пространство панорамы.
Когда мы говорили об этапах съемки горизонтальной панорамы, мы упомянули о портретной ориентации кадра. Почему? Во-первых, панорамы, сшитые из вертикальных фрагментов, имеют «высокое небо» и гармоничную высоту кадра. Сшивка из горизонтальных фрагментов привела бы к «узкой полосочке» вместо панорамы. Во-вторых, как мы с вами уже видели, оптические искажения пространства тем больше, чем ближе оно к периферии кадра, поэтому фрагменты «портретной» ориентации сшивать будет куда легче.
Круговорот машин в природеВот хороший пример того, как надо снимать движущиеся предметы. На этих двух фрагментах вы видите, что каждая машина помещается внутри фрагмента, не выходя за его пределы. Этот пример хорош еще и тем, что наглядно показывает недостатки горизонтальной ориентации кадров. Посмотрите, что получилось с дорогой на их стыке – из-за получившихся углов фрагменты дороги стало невозможно состыковать! Решением проблемы стала бы съемка на три-четыре вертикальных кадра. Nikon D70, Sigma 18 – 35 мм, ф.р. 18 мм, ISO 200, WB: солнечно, фильтр Sunpack UV.Помимо абсолютной горизонтальности оптической оси другим важным принципом, которого стоит придерживаться, является максимально возможная идентичность параметров съемки от фрагмента к фрагменту. В противном случае мы получим нестыкующиеся между собой куски – по цвету, освещенности, по резкости и ее глубине. Поэтому нам следует забыть про все автоматические режимы и выставлять все вручную. Это касается дистанции фокусировки (ее мы выставим на бесконечность), величины выдержки и диафрагмы. При выборе диафрагмы следует стремиться, чтобы глубина резкости была достаточной для проработки всех визуально активных объектов, f8 и меньше будет в самый раз. При выборе экспозиции рекомендую определить нормальную экспозицию самого яркого и самого темного фрагментов и при съемке использовать осредненную. Так, например, если для самого яркого фрагмента панорамы экспопара будет 250/f8.0, а для темного – 60/f8.0, то, осредняя, получим искомую экспопару 125/f8.0. При съемке на цифровую фотокамеру выставляйте вручную также и баланс белого, чувствительность матрицы ISO, настройки цифровой резкости, контраста и цветовой насыщенности, не доверяя это автоматике камеры.
Пример использования поляризационного фильтра в панорамеВот к чему приводит желание снимать панораму с поляризационным фильтром. Для примера я использовал поляризатор C-PL фирмы Tiffen. Результат налицо: из-за разных углов по отношению к солнцу, неравномерный прокрас неба на протяжении семикадровой панорамы. Убедитесь, что склеить такую панораму будет невозможно. Nikon D70, Sigma 28 – 80 мм, ф.р. 28 мм, ISO 200, 1/50, f22, WB: солнечно, фильтр Tiffen C-PL.При фотографировании панорамы важно не забывать о положении движущихся предметов в кадре. Если на границе одного фрагмента изображена, к примеру, половина автомобиля, а на соседнем фрагменте другой половины автомобиля нет, поскольку он успел уехать пока мы снимали, мы никак не сможем совместить эти фрагменты. То же самое относится и к съемке в ветреную погоду; из-за порывов ветра, разные части летящих по небу облаков или ветки раскачивающегося дерева могут не совместиться. Поэтому все движущиеся объекты должны по возможности помещаться целиком внутрь одного фрагмента, не выходя за его пределы. Обратите также внимание и на возможное изменение условий освещенности во время фотографирования отдельных фрагментов. Например, солнце может зайти за облако, когда вы уже отсняли половину панорамы. Поэтому о наступлении таких событий надо думать перед тем, как начинать снимать первый фрагмент, а не после того. Вообще, не стоит особо затягивать процесс съемки панорамы, особенно когда время близится к закату или сразу после рассвета. Советую вам избегать использования поляризационного светофильтра при панорамной съемке. Из-за неравномерной степени поляризации участков неба, находящихся под разными углами по отношению к солнцу, такое небо получит неравномерный «прокрас» на протяжении панорамы. Получившееся синее пятно на небе будет выглядеть неестественным.
Взамен поляризатора, в солнечную погоду, посоветую вам лучше надеть на объектив бленду, чтобы избавиться от практически неизбежных бликов от солнца, направленных в разные стороны на разных фрагментах.

 

_______________________

Читайте также:

Лекция "Отношения в кадре и за кадром". Часто люди задают вопрос "Почему одна фотография нравится, "цепляет", а другая, хоть и имеет интересный сюжет и правильную композицию, все же оставляет равнодушным?". 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий