Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Игорь Горшков и новогодний тест Olympus

Игорь Горшков
и новогодний тест Olympus

#обзоры
Игорь Горшков
и новогодний тест Olympus
10 февраля 2014
Фото:Игорь Горшков
Текст:Игорь Горшков

Участник клуба «Росcийское фото» Игорь Горшков за время длинных новогодних каникул протестировал камеру Olympus OM-D E-M1, причем в весьма суровых условиях — в Питере. Этот город и так «славится» ненастной погодой, а уж каково там зимой в морозы и метели... В общем, читайте сами.


Olympus OM-D E-M1 — первая камера этого производителя, с которой мне пришлось иметь дело, поэтому мне всё было интересно и необычно. Я читал и слышал много различных мнений о системных камерах Olympus, и мне захотелось самому их опробовать, чтобы составить о них свое представление. К тому же меня привлекали их очень малые габариты и вес. И очень здорово, что мое знакомство с ними началось с топовой камеры в линейке, ведь в такие модели закладывается все самое-самое лучшее из достигнутого компанией.

В комплекте с камерой я получил три объектива — стандартный светосильный зум M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑40mm 1:2.8 PRO, фикс M.ZUIKO DIGITAL 25mm 1:1.8 и фиш-ай Samyang 7.5 mm f/3.5 UMC Fish-eye. Все объективы очень высокого качества с весьма хорошими характеристиками, и это видно на получаемых изображениях.

Особенно мне понравился 12—40-миллиметровый. Благодаря удобному диапазону фокусных расстояний, от широкого угла до небольшого теле-, им можно снимать практически любые сюжеты, а высокая светосила позволяет либо фотографировать в условиях плохого освещения, либо отделять объект от фона. К тому же объектив прекрасного качества и дает высокую детализацию уже при минимальном значении диафрагмы. И еще, что очень здорово, он исключительно компактен для такой светосилы. Объектив гармонично смотрится с камерой Olympus OM-D E-M1, образуя вместе с ней всепогодную систему. В итоге почти все кадры я снял именно им.

Фикс 25/1.8 — по сути классический «полтинник», и при этом крошечный. Он также весьма хорош и резок с открытой диафрагмой, дает приятное размытие в зоне нерезкости. Им хорошо снимать портреты в обстановке. Хотелось бы немного большей светосилы для более сильного отделения снимаемого человека от фона, но очевидно, что тогда он уже не будет таким компактным и легким. Этим объективом я снимал практически только в помещении в условиях недостаточного освещения, в основном друзей, коллег и сотрудников на работе.

Фиш-ай Samyang 7.5 mm f/3.5 — объектив специфический, подходящий для определенных сюжетов. Поскольку я люблю этот тип объектива и иногда снимаю им пейзажи, то взял его, чтобы понять, как ведет себя фиш-ай в системе м43. Он очень и очень компактный и весьма резкий. Его миниатюрность даже немного мне мешала — руки, державшие камеру, постоянно попадали в его сверхширокое поле зрения, особенно в толстых перчатках в морозную погоду. Объектив мне очень понравился, хотя много поснимать им не удалось.

Я постарался поработать с камерой в самых разных условиях, насколько это было возможно в зимнее время в средней полосе России, чтобы получить наиболее полное представление о ней. На долю Olympus выпали суровые испытания — он отправился со мной на новогодние праздники в Санкт-Петербург, где в то время ударили весьма суровые морозы: −20, −27, а по утрам и того ниже. Я сделал Olympus своей основной камерой. У меня с собой была и зеркалка, однако, во-первых, отсутствовал телеобъектив, а во-вторых, интересно было сравнить, ну и подстраховаться.

Надо сказать, что камера с честью выдержала многочасовые прогулки по городу на морозе, чего не скажешь о фотографе. Только с аккумуляторами было непросто — разряжались они весьма быстро, тем более в такую погоду. Но это проблемы всех беззеркальных камер — по сравнению с традиционными цифровыми зеркалками они потребляют больше энергии. Двух аккумуляторов, к тому же далеко не новых, едва хватало на 500–600 кадров в день.

Удивительно, но оказалось, что пользоваться маленькой камерой на морозе в толстых двойных перчатках даже удобнее, чем весьма крупной зеркалкой. Не приходится сильно сжимать ее руками, выдавливая из утеплителя в перчатках драгоценный теплый воздух, чтобы удержать ледяную камеру и дотянуться до различных кнопок, поэтому руки в итоге замерзают меньше.

Надо сказать, что камера с честью выдержала многочасовые прогулки по городу на морозе, чего не скажешь о фотографе. Только с аккумуляторами было непросто — разряжались они весьма быстро, тем более в такую погоду. Но это проблемы всех беззеркальных камер — по сравнению с традиционными цифровыми зеркалками они потребляют больше энергии. Двух аккумуляторов, к тому же далеко не новых, едва хватало на 500–600 кадров в день.

Удивительно, но оказалось, что пользоваться маленькой камерой на морозе в толстых двойных перчатках даже удобнее, чем весьма крупной зеркалкой. Не приходится сильно сжимать ее руками, выдавливая из утеплителя в перчатках драгоценный теплый воздух, чтобы удержать ледяную камеру и дотянуться до различных кнопок, поэтому руки в итоге замерзают меньше.

Я активно снимал и в городе, и на природе, в условиях низкой освещенности, как со штативом, так и без, полагаясь на работу стабилизатора и высокую чувствительность матрицы. Кадры отличного качества удавалось сделать с рук при выдержке до 1 секунды, используя при этом небольшую чувствительность ISO. Выдержки порядка 1/5—1/10 не вызывали вообще никаких проблем на всех фокусных.

В вечернем городе совсем не хотелось пользоваться штативом — мощный стабилизатор провоцировал на это. Вдобавок бо́льшая, чем на APS-C- и ФФ-камерах, ГРИП позволяла при достаточно небольших значениях диафрагмы выставлять относительно низкий уровень чувствительности ISO и получать качественные изображения при весьма длинных выдержках.

Поснимал я и на улице во время сильных снегопадов и метелей, когда всё и вся, в том числе и камера с объективом, засыпало снегом. Однако никаких сложностей не возникло — наличие пыле- и влагозащиты и камеры, и зум-объектива позволило не обращать внимания на погоду. Был один забавный момент, когда снежинки попали на датчик видоискателя и я не мог понять, почему экран не работает; камера считала, что я поднес ее к лицу и смотрю в видоискатель. Когда понял это, просто сдул их, и всё заработало.

Попробовал я по фотографировать звездное небо, насколько это возможно в городских условиях, в московском Измайловском парке. В сочетании с качественным светосильным объективом 12—40/2.8, очень резким при открытой диафрагме, результат получился весьма хорошим.

Вдобавок новогодние праздники, на которые мне выдали камеру, был полон различных мероприятий в городе, на работе и дома, а это, как правило, означает слабое, весьма скудное порой, освещение и сложные для автофокуса условия. В частности, полностью камерой Olympus я отснял репортаж о корпоративном праздновании Нового года, где основными источниками света были свечи и несколько настольных декоративных витражных ламп. Все участники остались довольны полученными фотографиями.

Кроме пейзажей и городских видов я с удовольствием делаю и репортажные кадры, и тут у Olympus имеется очень важное преимущество: он не является БЧК (Большой Черной Камерой) и поэтому не распугивает людей. Они думают: «Ну турист и турист с каким-то маленьким аппаратиком» и не шарахаются от фотографа. К тому же поворотный экран позволяет снимать с уровня живота, не привлекая дополнительного внимания: мало ли кто что-то там рассматривает на дисплее. Вдобавок у сенсорного экрана есть режим, в котором достаточно прикоснуться к нему — и камера наводится и сама щелкает, руки к спусковой кнопке вообще подносить не надо. Так я фотографировал в музеях и на улицах Санкт-Петербурга.

Жаль только, что у экрана не все степени поворота имеются — не сделаешь селфи. Ну, это пережить можно, а вот снимать с нижней точки в вертикальном положении камеры, конечно, совсем неудобно, особенно в морозную погоду и при ярком освещении, когда привык к полностью поворотному экрану своей зеркалки.

Наличие стабилизатора позволяет делать интересные снимки людей на ходу с проводкой, когда стабилизатор удерживает более-менее резкое изображение идущего впереди тебя человека, а окружающее пространство размывается; благодаря этому фотография передает движение, динамичность жизни в большом городе.

Цветопередача Olympus OM-D E-M1 очень хорошая, к тому же близка по характеру к той, к которой я привык, хотя я снимал в формате RAW, где это не столь критично. Но цвет, получаемый в используемых мною RAW-конверторах практически по умолчанию, часто устраивал меня и не вызывал сложностей при обработке.

Некоторые изображения я конвертировал непосредственно в камере, чтобы сбросить по Wi-Fi на телефон и оперативно поделиться ими в соцсетях. Интересно, что отдельные кадры, сделанные таким способом, я потом пытался в RAW-конвертере повторить по цвету и общему виду картинки, настолько удачным показался мне результат, выданный самой камерой.

Управление Olympus OM-D E-M1 мне удалось освоить на удивление быстро, даже не прибегая к инструкции, которую я заблаговременно скачал, но особо не изучал. На удивление — потому что я читал мнения, будто есть какие-то сложности с управлением, с меню камеры; однако всё оказалось не так страшно. Мне не составило труда разобраться с меню, за исключением специфических режимов и настроек, но с помощью инструкции всё решилось быстро, а заодно я узнал много нового и интересного.

Очень сильная сторона Olympus OM-D E-M1 — выдающиеся возможности настройки кнопок и колесиков управления. Благодаря им камеру можно полностью настроить под себя именно так, как ты и привык: где каким колесом меняется выдержка, диафрагма, в какую сторону они должны вращаться, где на какой кнопке нужные мне оперативные настройки необходимых параметров. Еще и поэтому привыкание к ней произошло быстро.

Ну и, конечно же, стоит отметить замечательный сенсорный экран, на котором очень удобно выбирать точки автофокуса. К сожалению, мне не удалось воспользоваться им в морозную погоду, точку автофокуса пришлось выбирать уже только с помощью кнопок, что в толстых перчатках было не совсем удобно и не всегда удавалось сделать быстро и в нужную сторону. Но в относительно теплые зимние дни сенсорным экраном можно было более-менее пользоваться в тонких флисовых перчатках. В помещении же для выбора точки автофокуса я пользовался только им. Потом мне сложно было отвыкать от этой удобной функции, работая с другими камерами, не имеющими такого экрана.

Несколько смутила меня слишком легкая кнопка спуска. Полунажатие кнопки, при котором происходит работа автофокуса, уж очень короткое и слабо ощущаемое, особенно в толстых перчатках; то же можно сказать и про весьма короткое полное нажатие, при котором происходит срабатывание затвора. В результате я сделал много случайных кадров, даже просто касаясь кнопки рукавом. Просматривая отснятый за день материал, я обнаруживал непонятные странные снимки и пару таких случайных кадров даже оставил — получились интересными.

После привыкания камера оказалась весьма удобной в управлении и эргономичной. После нее мне даже неожиданно стало неудобно пользоваться остальными фотоаппаратами. Ну и то, что она не оттягивает плечо или шею при многочасовых прогулках, было очень здорово.

Я уделяю время постобработке, но немного — так, базовые процедуры над изображением: баланс белого, если не устраивает выставленный камерой, яркость, контраст, проработка света и теней, какие-то локальные поправки. В сложных случаях, когда в кадре имеются большие перепады яркости, я делаю кадры с брекетингом по экспозиции и собираю из них изображения с расширенным динамическим диапазоном, без проваленных теней и выбитых светов. У Olympus в этом плане богатые возможности брекетинга, хотя настраивается он несколько непривычно для меня; тут мне пришлось тщательно изучить инструкцию. У камер этого производителя есть функция сборки HDR-кадров, которую я также опробовал, но мне все-таки больше нравится результат, получаемый и контролируемый вручную.

Иногда я делаю панорамные фотографии, когда не хватает угла обзора объектива. Почему-то штативное гнездо в камере смещено относительно оптической оси объектива, и это, к сожалению, создавало дополнительные сложности при съемке панорам и позиционировании камеры на штативе.

Главное преимущество Olympus OM-D E-M1 и оптики для него — достаточно компактные размеры при очень больших возможностях и хорошем качестве получаемых фотографий. Особо стоит выделить мощную систему стабилизации матрицы, весьма быстрый и качественный автофокус, а также настраиваемые и удобные органы управления, в том числе сенсорный экран. К тому же камеры Olympus серии OM-D, на мой взгляд, сегодня самые стильные и красивые с точки зрения внешнего вида.

Думаю, они заинтересуют в первую очередь фотографов, которые активно путешествуют, но не хотят нагружать себя лишними килограммами оптики и прочего фотожелеза. То есть людей, которые ценят легкость и свободу перемещения, но при этом хотят получить качественный результат в плане фотографий. Кроме того, эти камеры очень подойдут тем, кто снимает город и жизнь города в различных световых и погодных условиях. Можно также рекомендовать эти фотоаппараты для повседневных репортажей и съемки людей в рабочей и иной обстановке.

Да, пожалуй, Olympus OM-D E-M1 достаточно универсален и подойдет для разных направлений фотографии. Им можно снимать и пейзажи, и природу, и архитектуру, и портреты, и макро, и многое другое. Я видел достаточно много замечательных примеров того, как разные фотографы используют Olympus. Главное — ясно понимать, в чем состоит конечный результат твоего творчества и что для этого действительно нужно.

Об авторе

Имя, фамилия: Игорь Горшков.

Сайт: feanorus.fishup.ru.

Лучший совет: «Фотограф, не сильно увлеченный своей деятельностью, конечно, сможет делать красивые картинки, но они никогда не заденут зрителя за живое», — Рут Бернхард (Ruth Bernhard), фотограф.

Источник вдохновения: люди и их творчество, музыка, природа.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий