Фото:Ален Лебуаль
Ален Лебуаль, один из самых известных и популярных современных фотографов, член жюри международного конкурса 35Photo Awards, в сентябре 2014 года по нашему специальному приглашению впервые посетил Россию. Почитатели его таланта смогли не только увидеть эксклюзивную выставку фотографа, но и принять участие в творческой встрече и воркшопе. Но самое главное — Ален приезжал к нам со всей семьей, а значит, каждый гость фотофестиваля «Семейные фотоканикулы» смог познакомиться не только с автором замечательных снимков, но и с главными героями фотографий — его детьми.
— Здравствуйте, Ален, скажите, пожалуйста, откуда вы?
— Я француз, живу недалеко от города Бордо и работаю на дому в качестве скульптора и фотографа.
— По профессии вы скульптор. Почему вы обратились к фотографии?
— В 2004 году мне нужно было составить портфолио из моих работ в качестве скульптора. Тогда я приобрел фотоаппарат. Так у меня развился вкус к макросъемке. Этому способствовала моя страсть к энтомологии. Позже я обратился к портретной съёмке, а семья стала моей главной моделью.
— Когда вы начали фотографировать? Вы помните свою первую камеру?
— Начинал я в 2004 году с макросъемки. Тогда я использовал компактный цифровой фотоаппарат Nikon Coolpix 2200.
— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Я фотограф-самоучка.
— Какой из жанров фотографии наиболее вам интересен?
— Думаю, гуманистическое фото.
— В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих снимков?
— В своей семье.
— Сегодня вы являетесь одним из самых известных детских фотографов в мире. У вас тысячи поклонников по всему миру. А что для вас успех? Стремились ли вы к известности?
— Я знаю, что мои фотографии имеют своих ценителей и постепенно становятся популярными. Думаю, это благодаря тому, что мои фотографии не лгут. Наша жизнь — именно такая, как на фотографиях. Она очень простая. И эта ее характеристика неизменна. В этом секрет нашей гармонии.
— Ваша семья живет в естественных условиях природы. Как вы думаете, что является самым положительным в подобном воспитании детей? Влияет ли такой образ жизни на формирование их характеров? Ведь все они — разных возрастов...
— Мы живем в сельской местности. У нас нет телевизора (но при этом у нас много компьютеров). Мы живем на юге страны, поэтому проводим большую часть времени на улице. Все наши шестеро детей живут в гармонии под одной крышей и прекрасно ладят между собой. Образовательные методы, пропагандируемые нами, довольно-таки демократичны. В школе — строгие правила, дома же все намного проще. В нашей семье правят «умеренные» основы воспитания и контроля. С другой стороны, нет строгого режима приема пищи и сна. Дети живут в своем собственном ритме.
Мои дети не знают, что такое одиночество. При этом каждый из них всегда может уединиться, если ему захочется побыть в тишине. Мы пытаемся привить им уважение и терпение во всех проявлениях.
Большая семья — это микросообщество. Она формирует образ жизни будущего взрослого человека. Мы во многом полагаемся на интуицию. На данный момент она работает очень хорошо. В нашей семье не возникает серьезных конфликтов и проблем.
— Ваши дети действительно выглядят абсолютно гармонично и естественно. Должно быть, вам известен секрет идеального воспитания.
— Моя жена не работает, а я работаю дома. Дети могут обратиться к нам в любой момент. Нам пришлось выбирать между финансовым благополучием и простой жизнью. У меня никогда не было хорошего автомобиля, вероятно,мы никогда не закончим ремонт в нашем стареньком доме, но это не важно. Жить нужно здесь и сейчас! Нам нравится такая жизнь.
— Есть ли у вас предпочтения: детей какого возраста вам нравится снимать больше всего?
— Моим детям 5, 6, 14, 16, 18 и 20 лет. Каждый возраст по-своему интересен. Младшие не обращают внимания на фотоаппарат. Им интересен сам процесс, а не его результаты, поэтому они открыты перед камерой. Что касается старших, то их представление о собственном образе мешает созданию естественных снимков. Тем не менее, погружение в игру с младшими облегчает процесс съемки. Я всегда рядом, когда дело касается детей. Я с ними, когда они играют, и зачастую именно через игру воплощаю идею фотографии. Я снимаю то, чем мы живем. Моя жена не работает, а сам я работаю на дому, поэтому мы всегда сами присматриваем за ребятами. Сейчас все они уже ходят в школу. Мы не относимся к тем родителям, которые перегружают своих детей дополнительными внешкольными занятиями. Наши ребята знают, как проводить свое свободное время. Подобный метод образования создает игровые ситуации, а также модели повседневной жизни, из которых могут получиться отличные кадры.
— Расскажите, пожалуйста, про свою книгу. Как долго вы над ней работали? Насколько сложно это было? Как появилась мысль сделать такую книгу?
— Мой друг Жеральд Видаммон, редактор французского журнала Compétence Photo следил за моим творчеством с самого начала. В 2011 году он предоставил мне возможность опубликовать первую книгу. Мы вместе занимались отбором фотографий. Самым сложным было отобрать всего 80 из тысяч фотографий, сделанных мной. Книга появилась в ноябре 2012 года. Мой издатель организовал презентацию книги в парижском салоне фотографии Salon de la photo. Я и моя семья встретились с поклонниками, раздали автографы, а я выступил с лекцией во время видеопрезентации моих работ.
— Эта книга стала настоящим бестселлером и мгновенно принесла вам всемирную славу. Как вы думаете, почему?
— Книги были раскуплены моими поклонниками из самых разных стран мира. Каждый был когда-то ребенком и каждый, кто читает эту книгу, найдет в моих фотографиях напоминание о детстве, своем или своих детей.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Спонтанность, индивидуальность и самобытность.
— Можете ли вы назвать какое-либо событие из своей творческой жизни, которое запомнилось вам больше всего?
— Встреча с Джоком Стерджесом, прославленным американским фотографом, а также моя поездка в его дом в Сиэтле. Я многому научился у него.
— Камеры каких марок вы используете?
— Canon 5D Mark III и Leica M Monochrom.
— Есть ли у вас любимый объектив для съемки детей?
— Объектив 35 mm f/1.4 — единственный, который у меня есть и которым я пользуюсь.
— Насколько для вас важна постобработка?
— Сейчас я занимаюсь по большому счету только черно-белой фотографией, поэтому редактирование сводится к преобразованию изображения в черно-белый снимок и настройкам плотности и контраста.
— Вы делаете очень много для того, чтобы возродить ценность семейного фотоальбома. Как вы думаете, почему это важно? Насколько фотография может привить обществу настоящие семейные ценности?
— Этот альбом должен стать наследием, которое я передам своим детям. Его способность дарить людям счастье и надежду делает его еще более ценным. Фотоальбом показывает,что мы можем быть счастливы, отказавшись от чрезмерного потребительства, которое царить в современном обществе, при этом не отрекаясь от него.
— Если бы была возможность заново начать творческую карьеру, вы хотели бы посвятить ее исключительно фотографии?
— Я так не думаю, но я бы начал заниматься фотографией намного раньше. Я все еще работаю в качестве скульптора и мне это тоже нравится.Творческий процесс жизненно важен для меня.
— Продолжите фразу: «Фотография — это...»
— ...Способ изо дня в день создавать семейный альбом, представляющий собой то наследие, которое я передам своим детям. Мои работы отражают нашу жизнь, в которой все делается ради детей, и фотографии являются свидетельством тому. В какой-то степени мой подход к работе можно сравнить с подходом этнолога.
— Можете ли вы ли вы дать несколько советов начинающим фотографам?
— Особых советов у меня нет. Раньше я читал один форум, где фотографы писали о том, что находятся в поиске собственного стиля. По-моему, техника — дело второстепенное. По-настоящему познать радость работы фотографом можно, задав себе вопрос: «Что тебе нравится? Что является твоей страстью?».
Об авторе
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий