Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Женская фотография США в начале XX века

Женская фотография
США в начале XX века

#портфолио
Женская фотография
США в начале XX века
25 апреля 2018

В начале марта National Geographic объявил об акции в поддержку женщин-фотографов по всему миру: их снимки будут отобраны и напечатаны в спецпроекте американской версии журнала. Сегодня такие акции для США не редкость: движение за права женщин набирает обороты. Вспоминаем, как все начиналось.

Первые изменения

Несмотря на то, что в начале XX века американские женщины не имели права даже голосовать, многие из них участвовали в активном развитии фотографии как медиума. К тому же в конце XIX столетия движение за права, профессиональное развитие и эмансипацию гражданок США преуспело в распространении своих идей — некоторые дамы уже претендовали на места в университетах и делали ставку на профессиональное и интеллектуальное развитие, а не на успешное замужество.

Американки начала XX столетия с камерами, 1913 год

Фото из каталога «Кодак», 1914 год

Важным этапом в развитии женской фотографии стала деятельность компании «Kodak». Последняя существенно уменьшила размеры фотооборудования, выпустив в 1888 году портативные домашние камеры и сделав их доступными для фотографов-любителей. «Революция „Kodak“ превратила многих энтузиастов в мастеров и профессионалов, именно с нее и началась продажа фотокамер широким массам.
Однако важнейшую роль в развитии женской фотографии сыграла рекламная кампания Kodak Girls. На плакатах Kodak Girls были изображены женщины-путешественницы с портативными камерами, уверенные в себе, счастливые и целеустремленные. Мысль о женщине, путешествующей в одиночку и попутно реализующей себя как профессионал, в начале XX века была почти революционной и оказала огромное влияние на самосознание американок.

„Это так просто с „Кодак“ — реклама „Кодак“-девушки“ в журнале „Космополитан“. Фото из коллекции Марты Купер

Легендарная реклама „Кодак“-девушка в полосатом платье» стала определяющей для всей продукции компании. Фото из корпоративного архива «Кодак»


Переход к профессии

После изменений, произошедших в конце XIX столетия, число женщин-фотографов в Америке быстро росло. Если в 1890-х годах их было менее 300, то к 1920-му году стало около 5000. Появились специалистки, занимавшиеся строго очерченной тематикой: сестры Фрэнсис и Мэри Аллен, например, фотографировали архитектуру Новой Англии и сцены сельской жизни.

Сестры Аллен, «Как поживаете?», около 1901 года

Элис Остин, автопортрет, 1902 год

Однако зачастую добившиеся успеха в «светской» фотографии женщины осознавали силу попавшей к ним в руки фотокамеры и резко меняли вектор. Так, Фрэнсис Бенджамин Джонстон получила звание «американского придворного фотографа» за свои снимки Белого дома, элитных мероприятий и портреты знаменитостей, однако современники почти не заметили ее вклад в документальную фотографию: Фрэнсис опубликовала первый в своем роде альбом фоторепортажей из американских учебных заведений.

Другая американка, Элис Остин, после серии портретов зажиточных жителей Стейтен-Айленда и видов их роскошных имений направила объектив в сторону множества иммигрантов и уличных торговцев Манхэттена, став одним из первых американских социальных фотографов.

Фрэнсис Бенджамин Джонстон, «Афроамериканские дети учатся работать с хлопком», 1902 год

Несмотря на значительные гендерные притеснения, преобладавшие на рубеже XX века, фотография была весьма демократичной сферой, предоставлявшей многим женщинам творческие, образовательные и профессиональные возможности. Фотоиндустрия, будучи все еще несколько экстравагантной, даже после становления на капиталистические рельсы давала почти каждому шанс получить практические навыки. Это вдохновляло женщин заниматься фотографией как на любительском, так и на профессиональном уровне.

К началу XX столетия появились журналы, дававшие практические советы по проведению съемок и поддерживавшие стремление женщин учиться. Среди них были American Amateur Photographer и Outing, благодаря которым многие Kodak girls превратились в серьезных практиков. Тем не менее обучение женщин в настоящих фотоклубах, где проводились живые мастер-классы по фотографии, не приветствовалось и американкам отказывали в обучении. Важной фигурой, изменившей восприятие женской фотографии в американском сознании, стала Кэтрин Уид Барнс. Она занялась фотографией в возрасте 35 лет, устроив темную комнату на чердаке.

Кэтрин Уид Барнс, «Изучая японский»

Обложка журнала American Amateur Photographer, 1891 год

Будучи одной из журналисток-самоучек, Барнс вела колонку «Женская работа» для American Amateur Photographer, часто делая прогрессивные для 1920-х годов заявления: «Хорошая работа остается хорошей работой, а плохая — плохой независимо от того, кем она выполнена, мужчиной или женщиной». Уорд дала сильный толчок движению за права американок-фотографов, когда собрала работы 28 женщин из разных штатов и представила их на Международном фотографическом конгрессе в Париже. Выставка имела ошеломляющий успех, и сразу после Франции серия из 142 фотографий отправилась в Санкт-Петербург и Москву, где продолжила демонстрировать масштаб, возможности и силу женской фотографии.


Портреты и художественная фотография

Несмотря на то, что американки начали преуспевать на фотографическом поприще, патриархальные стереотипы не спешили изживать себя. В случае с портретными снимками это лишь играло дамам на руку: женщин как существ чувственных и эмоциональных считали хорошими портретистками, ведь благодаря своей «девичьей чуткости» они могли раскрыть характер изображаемого и усилить впечатление соответствующей эстетической композицией.

«В конце концов, они привыкли накрывать на стол и украшать гостиную, а их навыки общения с детьми бесценны», — так «хвалили» портретисток в 1909 году в статье о женской фотографии в New York Times.

Гертруда Кезебир, «Идеальная мать», 1899 год, фото из архива музея Пола Гетти

Сара Чот Сирс, «Мэри», 1907 год

В 1910-х годах многие женщины увлекались семейной фотографией — это занятие поощрялось патриархальным обществом и не считалось «вызывающим», как, например, практика художественной или социальной фотографии. Ко всему прочему, некоторые домохозяйки начали приносить в семью доход, конкурировавший с заработной платой мужа, что хоть и уязвляло некоторых американцев, но не могло не радовать большинство из них.

Сара Чот Сирс, «Джулия Вард Хоу», 1907 год

Сара Чот Сирс, «Фотография Хелен Сирс с китайским фонариком», 1895 год

Многие из сохранившихся семейных снимков того времени способны составить конкуренцию современным: они отражают идеалы среднего и привилегированного классов и блестяще передают характеры и взаимоотношения людей на фотокарточке или серебряной пластине. Джейн Риз, Вилламина Пэрриш, Матильда Вейл, Элизабет Бухманн, Мэри Бартлетт и Гертруда Кезебир в корне изменили представления о глубине семейной фотографии, когда впервые позволили моделям принять расслабленные позы и запечатлели их в своем естественном состоянии. Стоит отметить, что женщины преобладают в семейной фотографии и по сей день, побеждая в международных конкурсах и художественных отборах.

Элизабет Бауэрман, без названия, 1906 год

Матильда Вэйл, «Через поля», 1901 год

Помимо портретов, женщины исследовали темы, недоступные мужчинам или старательно избегаемые ими. Энн Бригман, например, создала серию обнаженных женских фигур на фоне живописных пейзажей, показав наготу женщины в фотографии в невиданном до того времени контексте. Эмма Джейн Гей из Айдахо, Кейт Кори и Лаура Мэй Армер преуспели в снимках коренных жителей Америки.

Энн Бригман, «Душа расколотой молнией сосны», 1908 год

Грань между любителем и профессионалом в начале XX века была сильно размыта, а потому даже начинающие снимать девушки могли влиять на формирование художественной фотографии.

Женщины меняли взгляды на студийную съемку, создавая работы в стилистике набиравшего в то время обороты пикториализма. Приверженцы этого направления стремились к пикториальному, то есть картинному, подражающему живописи, изображению и добивались этого с помощью типично дамских на тот момент приемов, унаследованных от самой яркой женщины-фотографа прошлого века, Джулии Маргарет Кэмерон: мягкого фокуса и увеличенного времени экспозиции.

Многие женщины к тому моменту добились открытия собственных студий; например, Зайда Бен-Юсуф вела свое дело на Пятой авеню — это место было Меккой студийных фотографов, и попасть туда было непросто. Она создавала художественные снимки, сочетавшие картинные позы с замысловатыми узорами и аллюзиями на античные мифы. К Зайде заглядывали многие представители американской элиты, а ее работы висели в самых престижных домах Нью-Йорка начала XX века.

Зайда Бен-Юсуф, «Аромат граната»

Зайда Бен-Юсуф, автопортрет

Снятые на очень близком, почти интимном расстоянии портреты друзей Евы Уотсон-Шютце, сделанные в Филадельфии и Чикаго, заслужили признание в широких кругах художественной фотографии. Уотсон-Шютце и Гертруда Кезебир стали двумя женщинами — основательницами движения Photo-Secession. Во главе с Альфредом Штиглицем участники Photo-Secession добивались включения фотографии в перечень видов искусства.

Соратница Шютце Гертруда Кезебир в то время была одной из ключевых фигур фотографического пикториализма: ее портреты и снятые с мягким фокусом изображения матерей и детей получили национальное признание.

Ева Уотсон-Шютце, «Роза»

Гертруда Кезебир, «Мина Тернер и ее кузина сосут леденцы»

Гертруда Кезебир, «Индеец»

Несмотря на то, что она покинула Штиглица и Шютце в 1912 году, Кезебир до конца жизни с искреннем убеждением пропагандировала заслуги женщин-фотографов. Благодаря ее усилиям многие из них впервые осознали возможность карьеры в фотографии и вышли за рамки привычной рабочей рутины. Так, Дорис Ульманн, наследница богатой нью-йоркской семьи, начала свой бизнес с портретной студии в Нью-Йорке, где сначала снимала только знаменитостей: Альберта Эйнштейна, Анну Павлову, Уильяма Йейтса. Но свой вклад в развитие фотографии как медиума она сделала позже, создав шокирующую серию портретов потомков бывших рабов: Ульманн запечатлела умирающую ремесленную культуру «черного» Юга США, снимая обедневшие общины в районе Аппалачей и островов Южной Каролины, где эстетика пикториализма стала частью нарратива.

Дорис Ульманн, «Южная гордость», около 1920 года

Дорис Ульманн, «Старушка из Санбоннет»

«Я называю интересным лицо со следами непростой жизни, несущее на себе отпечаток определенного жизненного этапа, какое-то яркое качество или интеллектуальную особенность. Лицо пожилого человека, которое по строгим канонам может считаться не особо красивым, обычно более привлекательно, чем лицо юнца, которого жизнь едва коснулась», — писала Ульманн.

Свое состояние она передала бедным ремесленникам, которых фотографировала в горах, переписав завещание за несколько дней до смерти.


Модернизм, реклама и модная фотография

В то время как в 1920-х годах женщин занимало в основном движение пикториалистов, последующие десятилетия расширили их поле деятельности. На американском Западе фотографы группы f/64 решительно отвернулись от постулатов пикториализма и обратились к модернистским манифестам, природе и жесткому фокусу, на контрасте с надоевшими размытыми изображениями. Само название f/64 означает крайнее в то время значение диафрагмы, которое позволяло сделать предельно четкий фокусный кадр.

Фотографии Альмы Лавенсон и Сони Носковяк и ботаническая серия Имоджен Каннингем в 1930 году отразили возросшее внимание к графике и формальным элементам. Они до сих пор демонстрируются как классический пример фотографий серии f/64. Лаура Гилпин, не состоявшая в группе, с 1930-х годов работала над серией, посвященной народам и ландшафтам американского юго-запада. Ученица Эдварда Уэстона Тина Модотти использовала формально-ригористический подход к движению, применив технику для создания остросоциальных этюдов о рабочем классе.

Тина Модотти, «Руки, покоящиеся на лопате», 1927 год

Тина Модотти, «Парад рабочих», 1926 год

Тем временем американская коммерческая фотография все больше и больше использовалась в рекламе. Эмигрантка из Канады Маргарет Уоткинс первой продемонстрировала комбинацию модернистских композиционных элементов и необычное освещение, за что получила признание всей отрасли и стала преподавать фотографию мужчинам в школе Кларенса и Уайта.

Тони Фрисселл и Луиза Даль-Вулф начали свою карьеру в рекламной фотографии, но к 1930-м переключились на фэшн-съемки и фактически трансформировали модную фотографию, бросив вызов почти всем своим конкурентам: они начали снимать женщин при дневном свете, в нежурнальных позах и в естественных условиях, благодаря чему их работы кажутся актуальными и необычными даже спустя 90 лет.

Тони Фрисселл для Vogue, 1939 год

Луиза Даль-Вулф, «Близнецы на пляже в Нассау», 1949 год

В то время как Даль-Вулф осталась в модной фотографии и существенно изменила ее вектор, реформировав понятие о цвете в глянце, Тони Фрисселл к началу 1940-х устала от модных съемок и ушла на фронт добровольцем: она работала на Красный Крест и снимала боевые действия. Там она создала свою легендарную серию «Женский военный корпус», в которой увековечила заслуги американок во Второй мировой войне.


Фотография 1930-х — 1940-х годов

1930-е принесли важные изменения в художественную фотографию, но она все равно оставалась предоставленной самой себе: Франклина Делано Рузвельта куда больше интересовала Великая депрессия — страшнейший экономический кризис в американской истории, продлившийся с 1929 по 1939 год. Удары депрессии, оставившей почти четверть населения без работы, были тем болезненнее, что последовали за временем беспрецедентного процветания, когда реклама начала устанавливать «высочайшие в мире стандарты жизни», а удачливые бизнесмены становились главными культурными героями. В 1935 году Рузвельт создал FSA — Управление по защите фермерства для решения экономических проблем. Под эгидой FSA на государственную службу были призваны одни из самых успешных фотографов страны: перед ними стояла задача документировать происходящее. Одной из женщин, работавших для этой кампании, была Доротея Ланж.

Доротея Ланж в 1936 году, фотограф неизвестен

Доротея Ланж, «Мать переселенцев», 1936 год

Доротея Ланж отнюдь не вписывалась в современные представления о бравых фотографах-документалистах. В детстве она пострадала от приступа полиомиелита, после которого стала хромать на правую ногу. «Она сформировала меня, наставляла меня, вела меня, помогала мне и унижала меня, — говорила Ланж о своей измененной походке. — Я никогда не могла с ней совладать, но ощущала ее силу и мощь». Инвалидность стала тяжелым испытанием, которое, однако, открыло для Ланж глубину человеческих трагедий, сделало ее более чуткой к чужим горестям и позволило ей создать самую известную, щемящую и выразительную, сегодня носящую статус культовой, фотографию Великой депрессии.

«Я смотрела на эту голодную отчаявшуюся мать и шла к ней, как будто меня притягивал магнит. Я не помню, как объяснила ей свое присутствие и свою камеру, но я помню, что она попросила меня не задавать вопросов. Я сделала пять фотографий, походя все ближе и ближе. Я не спрашивала ни ее имени, ни ее истории. Она сказала мне, что ей тридцать два. Еще она сказала, что они живут, питаясь овощами с окрестных полей и теми птицами, которых удается убивать ее детям. Так она и сидела в этой пристройке к палатке со своими детьми, которые толпились вокруг нее... И мне казалось, что мои фотографии могут помочь ей, а она помогла мне».

Совершенно иной взгляд на 1930-е годы продемонстрировала Барбара Морган. Морган пришла в фотографию из живописи: она хотела совмещать творчество и материнство, поэтому работать могла лишь по ночам, в то время как для рисования был необходим дневной свет. Барбара стояла у истоков танцевальной фотографии — увидев однажды репетицию танцоров, занимавшихся современной хореографией, Морган поняла, что на ее глазах творится история: «Фотографы и художники, документировавшие события 1930-х и Великой депрессии, на мой взгляд, сосредотачивались исключительно на негативе и пораженческих настроениях, вместо того чтобы дарить надежду и подбадривать людей. И все же невероятно живые танцы Марты Грэм, Хамфри Вайдмана и Тамирис глубоко тронули меня. Даже сходя с ума от голода, они не сдавались, и их творчество всегда дарило облегчение американскому обществу во времена стресса и напряжения».

Марта Грэм, «Письмо к миру»

Марта Грэм, «Трио победительниц»

Именно в 1930-е годы многие американки и европейские эмигрантки в Америке начали строить настоящие карьеры в журнале «Лайф», отличавшемся прогрессивной политикой и принимавшем женщин на работу. Это вдохновило их на создание важнейших в истории фотографии серий.

Лизетта Модел активно развивала стрит-фотографию, привнося в нее женский дух. Переехав в США, она без устали бегала по улицам с фотоаппаратом, снимая прохожих, небоскребы и все, что попадалось ей на пути. Ее называли жесткой за беспрецедентность тем и изображений. «Фотокамера — это инструмент обнаружения. Мы фотографируем не только то, что мы видим, но и то, чего мы не знаем», — отвечала Лизетта.

Лизетта Модел с ее камерой и вспышкой, 1946 год

Лизетта Модел, портрет неизвестной

Беренис Эббот, как и многие другие американки начавшая с портретов, была одной из первых женщин, пришедших в научную фотографию. В 1939 году Эббот писала о том, что фотография должна стать «дружественным переводчиком между наукой и обывателем». Беренис и ее творчество стали важной вехой в движении за популяризацию науки.

Доказывая состоятельность женщин-фотографов за пределами семейной фотографии, точку в дискуссии поставила Хелен Левитт. Так же, как и многие другие женщины-фотографы, она снимала детей, но ее кадры не имеют ничего общего с семейными портретами — они ближе к стрит-фотографии.

«Люди думают, что я обожаю детей. Но это не так, во всяком случае, я люблю их не больше, чем кого бы то ни было. Просто их всегда полно во дворе...» — писала Левитт.

Беренис Эббот, «У параболического зеркала», 1949 год

Хелен Левитт, «Повороты и развороты», 1940 год

В конце 1930-х годов движение за признание женщин-фотографов добилось существенных результатов: многие из них наравне с мужчинами отправились на войну. О женщинах-фотографах времен Второй мировой мы расскажем в нашем следующем материале.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий