Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Валентин Одновьюн: «Мы живем в мире фотографии»

Валентин Одновьюн:
«Мы живем в мире фотографии»

#портфолио
Валентин Одновьюн:
«Мы живем в мире фотографии»
3 сентября 2015
Фото:Валентин Одновьюн

Валентин Одновьюн учится в магистратуре, много путешествует и участвует в выставках и конкурсах. Немалую часть его жизни составляет благотворительность и помощь детей с онкологическими заболеваниями. На выставке «Дружба народов» он представил Украину. В интервью нашему журналу Валентин рассказал свою удивительную историю, которая открыла ему фотографию и жизнь.​


— Валентин, здравствуйте! Прежде всего хотим поблагодарить вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Здравствуйте и спасибо вам большое! Очень приятно было получить приглашение участвовать в этой выставке.

Меня зовут Валентин Одновьюн (по-украински Валентин Однов`юн). Я родился на Украине в городе Харькове. Сейчас проживаю в Литве в Вильнюсе.

В 2005 году я окончил Харьковский профессиональный полиграфический лицей № 26 по специальности «оператор компьютерной верстки». Затем поступил в Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, который окончил в 2010 году по специальности «учитель английского языка и всемирной литературы» (магистр).

В 2014 году я получил престижную стипендию от Министерства образования Республики Литва и сейчас пишу магистерскую работу на тему «Взаимосвязь изображения и причины изображения» в Вильнюсской академии искусств на кафедре фотографии и медиа.

 Интересовались ли вы фотографией в детстве? Фотографировал ли кто-то в вашей семье?

— Конечно, у нас делали семейные снимки. Фотографией я стал интересоваться в 2004 году в возрасте 17 лет. Для меня она стала частью реабилитации после онкозаболевания. Его лечение заняло долгих четыре года, после чего я даже учился заново ходить. А фотография помогала мне вновь познакомиться с окружающим миром. Тогда я жил за городом, в основном фотографировал природу, пейзажи и ездил учиться в полиграфический лицей в Харьков. За время болезни я многое потерял и хотел наверстать упущенное.

Серьезно я стал воспринимать фотографию в 2009 году после предложения провести первую персональную фотовыставку в Харьковском областном центре народного творчества. С тех пор я получаю подобные предложения не менее двух раз в год.

— Уличная фотография — ваш основной жанр? Расскажите, пожалуйста, о своих проектах. Какое направление наиболее вам близко?

— Я начинал с пейзажной съемки, и до сих пор мои работы приносят мне победы в фотоконкурсах. Около месяца назад я получил Гран-при в категории «Пейзаж» на конкурсе сайта photo.net (самый старый и престижный международный фотофорум). Также я состою в литовском клубе фотографов природы «Зеленый зонтик» (Zalias Sketis), чем очень горжусь.

Поначалу я скрывал, что пережил рак, так как не хотел снисходительности и жалости к себе. Собрав достаточно пейзажного фотоматериала, я провел несколько выставок-продаж своих работ в поддержку онкобольных детей Харькова и привлек внимание к этой проблеме в родном городе. Когда я лежал в больнице, там даже не было отделения для детей с раковыми заболеваниями. Сейчас их обеспечение стало намного лучше.

Уличной фотографией я начал заниматься где-то в 2011 году, когда больше времени стал проводить в Харькове. Параллельно заинтересовался абстрактной фотографией. После моего переезда в Литву в 2012–2013 годах я все больше времени уделяю стрит-фото.

— У вас много черно-белых работ. Вы снимаете сразу в монохромном режиме? В каких случаях предпочитаете черно-белые, а в каких — цветные снимки?

— Цифровыми камерами я снимаю в цвете, но сразу же решаю для себя, какие кадры будут черно-белыми, а какие — цветными. Это уже подсознательно. Для пленочных фотоаппаратов я беру преимущественно черно-белую пленку. Первые мои работы все были цветными. Больше предпочтения черно-белым фото я стал отдавать где-то с 2011 года.

— Если говорить об уличной фотографии, то можете ли вы выделить любимые сюжеты? Например, геометрия света и тени, архитектура, определенная погода?..

— Уличная фотография может быть разной. Можно снимать моменты, которые никогда не повторятся, а можно последствия присутствия людей. Я фотографирую стены, асфальт как свидетельство нахождения здесь человека, с записями «доказательств» событий в виде странных узоров. Эта абстрактная сторона творчества интригует меня и дает богатую пищу для размышлений. Меня интересуют линии и взаимосвязь объектов в пространстве. Если в моих работах присутствуют люди, в основном они представлены маленькими, этим я хочу подчеркнуть, что мы лишь крохотная часть нашего мира. Все строится на разных моментах. Линии, свет, цвет, оттенки — все играет свою роль. Вопрос в том, что из этого ты выбираешь и что хочешь этим передать.

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?

— Да, это Next Step. Снимок был отмечен в номинации «Пейзаж» на выставке Canon EXPO в Киеве, а также принес мне много наград на Украине, в Литве, России и США.

Как раз он и взял Гран-при месяц назад. Но больше всего я дорожу образами из моей жизни, которые хранятся в памяти. Иногда они видоизменяются и часто теряются в шуме окружающих нас изображений, но они самые дорогие. Это то, что ты видел, где ты был, что именно запомнил и по какой причине.

— Есть ли у вас любимые технические приемы, ракурсы?

— Особых нет. Любой ракурс хорош, если он передает то, что было задумано. Иногда я снимаю без объектива. Просто закрываю байонет руками, и получается своеобразный пинхол из пальцев. Я стал так делать несколько лет назад и показал этот прием фотографам с Украины, из России, Испании, Греции, Белоруссии, Литвы, Финляндии, Франции и Болгарии. После долгих поисков оказалось, что я первый, кто начал снимать так. Я назвал это manophotography, примеры работ можно увидеть здесь.

— Вы проживаете в Литве? Возникали ли конфликтные ситуации при съемке на улице? Как в вашей стране относятся к человеку с фотокамерой на улице?

— В Литве у меня никогда не возникало никаких проблем с прохожими. Литовцы очень добрый и культурный народ. В принципе проблемы могут появиться в любой стране, но я предпочитаю их избегать. Самая опасная ситуация у меня сложилась в бельгийском городе Шарлеруа. Я даже не успел достать камеру, чтобы сделать кадр, как события начали развиваться так, что пришлось очень быстро удалиться. Но это нетипично для Бельгии.

— Вы много путешествуете. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных поездках.

— За последние три года я неоднократно посетил Бельгию, Белоруссию, Литву, Италию, Россию, Польшу, Чехию, Австрию, Испанию, Латвию, Эстонию, а сейчас отвечаю на ваши вопросы из США, где уже побывал в 14 штатах. Все путешествия интересны по-своему, в каждом случались свои истории.

Мое первое путешествие за границу началось как раз в день открытия первой фотовыставки в 2009 году. В тот день я вылетел в Бельгию по личному приглашению бельгийского фотографа Коэна Бланкарта (Koen Blanquart), который сейчас работает в Нью-Йорке. Во время поездки я посетил 11 городов Бельгии. Эти фотографии дали мне материал для моей второй персональной выставки в Харькове.

Когда я переехал с Украины в Литву, то много ездил через Белоруссию и часто задерживался в Минске. Во всех сложных ситуациях меня поддерживали совершенно незнакомые люди. Теперь у меня множество друзей в этой стране.

В Италии мне посчастливилось пожить в маленьком городке Кортоне, что между Флоренцией и Римом. Только там я почувствовал местный колорит. Большие города слишком перенасыщены шумом, сувенирной продукцией и вещами, которые просто стирают ощущение истории и величественности некоторых мест. В этом плане Кортона для меня более привлекательна, чем Рим.

Но влюбился я в Канарские острова. Там мне хотелось остаться жить. Словами это спокойствие и красоту не передать, поэтому я много фотографировал.

— Кто из современных фотографов наиболее близок вам по творческому методу?

— Из снимков природы мне близки работы Майкла Кенны (Michael Kenna) и Винсента Муньера (Vincent Munier), пейзажи Альгиса Якштаса (Algis Jakstas). Это имена, которые я помню всегда. Вообще сейчас очень много фотографий вокруг нас, и среди них есть множество весьма хороших. Однако, к сожалению, имена их авторов не всегда запоминаются. Есть работы, которые мне близки, но также важен и человек, сделавший их. Мы, так сказать, родственные души. В этом плане мне близок в портретном жанре потрясающий литовский фотограф Альгимантас Александрявичюс (Algimantas Aleksandravicius), с которым я познакомился благодаря знаменитому Владимиру Вяткину (о нем я читал еще в 2008 году в российском фотожурнале). И я очень рад личному знакомству с прекрасным человеком и фотографом Дмитрием Конрадтом. Его работы мне также близки.

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас значит общественное признание?

— Я провел 16 персональных и принял участие в более чем 14 совместных фотовыставках в Европе, России, США и на Украине. У меня имеется благодарность королевского посольства Норвегии и множество наград и дипломов за мои работы. Это помогает мне реализовывать новые проекты и открывает новые возможности. Когда у тебя есть имя, это вызывает больше доверия к тебе. Это помогло мне в проведении благотворительных акций в поддержку онкобольных детей и детей-сирот на Украине.

Сейчас с моим другом Патриком (Patrick Murphy), американским фотографом, который прожил в России около 18 лет и создал потрясающую серию фотографий Москвы в период с 1980 по 1984 год, мы работаем над проектом бесплатного обучения фотографии детей из вильнюсского детского дома. Может, фотография поможет им, как она помогла мне.

— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, Интернет?

— Все приносит пользу, если ты делаешь это с желанием и осознанием. До 2013 года я не посещал никакие фотофестивали и мало общался с другими фотографами. К этому времени у меня накопилось огромное желание общаться, и в 2013 году я посетил «ПитерФото-Фест», фотосеминары и портфолио-ревю «Нида-2013» в Литве, фотофестиваль IAM Photographer в Эстонии. Это дало мне возможность познакомиться с мастерами из разных стран мира, получить новый опыт и услышать оценку своих работ. Было очень приятно, что мои снимки произвели впечатление на легендарного литовского фотографа Александраса Мацияускаса (Aleksandras Macijauskas), после чего он подписал и подарил мне свою книгу. Я лично общался и стал дружить с норвежским фотографом Роджером Брендхагеном (Roger Brendhagen), которого спонсирует компания Nikon. А вообще информация из правильных источников очень помогает развиваться.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

— Получить премию Hasselblad. А сегодня моя цель — стать преподавателем фотографии.

— Что значит для вас фотография? И в чем вы находите источники вдохновения?

— Я нахожу вдохновение в самой жизни, ведь в детстве я почти потерял ее из-за рака.

— А что еще вас вдохновляет на творчество? Музыка, литература?

— Тут все зависит от того, чем я занят. Я профессионал, и когда занимаюсь работой, то знаю, что и как буду делать. Когда же я создаю фотографии настроения, то вовсе необязательно лучшие мои работы сделаны, когда мне хорошо. Вдохновение ведь тоже бывает разное. Можно вообще выйти на улицу без настроения и в момент найти интересный кадр. Это уже случай. Получается, хороший кадр — совокупность твоего мастерства, случая и сопровождающих его эмоций.

— Расскажите о своих визитах в Россию.

— Я множество раз был в Белгороде и Курске, посещал своих друзей и занимался художественными проектами. Но больше всего мне запомнилась поездка в Санкт-Петербург в 2013 году на «ПитерФото-Фест». Я познакомился на этом фестивале с потрясающими фотографами — Павлом Маркиным, Владимиром Вяткиным, Дмитрием Конрадтом, Игорем Брякилевым и Надеждой Кузнецовой. В Москве я ни разу не был.

— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»?

— В России всегда хорошо принимают мои фотографии. В Санкт-Петербурге я получил высокую оценку своих работ и призы за них. «Дружба народов» — первая выставка в Москве, на которой я представляю не просто свои снимки, но и свою страну. Она укрепляет мой статус признанного фотографа, и я надеюсь, что это принесет мне больше возможностей показать свои работы в России.

— Назовите, пожалуйста, пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— Да у меня все связано с фотографией: и учеба, и работа, и отдых, и путешествия. Мы сейчас вообще живем в мире фотографии и изображений.

— Большое спасибо за беседу! Будем рады видеть вас в Москве!

— Взаимно!

Анкета. Об авторе

Страна: Украина, Литва.

Сайт: odnoviun.com.

Совет начинающим фотографам: больше практики. Не бойтесь нарушать правила, предварительно их изучив!

Техника: Nikon D700, Nikon D3300, Nikon F100, Voigtlander Bessa R и Bessa L.

Источники вдохновения: жизнь!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

10 августа 2015

Эдгарас Вайцикявичюс:
«Улица имеет собственную историю»

Внимание участника проекта «Дружба народов», литовского фотографа Эдгарасу Вайцикявичюсу привлекает то, мимо чего большинство горожан проходит мимо: геометрия деревьев на фоне старой стены, ниспадающий из окна свет, появившееся после дождя отражение... Эдгарас убежден, что улица имеет свою историю, и тому, кто проявляет к ней интерес, она открывает свои неповторимые истории.

31 июля 2015

Абстракционизм стрит-фотографии
Junichi Hakoyama

Один из беспроигрышных сюжетов уличной фотографии — игра света и тени. В самом обыкновенном месте может сложиться настолько выразительная картинка, что равнодушным не останется никто. Японский фотограф Junichi Hakoyama, можно сказать, в совершенстве владеет способностью подмечать абстрактное в привычном.

16 июля 2015

Эндо Фучс
о жизни в городе в ее естественном виде

Эндо Фучс считает, что фотография позволяет увидеть мир другими глазами. Для него самое важное — выражение, атмосфера и содержание снимков. Он любит работы Сальгадо и черпает бесконечное вдохновение в уличной фотографии.