Эрнст Хаас — известный фотожурналист прошлого столетия, внёсший огромный вклад в развитие и признание цветной фотографии. Лучшая характеристика этого человека, наверное, принадлежит Анри Картье Брессону, который сказал: «Он был самой чуткостью, всегда поражал меня своим знанием мира, тонким обаянием и острым умом. Для меня он исчез так же стремительно, как и появился — словно комета, прочертившая небо, он оставил после себя неизгладимый след в душах людей».
Эрнст Хаас родился в Вене 2 марта 1921 года. Любовь к искусству ему с ранних лет привила ему мать, сама будучи страстным искусствоведом. Именно она развила у Эрнста тонкое эстетическое восприятие и художественный вкус; и именно она оставалась для фотографа идеальным авторитетом на протяжении всей жизни, даже тогда, когда он сам стал мировой знаменитостью.
В юношестве Хаас интересовался медициной и живописью. Серьёзно заниматься фотографией Эрнст начал в 1940 году. Он закончил Институт графических искусств, в военные годы работал в фотостудии в Вене и преподавал искусство фотографии в европейском отделении Американского Красного Креста. После Второй мировой войны он уже не сомневался, что хочет сделать фотографию главным делом своей жизни.
Значительное влияние на становление фотографа в своё время оказала книга «Камера поэта», которая поразила его гармоничным сочетанием поэзии и работ признанных американских фотографов. Стремление объединить поэзию и художественную эстетику фотографий Хаас считал главным в своём творчестве. И это ему удавалось: в его работах поэзия будто приобретает более зримые черты, а визуальные образы выходят за рамки привычной реальности.
«Уточняйте собственные чувства через великих мастеров музыки, живописи и поэзии»
Свою первую камеру — «Rolleyflex» — Хаас приобрел в 1946 году, обменяв его на дефицитные 10 кг маргарина (подарок к
В конце сороковых годов Эрнст стал работать фотографом в журнале «Heute». Его фоторепортаж о возвращении военнопленных австрийцев на родину прославился на весь мир. Известные издания стали приглашать Эрнста к сотрудничеству, его особенный стиль, полный сил, убедительности и технического мастерства, запоминали, должно быть, все, кто их видел. Затем Эрнст устроился в фотоагенство «Magnum Photos», которое спустя несколько лет благодаря его стремлениям приобретёт широкую популярность. Кстати, Эрнст Хаас работал вместе с Анри Картье Брессоном и Робертом Капа. В 1959 году Хаас возглавил фотоагенство.
«Не имеет ни малейшего значения, какой фотоаппарат вы используете. Любой из них может зафиксировать то, что вы видите. Но вы должны ВИДЕТЬ»
Во время жизни в Нью-Йорке Хаас сделал удивительные циклы фотографий, которые стали настоящими символами города. «Этот город никогда не стоит на месте, он все время меняется. Это даёт массу возможностей увидеть и запечатлеть что-то новое в старом», — говорил Хаас.
«Не останавливайтесь... остановка означает смерть вдохновения»
Одно из главных новаторств Хааса — начало работы с цветной фотоплёнкой. Его эксперименты в
Заслуги Хааса по праву были оценены современниками. В 1958 году Хаас был признан одним из лучших фотографов современности по версии журнала «Popular Photography». На одной из выставок цветных фотографий признанный мастер фотографии Эдвард Стейхен назвал Эрнста Хааса «свободным, не стеснённым узами теории и традиций духе, который, вырвавшись за пределы привычного мира, нашёл Красоту, несравнимую ни с чем, что было до него в истории фотографии».
«Я наблюдаю, как красота рисует саму себя. Когда этот процесс достигает своей кульминации, я делаю снимок»
Хаас был лидером по числу проданных альбомов: его известный альбом «The Creation» имел тираж более 500 тысяч экземпляров. Его называли универсальным фотографом: он одинаково успешно работал с жанрами городской и пейзажной фотографии, абстракцией и репортажем, как в цвете, так и в черно-белом представлении.
Разносторонне развитая личность, помимо фотографии он интересовался подготовкой рекламных кампаний. Немногие знают, что автор рекламного образа сигарет Marlboro со скачущим ковбоем — именно Эрнст Хаас.
Мастер любил повторять, что фотография стала для него универсальным языком, на котором он пишет прозу и поэзию. «Существуешь только ты и твоя камера. Все ограничения находятся в тебе самом — скажи мне что ты видишь и я скажу кто ты», — так говорил Эрнст Хаас, один из величайших фотографов прошлого столетия, истинный ценитель красоты и просто мудрый человек.
Источник фотографий — личный сайт фотографа: http://www.ernst-haas.com/
___________________
Читайте также:
Наум Грановский. Московский летописец
Эмоциональное значение света в фотографии
Кристоф Жакро. Лиричный мир дождя и снега
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий