Известный российский фотограф Андрей Нарчук убежден, что умение наблюдать и любоваться живой природой — важно для всего общества и каждого из нас в отдельности. Об окружающем мире, путешествиях и жанре подводного макро он рассказал в специальном интервью.
— Андрей, здравствуйте. Расскажите, как вы открыли для себя фотографию и как давно снимаете?
— С детства мне всегда хотелось показать те образы и картинки, которые появляются у меня в голове. Однако на то время я не мог этого сделать — не было подходящих средств. Я пробовал учиться рисовать, но результат меня не устроил. Наверное, я слишком нетерпеливый для рисования: в мыслях образы менялись быстрее, чем я успевал хоть что-то запечатлеть.
Потом, уже в институте, я увидел рекламу только появившихся цифровых камер. Я ни минуту не сомневался в том, что это именно то, что мне нужно. Дальше все просто: полгода в режиме жёсткой экономии (напомню, что я был студентом), и я смог себе позволить мою первую цифровую камеру — только что вышедший тогда Olympus −3040...
Дальше — поездка на Красное море, где я впервые увидел подводный мир. Это было потрясение. И первое, что я сделал по возвращению, — купил подводный бокс к моей камере. Через пару месяцев я уже снова плавал в Красном море, но теперь уже мог снимать всю эту красоту, чтобы привезти домой в заснеженную Москву. В ту поездку мне повезло поплавать наедине с огромным скатом — мантой. Можно сказать, что эти полчаса, проведенные в море, окончательно изменили мою жизнь.
Следующим моментом, оказавшим сильное влияние, — было первое погружение у нас в России, в, казалось бы, самое обычное озеро недалеко от Каширы. Так мы открыли для себя совсем другой подводный мир, другую природу России.
В прошлом же году мне повезло впервые для себя погрузиться под лед, и сделать это сразу в одном из самых удивительных мест — на Байкале. Причем, произошло это практически случайно — командировка в Иркутск, свободные выходные, неожиданное предложение от знакомых фотографов, и... я оказался на совершенно другой планете, на Ольхоне, в царстве льда.
Я уверен, что таких случаев будет еще много, а каждый из них позволяет открыть для себя то-то новое. И это очень важно для меня. Это стимул для движения вперед.
— Что для вас источник вдохновения?
— Природа. Она никогда не повторяется, и каждое создание удивительно по-своему. Очень люблю море. Мне тяжело долго находиться вдалеке от него. Зато, когда мы вместе, оно наполняет меня энергией, новыми идеями и... разговаривает со мной.
— Что для вас фотография? Это образ жизни, мировоззрение, или способ самовыражения?
— Наверное, в первую очередь, это способ самовыражения, хотя и образ жизни во многом продиктован этим увлечением. Именно цели в области фотографии я сейчас ставлю себе как первоочередные. На их достижение уходит большая часть моего свободного времени и ресурсов.
— Судя по вашим работам, вам нравятся разные жанры фотографии? Или всё-таки предпочитаете что-то одно?
— Да, мне нравится разная фотография. Однако, есть одно направление, к которому у меня особое отношение. Это природная арт-фотография. Я люблю находить в природных объектах или окружении нечто большее, чем они кажутся на первый взгляд. Мне нравится создавать что-то вместе с природой. Чувствовать, что мы партнеры. В большинстве своем — это макросъемка, причем подводная. Обитатели моря удивительны, а если начинаешь рассматривать их в большом увеличении — то и вовсе попадаешь в другой мир, другую вселенную.
— Вы много путешествуете. Какой уголок мира вас впечатлил больше всего?
— О, о каждом из них я могу рассказывать долго. Все они по-своему интересны, более того — если несколько раз приезжаешь в одно и то же место, то каждый раз открываешь его с новой стороны. Но сравнивать их практически невозможно. Как можно сравнить удивительный микромир Индонезии с Фиджийскими акулами-тяжеловесами? Это совершенно разные миры. Изящество, необычность и яркие краски с одной стороны. Мощь, динамика, — с другой.
Да, наверно я больше тяготею к микромиру. Поэтому чаще всего выбираю для себя Юго-восточную Азию (Филиппины, Индонезия, Таиланд), так как лучших мест для макрофотографа, пожалуй, найти невозможно.
— Есть ли кадр, который вам особенно дорог?
— Да их несколько. Они были сделаны в разных местах и в разное время, но каждый из них стал первым шагом, открывшим для меня новое направление.
— Где бы вы хотели побывать еще?
— Думаю полный список не уместиться в рамках одного интервью (улыбается). Мест, где я хочу побывать, — десятки и сотни. Причем, это не только новые места, но и те, в которых я уже был. Например, Сулавеси, Байкал, Фиджи, и каждое полюбившееся озеро. А из новых я бы отметил ход сардин в ЮАР, Эквадор (Галапагосы), Мексику — причем, как пещеры, так и несколько мест в океане, и, наверно, еще Папуа... Но это только верхушка айсберга. А если учесть, что площадь, занятая водой, на нашей планете существенно превышает сушу... Так что скучать не приходится, и я стараюсь использовать любую возможность для новой поездки. По опыту — везде можно найти что-то интересное.
— Если говорить о путешествиях по России. Какой уголок вы считаете самым уникальным?
— О! Наша страна слишком большая и в ней так много удивительных мест, что выбрать что-то одно, мне кажется, — нереально. И чем больше ездишь, тем сложнее выбрать. Да, я очень люблю дикие водоемы в нашей полосе, но однозначного ответа не дам. На самом деле, я лучше приведу пример — не так давно я был в жюри конкурса фотографий дикой природы «Золотая Черепаха». Иностранные фотографы, также входившие в состав жюри, удивлялись, почему из нашей родной природы представлены всего несколько «раскрученных» мест и всего несколько видов животных. К счастью, как мне кажется, что сейчас ситуация начала немного меняется к лучшему.
Поэтому позволю себе дать такой ответ: лучшее место — это там, где побывал, в которое ты можешь приехать. То, что расположено недалеко от твоего дома. Возможно, благодаря такому подходу мы начнем больше заботиться о своей родной природе.
— Помогает ли знакомство с неизведанными странами и дикой природой по-новому осознавать жизнь?
— Мир вокруг не дает зациклиться на ежедневной рутине, а в природе не бывает наигранности и фальши. Видя разнообразие видов, начинаешь верить, что границ для творчества не существует. И у нас всегда есть возможность двигаться дальше... Ну и конечно же, поездки — это друзья, с которыми проводишь много времени, с которыми делишь проблемы и неудачи, радость и успех. В тоже время, это работает как фильтр — вокруг остаются очень хорошие, интересные и талантливые люди. И я всем им очень благодарен!
— Есть ли что-то общее между экстримом и фотографией?
— Скажем так: редкую фотографию в экстремальных условиях сделать легче, так как чем сложнее условия, тем меньше у вас конкуренция. Хотя, тут нужен большой профессионализм и мастерство. А вот сделать же такую фотографию у всех на виду, в обычной жизни — вот это уже большое искусство. Так что каждый сам может выбрать ту степень экстремальности в фотографии, которая ему нужна, которая ему нравится.
— Как вы думаете, для того, чтобы получать хорошие пейзажные кадры, нужно уметь чувствовать природу? Ведь зачастую мы все настолько «захвачены» темпом городской жизни, что едва ли успеваем замечать смену времен года за окном...
— Это необходимо в любом случае, для любого вида природной фотографии, не только пейзажей. Вы должны чувствовать, знать и стараться понять. Всю нашу городскую суету нужно оставить и забыть задолго до съемки. На каждый вид съемки стоит настраиваться отдельно. У нас, у подводников, это очень выражено: ты должен еще перед погружением определить то, что собираешься снимать. От этого зависит комплект оборудования, который берешь с собой. Потом поменять его уже невозможно (вы даже не сможете снять забытую на объективе крышечку). Точно так же и зрение настраивается на поиск определённых объектов. К примеру, сконцентрировавшись на макросъемке, фотограф может не заметить проплывающего за спиной кита. И это не шутка: такие случаи действительно имели место.
— Какой цели в фотографии вы бы хотели достигнуть?
— Цели?... Перефразируем известное выражение: я снимаю, потому что не снимать я не могу (улыбается). Я вижу удивительные и прекрасные вещи, неповторимые моменты. Наблюдая за живой природой, нельзя оставаться равнодушным. И мне хочется донести это до других. Ведь это важно, важно для всех нас. Но, к сожалению, в существующем мире все так устроено, что далеко не все могут это увидеть собственными глазами.
— Как вы думаете, чем уникально ваше творчество?
— Каждый человек уникален. И мне кажется, что когда пытаешься делать что-то своё, а не повторяешь чужое, то и результат тоже будет уникальным. Мы часто ездим на съемки группами по несколько человек, но в результате у нас получаются совершенно разные фотографии.
Лично мне нравится работать на границе разных жанров. К примеру, привносить в чисто природную фотографию элементы арта. Иногда это связано с техникой съемки, но чаще всего — основывается на ином видении самих живых существ и среды их обитания. Сочетание микромира и макромира, сочетание надводного и подводного, живого и искусственного.
— Сколько времени вы готовы посвятить созданию одной фотографии и цикла работ?
Наверно это будет звучать... пафосно... но я снимаю некоторые серии уже почти 10 лет и останавливаться не собираюсь. Каждый раз я открываю для себя что-то новое, и я не вижу здесь границ. Так что, наверное, ответ будет: «Всю жизнь». Пару лет назад в Москву приезжал Андре Лобан (оператор Кусто). Он рассказывал, что до сих пор ныряет у себя в Марселе (а ему скоро 90) и... только для того, чтобы рисовать под водой. Думаю, может проходить время, меняться видение, но мы всегда стараемся снять «свою фотографию».
— Как вы совершенствуете свои умения в фотографии? Изучали профессионально или самостоятельно?
— В фотографии важны две вещи: общее восприятие мира и постоянная практика. Первое — результат всей нашей жизни, всего того, что мы видели, о чем думали, что чувствовали. А второе — много труда. Я давно заметил, что если у меня идут съемки и поездки одна за другой с небольшими промежутками, то выход фотографий увеличивается. А если потом перерыв, то все приходится начинать сначала.
— Есть ли мастера современной и классической фотографии, на творчество которых вы ориентируетесь?
— Фотографии, как и музыку, я люблю смотреть/слушать по настроению. В каждый отдельный момент времени мне нравятся разные фотографии. И тут я не обращаю внимания на авторство. Иногда даже не очень качественная карточка, попавшаяся на глаза в нужное, время может изменить очень многое!
Хотя, есть конечно такие мастера, как Пол Никлен, Джим Брандербург, Лори Кэмбл. Но что мне кажется важно — слушать их бывает даже интереснее, чем смотреть фотографии! Вы получаете мощный эмоциональный и энергетический импульс. После этого хочется идти и снимать, снимать...
— Чтобы человек мог назвать себя фотографом — обязательно ли наличие специального образования и работа профессиональным фотографом?
— Нет. У меня у самого нет фотообразования и я не снимаю за деньги (то, что я подразумеваю под словами «профессиональный фотограф»). Однако, это не мешает мне считать себя фотографом. Фотограф — тот, кто умеет Видеть и умеет показать это другим.
— Что предопределяет успех в фотографии — техника, идея, мастерство фотографа, удача?
— Техника? Я рассматриваю это всего лишь как средство. Для каждой конкретной цели нужна определенная техника. Мастерство? Да, оно необходимо. Без него мы никогда не сможем добиться своего, разве что случайно. Часто на то чтобы сделать Кадр, у тебя есть только один шанс, и упускать его ни в коем случае нельзя.
Удача? Как фотограф дикой природы скажу, что без определенной доли удачи сделать что-то действительно стоящее крайне сложно. От этого зависит, сколько времени и сил уйдет на тот или иной кадр. Однако, если четко поставить себе задачу, то своего ты добьёшься.
Идея? Да! Ведь если нет идеи, то непонятно, что и зачем мы снимаем. Без идеи сам процесс превращается в рутину. К счастью, вокруг нас только идей достойных реализации. И я совсем не понимаю людей, которые говорят: «всё что можно уже давно снято».
— Как вы относитесь к постобработке фотографий?
— Если мы можем потратить дни, недели и месяцы, чтобы сделать хороший кадр, то кощунственно было бы не потратить полчаса на то, чтобы довести его до совершенства. Фотографии, снятые в дикой природе, в сложных условиях, в любом случае требуют хотя бы небольшой постобработки.
— Что для вас фотография?
— Моя фотография — это, в первую очередь, отражение меня. Когда я смотрю на чужие фотографии, то я хочу видеть не только констатацию какого-то факта, явления или объекта. Я хочу видеть целый мир — мир автора.
Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Андрей Нарчук
Web-сайт: http://www.narchuk.com/
Техника: Canon 5D Mark II, подводный бокс Nexus, свет — Inon 240×3.
Выставки, награды, достижения: Победитель и лаурет большого количества всероссийских и международных конкурсов природной и подводной фотографии (звания «Фотограф года», «Лучший фотограф дикой природы России», Золотая черепаха — 2009).
Источник вдохновения: Для меня нет лучше источника вдохновения, чем море... живое и безграничное.
Лучший совет: «Всегда следуйте своему сердцу, и если что-то решили, то никогда не откладывайте — делайте»
____________________
Читайте также:
Арт-300: «Фотография — моя вселенная»
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий