Фото:Edward Steichen "Woods Twilight", 1899. Platinum print
Текст:Елена Захцер
Автор рубрики «Игра в бисер» Елена Захцер приглашает вас потолковать о влиянии науки, политики, экономики на фотографию в целом и на художника в частности.
Платина в тонком слое обладает замечательной прозрачностью: с теневой стороны сквозь нее все видно, а со стороны источника света она все отражает. Зеркало с платиновым покрытием — зеркало с секретом, используется для скрытого наблюдения.
Среди существующих способов печати в 1900 году платинотипия прочно удерживала 1 место. Это объяснялось простотой процесса и его стабильностью, ценовой доступностью самой технологии, яркостью и тоновой широтой отпечатка, а также его долговечностью. Именно в поисках долговечности Уильям Уиллис обратился к платине, которую уже в начале XIX века широко использовали не только для изготовления ювелирных украшений, но и для производства научных приборов, где требовалась повышенная надежность и устойчивость. В 1873 году он запатентовал процесс фотопечати, над которым с 1830 года трудились Фердинанд Гелен, Иоганн Вольфганг Доберайнер, сэр Джон Гершель, Роберт Хант. В течение последующих 20 лет Уиллис его совершенствует, но полученный результат не закрепляет патентом. Поскольку никаких записей с техническими деталями не сохранилось, секрет производства непревзойденной по качеству бумаги Уиллиса для платиновой печати был безвозвратно утерян. А разве не так же яростно хранил свой секрет по превращению «сырой» платины в ковкий металл английский ученый Уильям Волластон, который работал в своей лаборатории всегда один и не пускал туда никого, даже самых близких своих друзей?
История платины тоже полна тайн. Розыскания специалистов показывают, что ее использование началось значительно раньше, чем еще недавно предполагалось. Доказательством служат некоторые золотые изделия эпохи XII династии Древнего Египта, упоминание об этом металле в пятой книге «Естественной истории» Плиния Старшего
Fred Holland Day. Platinum print
Вернемся к Уиллису. В 1880 году он основывает «The Platinotype Company» в Великобритании. К 1907 году оборот компании составляет $273,715, что по курсу 2009 года равно $6,535,706. «The Platinotype Company» продает бумагу в Европе и США, и, несмотря на то, что до 1917 года англичане безраздельно владеют всей русской платиной, бумагу для платиновой печати в Россию не поставляют... Однако, на протяжении второй половины XIX и в начале XX века доля России на мировом рынке платины устойчиво составляла
Так или иначе, Россия, хоть и сумела выбраться из вызванного крушением тильзитской системы и войной 1812 года финансового кризиса благодаря замене серебра и золота платиновыми «белыми полуимпериалами и империалами», упустила выгоду и потеряла свой шанс диктовать условия международному рынку, который весьма неожиданно в глазах западного мира приобрела в 1827 году после доклада российского металлурга П.Г. Соболевского «О новом способе очищать сырую платину и приводить ее в ковкое состояние». Тогда Россия вдруг оказалась на первом месте не только по запасам руды, но и по достижениям технологии. Кто мог предположить, что не пройдет и трех лет с момента сенсационного сообщения об открытии платины в России, и в Петербурге будет раскрыт секрет, который властители мирового платинового рынка берегли за семью замками, потратив около 40 лет (столько же времени потребовалось предшественникам Уиллиса на исследования в платиновой печати) на то, чтобы руда покорилась огню и искусству?
Платиновые рублевики: Единый реверс и 3, 12 и 6 рублей аверс.
Кстати об искусстве. Фотография заняла в нем достойное место именно благодаря платиновой печати. Этому много способствовали такие великие мастера светописи как Робинсон, Эмерсон, члены общества «The Linked Ring»: Эванс, Дэвисон, Хойлер, Хорсли Хинтон в Великобритании, Дэй и члены «Photosecession»: Стиглиц, Стейхен, Кобюрн, Уайт и Кейзебир в США, а также Андерсон, Стрэнд, Уэстон. Вот лишь несколько примеров их преданности платинотипии: Робинсон с 1888 года выставлял исключительно платиновые отпечатки; в 1901 году, когда Робинсон умер, его сын Ральф напечатал лучшие фотографии отца и распродал всем желающим эти платиновые отпечатки; «Повседневная жизнь и пейзаж просторов Норфолка» Эмерсона — образцы пикториальной фотографии; Эванс в 1890 начал свою великую серию церквей в платинотипии, а кульминацией его карьеры стала представительная выставка Королевского фотографического общества в 1990 году, где он представил 150 своих платиновых отпечатков; в этом же году в Лондоне с большим успехом прошла выставка «Новой Школы Американской Фотографии», которую организовал Дэй.
Emersons first photographic album Life and Landscape on the Norfolk Broads, 1886
С 1901 по 1914 год продано 35 миллионов листов бумаги для платиновой печати. Но быстрый взлет сопровождает стремительное падение. В 1907 платина уже в 52 раза дороже серебра. Британское правительство во время Первой мировой войны запрещает использование платины в фотографических целях, т.к. она необходима для военной промышленности. В России грядет Великая Октябрьская революция. «Все недра земли... переходят в исключительное пользование Государства». Национализация горной промышленности начинается в июле 1918 года с предприятий, добывающих важнейшие полезные ископаемые, в том числе платину. В Петрограде организовывается институт, призванный решать проблемы наиболее рационального использования платиновой руды и совершенствовать методы ее обработки. Россия перестает поставлять платину на международный рынок.
Эванс и Дэй перестают заниматься фотографией из-за отсутствия платины...
- А возможно сегодня каким-нибудь политически-коммерческим запретом погубить художника или приостановить на неопределенное время какую-нибудь художественную практику?
- Почему век «уральского червонца» из платины, самого дорогого из монетных металлов, и век платиновой печати, самого удивительного процесса в истории фотографии, оказались так одинаково коротки?
- А вдруг «санкции» и «изоляция» дадут рождение новому направлению, как это произошло в 1984 году, когда Россия запустила в массовое производство первую отечественную малогабаритную автоматическую фотокамеру «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» (ЛК-А), которую в 1991 году приобрели студенты Венской школы искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, положившие начало ломографической лихорадке?
- А, вообще, прозрачен ли для нас тонкий платиновый слой истории? И кто мы, те, кто смотрит в это зеркало: старатели, «надзирающие и пресекающие» или просто любители пикантных зрелищ?
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий