Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
18 фото, которые обсуждали ведущие критики: Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие
критики: Искусство VS провокация

#современная_фотография
18 фото, которые обсуждали ведущие
критики: Искусство VS провокация
12 марта 2022
Фото:Ника Паилодзе
Текст:Ника Паилодзе

«Возможно, я родился в Тбилиси 9 марта 1995 года—так они говорят», —иронизирует грузинский фотограф, член жюри 35awards Ника Паилодзе, который предпочитает называть себя Да Миане. Ника интересовался визуальной эстетикой с детства. Во взрослом возрасте он понял, что устаёт от рутины, начал брать камеру и бродить по улицам Тбилиси. Сегодня мы обсудили с ним его творчество.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Почему вы выбрали себе псевдоним Да Миане?

Много лет назад я написал что-то вроде маленького рассказа, где одну протагонистку, девочку, звали «Я», а другого героя, мальчика, — Миане. Рассказ назывался «Я и Миане». На грузинском я — это «да». А если написать слитно «Ядамиане» — это означает быть человечным. Мне понравилось звучание этого слова, и я захотел называть себя так. Потом я наткнулся на имя Дамиане: оказалось, что это древнее итальянское имя, означающее «спокойный». Такая история.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Вы очень внимательно относитесь к цветовому решению на своих работах. Что для вас цвет как инструмент?

Для меня фотография — это не способ запечатлеть реальность, это способ показать мои эмоции про ту реальность, в которой я живу. Вначале была эмоция, потом были слова. Если у слов нет эмоций, то можно и не говорить. В фотографии эмоции, прежде всего, создаёт цвет. Каждая фотография говорит о чём-то, цвета — это эмоции, которые очень важны.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Для меня цвет — важнейший компонент, с помощью него можно передать эмоции, ведь они что-то вроде универсального языка, который знают все вне зависимости от национальности. Мои эмоции становятся эмоциями зрителя, и это достигается именно цветом. В чёрно-белой фотографии также есть цвет. Вы скажете, что чёрный — это тон, но я скажу, что это просто градация цвета. И все цвета — это градации, между ними нет границ. Вы не можете точно сказать, где заканчивается оранжевый и начинается красный. Также и эмоции. Эмоции—это градация.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

В Москве в институте кинематографии (во ВГИКе) студентам показывают фильмы Параджанова, родившегося в Тбилиси, чтобы они изучили силу цвета и его философию. Что вы можете сказать о фильмах этого мастера?

Если быть честным, то кино я люблю больше, чем фотографию. Что касается вашего вопроса: Параджанова я смотрел очень много лет назад. Огромное влияние произвёл на меня другой режиссёр— Андрей Тарковский. И я не буду рассказывать о поэтичности или экзистенциальных повествованиях в его фильмах, но скажу, что атмосфера, которая создана именно с помощью цвета в «Сталкере» или «Зеркале» , — это и есть цвет в чистом виде, это и есть эмоция. Если внимательно посмотреть «Сталкер», то мы поймём, что с помощью цвета можно не только передать эмоции, но и рассказать.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Фильм, можно сказать, бесцветный до повествования в Зоне. Зона — это можно сказать что-то другое, то, что мы всегда ищем, но оказывается, то, что мы ищем, уже есть у нас. В сценах после Зоны, когда дочь Сталкера появляется на экране, всё становится цветным. Это как у Новалиса в маленьком рассказе о богине Исиде. У Тарковского цвет — это градации. И если посмотреть, там нет чёткой грани между цветами. Если вспомнить его фильм «Зеркало», то там тоже игра цветными и бесцветными кадрами. По-моему, такое есть даже в «Солярисе» и «Ностальгии». Цвет не разговаривает в фильмах Тарковского, как и фильмы не рассказывают истории Тарковского. Цвет передаёт эмоции, как и сам фильм. Это струя бессознательной силы.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Наш мир очень поменялся. Каким вы его видите сейчас? С какими цветами он ассоциируется?

Наш мир поменялся? По-моему, наш мир менялся и меняется всегда. Если мы не видим переходов, то нам кажется что он поменялся. Но я скажу в каком цвете мы сейчас оказались: по-моему, это серый, цвет заблуждения. Как туман. Мы не видим ничего. Информации вокруг нас так много, и она так противоречива, что мы, как ёжики, заблудились в густом тумане. Мы видим очень многое, но реальность ли это? Мы этого больше не знаем, и это порождает чувство одиночества. Это не туман Ангелопулоса, а именно Норштейна со своими сказочными представлениями и жуткими кошмарами. Таков наш мир сейчас: серый, как густой туман.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Вы изучали литературоведение. Какие книги можете посоветовать фотографам?

Я скажу прямо: для воображения нет ничего лучше, чем литература. Знание картин знаменитых художников — это лишь дополнение к воображению человека, а литература — это свободное пространство для воображения. На меня огромное влияние произвели «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Превращение» Франца Кафки, «Степной волк» Германа Гессе, «Слепая сова» Хедаят Садег, стихотворения Иосифа Бродского, «Похищение луны» Константина Гамсахурдиа, «Змеиная кожа» Григола Робакидзе. И конечно же я люблю античную литературу во всей её красоте.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Над чем сейчас работаете?

Как и всегда, снимаю улицу. Но в будущем намерен стать фотожурналистом, поэтому хотел бы начать проекты в области фотожурналистики.

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

18 фото, которые обсуждали ведущие критики мира. Искусство VS провокация

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий