С появлением новых full-frame-матриц высокого разрешения возникает потребность в объективах, которые будут способны раскрыть весь их потенциал. Компания Sony, поняв это одной из первых, представила в 2016 году линейку G-Master, установив новый стандарт в области фотооптики. В этом материале мы рассмотрим ключевые особенности серии, а также проследим за развитием данной линейки объективов.
Раньше чаще всего производители радовали нас либо резкими объективами, либо объективами с красивым боке. Видимо, глядя на это, компания Sony, имеющая колоссальный опыт в производстве оптики, решила произвести объективы, которые смогут вобрать в себя два этих качества: благодаря новому типу линз объективы G-Master стали сверхрезкими, при этом не потеряв красивой расфокусировки.
Чтобы понять, откуда у Sony столько технологий и как в компании добились того, что до сих пор никому не удавалось, обратимся к истории.
2003 и 2006 годы: пролог
В далеком 2003 году два старейших японских производителя фототехники Konica и Minolta объединяются в холдинг Konica Minolta. Казалось бы, два гиганта фотоиндустрии должны образовать нерушимый дуэт, который будет диктовать условия всему рынку. Но после непродолжительного сотрудничества на протяжении трех лет холдинг целиком приобретает Sony.
В 2006 году фотоподразделение Konica Minolta переходит к Sony, и рождается всем известный сегодня бренд Sony α. Таким образом, компания усиливает свои технологические позиции многолетними наработками и новыми сотрудниками. Minolta, например, известна появлением первой в мире автофокусной
Еще одним доказательством того, что в Sony знают, как делать революционную оптику, является линейка CineAlta, появившаяся в 1999 году. Sony была первой компанией, сделавшей 4K-киносистему... в 2006 году! Сегодня ее объективы поддерживают разрешение до 8К и используются при производстве крупнейших голливудских картин.
Профессионалы Sony Alpha — Сергей Семенов
Сергей Семенов по образованию экономист-международник. Отработал по специальности 7 лет после чего полностью ушел в фотографию. Причем толчком послужил кризис 2008 года. За 10 лет работы в фотографии посетил более 40 стран. Снимает в жанре художественный пейзаж. Занимает пост директора известного во всем мире проекта AirPano, цель которого показать самые красивые уголки планеты с высоты птичьего полета, запечатлеть их в сферическом (360°) формате (фото и видео). Лауреат конкурсов: «Дикая природа России» (проводит National Geographic), EpsonPanoAwards, Trierenberg Super Circuit, AdMe Photo Awards, «Золотая Черепаха», Photosight Awards, The Best Of Russia. Его работы публикуются в таких изданиях, как National Geographic, GEO, Der Spiegel, Daily Mail.
Фото: Сергей Семенов
Sony 7RM3, F 6.3, 1/250 с, ISO 400, 70 мм |
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Сергей Семенов
Sony 7RM3, F 8, 1/160 с, ISO 1600, 26 мм |
Фрагмент кадра (100%)
|
2016 год: появление первых трех моделей Sony G-Master
С момента презентации полнокадровых Sony A7 и A7R проходит три года, и становится ясно, что чем дальше, тем сильнее новым full-frame-матрицам с высоким разрешением необходимы особенные объективы. Именно их и презентует компания Sony, демонстрируя сразу три модели: любимые всеми зум-объективы FE
Линзы XA — одни из самых качественных в мире. Именно благодаря им, а вернее, благодаря точной обработке при производстве поверхности в 0,01 микрона, линзы обеспечивают высокое разрешение и красивое боке.
FE
|
FE 85 ммF1.4 GM |
|
|
Фокусное расстояние |
24-70mm |
85mm |
70-200mm |
Максимальное значение диафрагмы (F) |
2.8 |
1.4 |
2.8 |
Минимальное значение диафрагмы |
22 |
16 |
22 |
Угол обзора (35mm / APS-C) |
84°-34° / 61°—23° |
29° / 19° |
34°—12° 30’ / 23°—8° |
Лепестки диафрагмы |
9 |
11 |
11 |
Минимальная дистанция фокусировки |
метра |
АF 0,85 метра, MF 0,8 метра |
0,96 метра |
Диаметр светофильтра |
82mm |
77mm |
77mm |
Группы / элементы |
13/18 |
8/11 |
18/23 |
«Такие линзы очень сложны в производстве, и для нас это оказалось своего рода вызовом: насколько высокой точности мы сумеем добиться?» — Масанори Киси, заместитель генерального руководителя отдела проектирования объективов
Объектив FE
Графики частотно-контрастной характеристики (MFT) показывают, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали:
Профессионалы Sony Alpha — Влад Шутов
Профессионально занимается фотографией с
80-х годов прошлого века. Окончил МГУ имени М.В. Ломоносова (филологический факультет), Институт журналистского мастерства (фотожурналистика) при Союзе журналистов СССР. Член Союза фотохудожников России. Участник 15 персональных выставок. Преподавал в Академии фотографии. Читает лекции, проводит мастер-классы.«Sony 24—70/2,8 GM — настоящий репортажный объектив, быстрый и цепкий при автофокусировке. Он, конечно, не может похвастать таким боке, как его более „длинный“ брат, но хорош своей резкостью, отсутствием зайчиков и универсальностью применения.» — Влад Шутов.
Фото: Влад Шутов
Sony A7R3, 1/250, ISO800, 70mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Влад Шутов
Sony A7R2, 1/80, ISO640, 70mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Вместе с
Объектив оснащен пыле- и влагозащитой. На иллюстрации показаны места расположения уплотнительных элементов.
Оптически объектив устроен сложно: 23 элемента входят в 18 групп.
«Sony 70—200/2,8 GM OSS покрывает мой любимый диапазон фокусных расстояний. Он очень быстро фокусируется, да так, что даже следящий автофокус работает прекрасно — промахов практически не бывает. Этот объектив очень резкий, но в то же время демонстрирует прекрасное боке, и для меня эта модель, можно сказать, — штатный объектив. Я использую его не только при съемках на улице, но часто и в студии.» — Влад Шутов
Фото: Влад Шутов
Sony 7RM3, F 7.1, 1/160, ISO100, 146 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Влад Шутов
Sony 7RM3, F 2.8, 1/500, ISO1000, 200 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Влад Шутов
Sony 7RM3, F 3.2, 1/500, ISO2500, 200 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Последним из представленных в 2016 году объективов становится портретник FE 85 мм F/1.4 GM с вынесенным кольцом диафрагмы. В Sony говорят, что этот объектив будет снимать видео в формате 8К. И в это несложно поверить, если учесть, что уже сегодня
Портретник обладает
2017 год: уже легендарная линейка пополняется новой тройкой
На рынке появляются модели FE 100 mm F/2.8 STF GM OSS, FE
FE 100 mm F/2.8 STF GM OSS становится первым автофокусным объективом с аподизационным элементом, а также получает аббревиатуру STF в названии — оптика Smooth Trans Focus позволяет добиться эффектного боке. Ранее эта технология использовалась в объективах Minolta и позже Sony в модели 135 mm F/2.8.
[1] APD-фильтр [2] Асферический объектив [3] Низкодисперсионное стекло
Аподизационный элемент работает по принципу градиентного нейтрального фильтра: чуть затемняет края, ослабляя различные аберрации, которые могут возникать по краям изображения. Число лепестков диафрагмы — 11.
FE
«Sony 16—35/2,8 GM быстрый и резкий. Ему, как и всем широкоугольникам, присуще некоторое виньетирование при полностью открытой диафрагме и на коротком конце, но, опять-таки, оно легко убирается в фоторедакторе. В качестве резюме отвечу на вопрос: стоят ли эти объективы своих денег? Да, стоят. Следует ли их покупать? Если у вас камера Sony R — конечно!» — Влад Шутов
Фото: Влад Шутов
Sony 7RM3, F 7.1, 1/160, ISO200, 25 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Влад Шутов
Sony 7RM3, F 4, 1/160, ISO640, 35 mm |
Фрагмент кадра (100%)
|
FE
Профессионалы Sony Alpha — Антон Уницын
Антон Уницын своим примером доказывает, что иногда не только можно, но и нужно серьезно менять свою жизнь. Казалось бы, ему была уготована прекрасная карьера ученого-физика. Окончил новосибирский государственный университет, 5 лет проработал в Институте химической кинетики и горения СО РАН. И вдруг бросил аспирантуру, чтобы уйти в профессиональную фотографию. Но результат, который он незамедлительно показал в новой области, всех удивил. Три десятка международных (коллективных) выставок. Победитель множества конкурсов. Публикации в различных СМИ. Лауреат стипендии правительства РФ для деятелей культуры и искусства в 2015 году, лауреат стипендии министерства культуры РФ в 2012 и 2014 году. Преподаёт фоторепортаж на факультете журналистики НГУ.
«Объективы
100–400 мм, как и любые телезумы, — редкие гости в моем рюкзаке. Мне очень близко высказывание Роберта Капы: „Если вы не смогли сделать хороший кадр, вы не смогли подойти достаточно близко“. Поэтому телевик оказывается в моих руках тогда, когда я физически не могу приблизиться к снимаемому объекту. Так было со спортивной съемкой регаты в Хорватии. Яхты идут на сравнительно большом расстоянии, возможности передвигаться между ними во время гонки нет. Тут и выручают супертелефокусные расстояния, позволяющие сжать пространство для интересных ритмов и ракурсов и сделать крупные планы. Объектив проявил себя блестяще. Я использовал диафрагму 5,6 для всех случаев, так как она доступна на всем диапазоне фокусных расстояний. Отличная быстрая цепкая фокусировка меня приятно удивила, учитывая довольно закрытую диафрагму. Все изображения исключительные по резкости, на 24 Мп моей А9, очень приятный рисунок. Я сделал ряд крупных портретов участников регаты, используя именно этот объектив.Вообще я очень опасаюсь слова „идеальный“ — в моем представлении это что-то недостижимое. Однако объектив
100–400, безусловно, подошел к этой черте очень близко. Через год мне снова предстоит снимать регату, но уже в Италии, и, в принципе, есть возможность взять новый 400 2.8. Но я отдам предпочтение именно100–400 как более легкому, компактному и гибкому в использовании за счет широкого диапазона фокусных расстояний.» — Антон Уницын
Фото: Антон Уницын
Sony ILCE-9, F 5.6, 1/1250, ISO100, 100 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Антон Уницын
Sony ILCE-9, F 4.5, 1/1250, ISO100, 100 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Антон Уницын
Sony ILCE-9, F 5.6, 1/1000, ISO100, 355 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
«Я очень люблю выхватывать всякие детали при съемке в городе, с крыш или с гор, и часто 200 мм очень не хватает. Так что на
100–400 мм я перешел с удовольствием; жаль только, вес подкачал — тяжеловат. Зато100–400 отлично работает с экстендером, и когда я фотографировал медведей на Камчатке, экстендер очень помогал, превращая объектив в супертелевик без потери автофокуса и без компромиссов по части качества.Очевидно, что эти две линзы восхитительны по качеству исполнения, корпуса — монолит! Эргономика выше всяких похвал. В комплект входят толковые чехлы, в которых линзы можно перевозить отдельно. Для меня есть только один минус — это разные диаметры, поэтому приходится таскать целую кучу разных фильтров.» — фотограф Сергей Семенов
Фото: Сергей Семенов
Sony 7RM3, F 5.6, 1/5000, ISO100, 100 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Сергей Семенов
Sony 7RM2, F 11, 1/800, ISO800, 100 mm
|
Фрагмент кадра (100%)
|
Фото: Сергей Семенов
Sony 7RM2, F 8, 1/1250, ISO800, 560 mm |
Фрагмент кадра (100%)
|
16-35mmF2.8 GM |
100mmF2.8 STF GM OSS |
|
|
Фокусное расстояние |
16-35mm |
100mm |
100-400mm |
Максимальное значение диафрагмы (F) |
2.8 |
2,8 |
|
Минимальное значение диафрагмы |
22 |
F/20 |
|
Угол обзора (35mm / APS-C) |
107゚—63゚/ 83°—44° |
24° / 16° |
24゚—6゚10’ / 16°—4°10’ |
Лепестки диафрагмы |
11 |
11 |
9 |
Минимальная дистанция фокусировки |
0,28 метра |
0,85 м (в позиции «0,85 м—∞»); 0,57 м (в позиции «0,57 м—1,0 м») |
0,98 метра |
Диаметр светофильтра |
82mm |
72mm |
77mm |
Группы / элементы |
|
|
|
2018 год: дискретные прорывы
Летом этого года выходит еще один длиннофокусный объектив серии G Master — фикс FE 400 мм F/2,8 GM OSS. Легкая для своего класса модель предназначена для спортивной съемки и съемки дикой природы. Наравне с портретниками компании FE 400 обладает
В противоположность телевику 400 mm, в сентябре 2018 года выходит новая широкоугольная модель — FE 24 mm F1.4 G Master, которая вместе с FE 85 mm становится самой светосильной моделью в линейке. Вес
FE 24mm F1.4 GM |
FE 400MM F2.8 GM OSS |
|
Фокусное расстояние |
24mm |
400mm |
Максимальное значение диафрагмы (F) |
1.4 |
2.8 |
Минимальное значение диафрагмы |
16 |
22 |
Угол обзора (35mm / APS-C) |
84゚/ 61゚ |
6°10’ / 4°10' |
Лепестки диафрагмы |
11 |
11 |
Минимальная дистанция фокусировки |
0,24 метра |
2,7 метра |
Диаметр светофильтра |
67mm |
40,5mm |
Группы / элементы |
|
|
Вместо резюме, еще несколько слов о технологиях
Асферические линзы XA, о которых уже упоминалось в статье, — уникальная проприетарная технология Sony, разработанная специально для серии G-Master, которая позволяет добиться сверхвысокой резкости на всех фокусных расстояниях. При изготовлении асферических линз применяются более сложные и точные технологии, чем для линз сферического типа. Так достигается высокая точность обработки поверхности в 0,01 микрона.
Разрешающая способность 50 пар линий / мм позволяет передавать тонкие переходы контрастности. При проектировании объективов инженерами Sony были устранены оптические аберрации, в частности хроматические.
Идеальное боке. Конструируя объектив, параллельно с повышением разрешения и улучшением частотно-контрастных характеристик нужно постоянно следить за качеством боке. Для этого был использован метод симуляции. Кроме того, каждый объектив юстируется вручную. Чем выше разрешающая способность, тем лучше объектив передает тонкие переходы контрастности. Чтобы добиться этого, на этапе проектирования были полностью устранены ряд оптических аберраций, в частности хроматических, и комы.
Новый привод. При фокусировке используются датчики положения объектива. Для каждой модели из линейки G-Master привод спроектирован отдельно. Например, в модели FE
Сегодня семь объективов в линейке G-Master дают фотографам неограниченное поле деятельности в совершенно разных категориях: спорт, съемки на природе, портреты, городская фотография, архитектура и многое другое.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий