Фото:Дмитрий Купрацевич
Текст:Ольга Тарасюк
Участник Russian Photo club, пейзажный фотограф Дмитрий Купрацевич рассказывает о знакомстве непальскими Садху и пути к священному озеру Госайкунда.
Госайку́нда (Gosain Kund) — одно из 108 озер, расположенное на пути к перевалу Лаурибина, район Лангтанг в Непале. Уснувшее на шесть месяцев в году подо льдом и спрятавшееся на высоте 4380 метров над уровнем моря, оно является хорошим испытанием для верующих и поклоняющихся богу Шиве.
По преданию, Шива спас вселенную, выпив смертельный яд, который губил все живое. Согласно одной из версий легенды, после принятия яда, Шива захотел выпить свежей воды и он ударил по земле своим трезубцем. В тот же миг возникло озеро Госайкунда. Неожиданно холодный и снежный апрель скрыл льдом красоту священного озера, оставив нашему взляду лишь бесконечно заснеженную даль плавно переходящую от вершин гор в небо.
«„Верни меня домой...“ — Свати услышала Три Слова Шивы. Так обещание о Трёх Словах исполнилось, и бог замолчал. Шива превратился в Чёрный Камень, и выглядел, как статуя самого себя. Как ни старалась Свати, она не могла сдвинуть его с места. К вечеру она выбилась из сил, легла на землю рядом с камнем и обняла его»... По легенде, одна из частей камня-статуи хранится глубоко на дне озера.
Озеро Госайкунда считается последним прибежищем Шивы, священным местом паломничества Садху.
Согласно определению, са́дху, монахи — это аскеты, более не стремящиеся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и дхармы (долга).
«Вишну—это тот, кто свободен от оков и ничем не связан». Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют жертвенность и отречение. Садху почитаются как святые люди, посланники богов на земле. Считается, что своими аскетическими практиками садху сжигают как свою карму, так и карму других людей, помогая им высвободиться из круговорота рождения и смерти сансары.
Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания, используя при этом естественные стимуляторы органического происхождения и созерцают природу космоса, присутствие Бога в кругах дыма.
Это необходимое для каждого созерцателя средство, было послано в помощь своим послушникам богом Шивой с вершин Гималайских гор. Поэтому любой ритуал поклонения богам обязательно включает в себя курения чараса, разновидности каннабиса, смешанной аккуратно тут же с табаком, и набитой в специальную курительную трубку — чиллум.
Существует два основных течения среди общества садху: шиваиты — аскеты, посвящающие свою жизнь Шиве, и вайшнавы — преданные Вишну и его аватарам, таким как Рама и Кришна. Визуальным образом Шивы является тилак — рисунок на лице в виде трезубца. Для вайшнав вертикальные полосы, соединенные у переносицы, означают след ноги Вишну, а если присутствует еще и средняя полоса красного цвета, это значит, что суровые аскеты не забывают проявлять уважение прекрасной Лакшми, супруге одиозного бога разрушителя зла.
Некоторые Садху отращивают метры и килограммы волос-дредов.
Исполняют мантру «Харе Кришна» и танцуют в костюме бога обезьян Ханумана, последователя Рамы, при этом объединяя духовную, физическую и ментальную энергию.
Озеро Госайкунда это одна из наиболее почитаемых святынь Садху. Расположенное в удаленном от цивилизации районе Лангтанга оно является конечной целью многодневного восхождения. Путь паломников пролегает через цветущие рощи рододендронов, каменистые горные склоны и заснеженные перевалы. Этот путь столь же прекрасен, сколь и суров.
Короткие остановки на ночлег в горном приюте и снова многочасовые переходы, несмотря на палящее солнце, пронизывающий ветер, туман или дождь со снегом.
Достигнув цели путешествия — горного озера Госайкунда сатху проводят религиозные обряды, восхваляют в своих молитвенных песнопениях Раму и Кришну и созерцают, сквозь дым марихуаны, поверхность озера, пытаясь разглядеть в его глубинах образ Шивы.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий