Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Николай Степаненко: “Говорят, любовь требует жертв”

Николай Степаненко: “Говорят,
любовь требует жертв”

#портфолио
Николай Степаненко: “Говорят,
любовь требует жертв”
28 августа 2019

Фотография Николая Степаненко «Шоанинский храм» заняла первое место среди лучших в номинации «Пейзаж-ночь» на конкурсе 35AWARDS. В интервью «Российскому фото» Николай рассказал о том, как был сделан этот снимок, о своих путешествиях, о приемах и методах обработки фотографий.

— Николай, расскажите вкратце о себе. Как вы стали фотографом?

— Многим с детства нравятся игры, в которых из большого количества имеющихся вариантов можно выбрать свой собственный — тот, который более всего придётся по душе. В течение жизни мы всё время оцениваем и выбираем. И среди одинаковости нам хочется найти редкость. Находясь на морском пляже с камнями — мы высматриваем среди них «самый красивый». Идя по лесу, мы находим дерево, которое хотим получше разглядеть. На цветущем поле мы обращаем внимание на какой-то отдельный цветок. Фотография — просто одно из множества занятий, к которому можно отнестись, как к той игре из детства, а потом с интересом в неё играть. Так делаю и я.

— Вы наверняка много путешествуете. Расскажите о ваших любимых местах.

— У меня есть любимые места, связанные с положительными воспоминаниями из детства. Вырос я на Кавказе и это — родные мне места в горах Северной Осетии, где я впервые испытал восторг от созерцания возвышающихся лесных склонов, грохочущих горных рек и водопадов, впечатляющих скальных, ледовых массивов, белоснежных вершин. Многообразие природы в тех местах, её величественность способны заложить в человеке особое чувство прекрасного. Многие места на Северном Кавказе ощущаются мной, как родные и любимые, даже если я впервые там оказываюсь.

У меня есть любимые места, в которых я испытываю особые ощущения, если говорить просто — именно от их «атмосферности». Для меня лично — находятся они на Кольском полуострове, в горах Хибинах, открывших мой собственный путь к расширению познания. Это места — учителя, расширяющие границы восприятия. В них обязательно заложен некий элемент, которого ты раньше не видел, или не замечал. И если будешь внимателен и любопытен, то сможешь его найти и почувствовать то, что никогда ещё не испытывал. А если учиться у них и тренировать своё внимание, то таких мест может становиться для тебя всё больше.

У меня есть места, подарившие мне эмоции от интересных приключений, происходивших в них. Их тоже можно отнести к любимым. Ведь испытываемое напряжение, оканчивающееся облегчением, — это прекрасное ощущение жизни. Такой опыт приключений можно найти, разумеется, где угодно, подойдя к этому творчески или полагаясь на волю случая — главное в этом деле, чтобы потом об этих приключениях можно было весело рассказывать.


— Как была сделана фотография-победитель?

— Шоанинский храм (Церковь Георгия Победоносца X века) помимо того, что считается одним из самых древних на территории РФ, находится в очень живописном месте недалеко от посёлка им. Коста Хетагурова в Карачаево-Черкессии. Сооружение стоит на высоком холме, с северной стороны которого расположилась ещё одна скала. Оказавшись на месте и посетив храм, мы с Олей, недолго думая, начали «штурм» упомянутой скалы. Подлаз был быстро найден, вид сверху открывался тот самый коптеро-подобный, и тут же рядом была отличная полочка под палатку. В общем, сам Бог велел провести ночь в таком атмосферном месте.

С приходом сумерек набежал густейший туман и где-то внизу завыли шакалы. Храм скрылся из виду, и после вкусного ужина мы уж было собрались ложиться спать, но что-то мне подсказало, что нужно ещё раз разведать обстановку. Обнаружив, что с той стороны скалы, которая смотрела на город Карачаевск, туман стал рассеиваться, я ринулся проверять видимость самого храма. Чудо случилось — туман довольно быстро стал опускаться, перестал нависать сплошной пеленой и ложился на горы более фактурно. Выставив кадр, я взял рацию, оранжевый пакет и побежал вниз с фонариком подсвечивать окошки храма. Оля осталась наверху скалы. Мы переговаривались по рации, снимая для каждого подсвеченного окошка по 1-3 дубля на выбор, т.к. туман сильно менялся от кадра к кадру. Самая красивая фаза облаков произошла тогда, когда я пошёл подсвечивать беседку-колокольню — открылась перспектива на дальние горы в верхней части фотографии, тогда мы решили, что нужно панорамить. Нам очень повезло, что от города внизу шёл приятный мягкий свет, и не пришлось дорисовывать его при пост-обработке, что далеко не всегда выглядит естественно. Совсем скоро, после съёмки, от запечатленного состояния не осталось и следа, — туман ушёл, и картинка снова стала «обычной» (если такое слово вообще применимо к тому месту).

В целом на съёмку всех дублей у нас ушло около получаса, а использование раций сделало творческий процесс очень удобным.

— Какие приемы и методы обработки вы используете в работе?

— Честно говоря, в обработке использую вполне стандартный, базовый набор инструментов программ от Adobe: Lightroom, Photoshop. Общее правило, которое использую — стараюсь сделать изображение именно таким, каким оно мне увиделось во время съёмки, каким запомнилось, — при этом максимально приближая его к естественности. Чтобы порекомендовать что-то конкретное и полезное от себя — могу описать такой используемый мной приём: при съёмке обычно смотрю в объектив на изображение, оценивая не только непосредственное его содержание, но и его общий световой рисунок. То есть, представляю его крайне размытым, таким, как будто я очень плохо вижу — чтоб увидеть только его общие очертания, световые пятна, линии. И вот в таком виде оцениваю его общую композицию. Она должна нравиться. При обработке уменьшаю изображение до миниатюрных размеров и смотрю также на его общий композиционный рисунок. Он должен быть понятным и приятным.


— Чем вас привлек жанр пейзаж?

— Любовь к походам, совместная с Олей тяга к поиску диких и неизведанных мест, желание делиться эмоциями с окружающими, а также вдохновение работами мастеров этого жанра привели меня к этому предпочтению, хотя классический пейзаж — не является чем-то, на чём бы я хотел остановиться. Продолжаю эксперименты, за последние несколько походов стал пробовать снимать жанровые портреты и также осторожно проникаюсь абстракциями. Пока что, можно сказать, нахожусь на начальном этапе обучения.

— Как любовь к фотографии изменила вашу жизнь?

— Много времени стало уходить на съёмку, на просмотр фотографий — как своих, так и чужих, а также на их анализ. На обработку. Люди иногда стали называть меня фотографом. Ещё изменились мои походы, — теперь приходится таскать с собой много килограммов фото-оборудования. Но я не жалуюсь. Говорят, любовь требует жертв.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий