Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Свет и тень Урок фотографии N7

Свет и тень
Урок фотографии N7

#архив
Свет и тень
Урок фотографии N7
17 ноября 2011
Фото:Георгий Розов
Текст:Георгий Розов

Главный инструмент фотографа — не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача — получение изображения — решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки — света и тени.

2. «Автопортрет»  Высокое полуденное солнце отбросило тень на поверхность скошенного луга. В этот день я испытывал возможности только что купленного цифровика с поворотным экранчиком видоискателя. Он оказался очень удобен для охоты за собственной тенью. В результате получился снимок о летнем солнечном дне, о запахе сена, о фотографе, который обещает внуку показать птичку. А на фотобумаге, по сути дела, только черная тень и однородный фон из травинок.  Камера Nikon Сoolpix 5000. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/100 сек. Диафрагма 8. Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).

Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.


3. «Тень и стена» Тень африканской скульптурки жила на стене как-то отдельно от породившего ее предмета. Мне приятно было скользить взглядом по угловатым зигзагам ее контура. Тень и сама по себе красивая,  в сочетании с фактурой стены обрела волшебную телесность кожи африканских красавиц. Снимая, я использовал боковой, скользящий по поверхности свет, что сделало тень более объемной, гипертрофировав женские выпуклости   и подчеркнув шероховатую фактуру стены.  Камера Nikon Сoolpix 5000. Чувствительность 100 ASA.  Выдержка 1/15 сек. Диафрагма 7,2. Направления света

Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
— задний (или прямой) — направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
— верхний — направлен на объект съемки сверху. нижний — направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой — направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
— боковой — направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой — направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
— контровой — направлен в сторону объектива камеры.

4. «Шарики» из серии «Москва для поцелуев»  В контровом  свете невысокого утреннего солнца – парочка влюбленных, осененная почти божественным нимбом. Они – главное в кадре. Я расположил их в центре композиции и  спроецировал фигуры на темную поверхность лестницы так, чтобы сияние, исходящее от голов, контрастировало с фоном. Шарики яркими цветными пятнами подчеркивают романтичность и праздничность момента. Тени, которые тянутся от нижней кромки кадра, приводят взгляд зрителя к ногам целующихся влюбленных и одновременно уравновешивают его, соединяя в единое целое светлую, пустоватую нижнюю часть снимка и темную верхнюю.  Камера Nikon Coolpix 5000. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/250 сек. Диафрагма 5,6. Виды света

Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
— рисующий — основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
— заполняющий — с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
— контровой — направляется на объект сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
— контурный (или контражур) — разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
— фоновый — применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.


5. «Флакон духов»  Узкий луч жесткого заднебокового света направлен по нисходящей диагонали кадра. Он один и создает светотеневой рисунок. Нарисованные им тени выравнивают нарушенный баланс белых и темных пятен. Темный верх не перевешивает светлого переднего плана только потому, что тут появились резкие динамичные силуэты. Белый пластик фона, отражая и рассеивая свет, слегка подсвечивает тени на витой пробке. Но этого оказалось недостаточно.  Правая ее сторона сливалась с темным фоном. Пришлось использовать два отражателя. Один узкий лист белой бумаги оторвал от фона проволочный бок пробки, а маленький лайтдиск, подвешенный сверху, отразился  в стекляшке, венчающей флакон.  Камера Sinar F. Слайд Kodak 64T. Выдержка 2 сек. Диафрагма 22. Качества света

— мягкий (или рассеянный) — не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).

— жесткий (или направленный) — образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 — 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).


6. «Жалюзи» В студии всего один источник жесткого света с металлической маской гобо, имитирующей тени от жалюзи. Жесткий контраст между светами  и тенями притушен моноклем (самодельным однолинзовым объективом), который и дал характерный для фотографии начала XX века мягкий светотеневой рисунок. Из-за несовершенства оптики такие объективы рисуют на пленке или матрице вместо точек размытые, расфокусированные кружочки.  Света наползают на тени, наполняя фотографию ностальгическим настроением давно ушедшего прошлого.  Камера Nikon  F-5. Пленка Kodak Tri X Pan 400 ASA. Выдержка 1/30 сек. Диафрагма 4. Искусственный свет

На улице есть только один источник света — солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).

Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.

7. «Гномик заболел»  Больной внук сидел за кухонным столом в метре от окна и грустил. Я положил камеру прямо на стол в пятнадцати сантиметрах от его носа, надев на объектив широкоугольную насадку. Если бы камера была пленочной, то фокусное расстояние такого объектива было бы равно 19 мм. Снимать портреты шириком в упор – значит почти гарантированно гипертрофировать все выступающие над плоскостью лица части физиономии. Взрослый человек в данной ситуации выглядел бы карикатурно, а вот малышу низкая точка съемки не повредила. Мягкий боковой свет из окна отлично передал объемы головки, прорисовал нежную кожу ребенка и фактуру шерстяного платка. Лайтдиск (справа, в тридцати сантиметрах от границы кадра) слегка заполнил светом провальную тень. Глубина резкости широкоугольной оптики настолько велика, что фон оказался почти резким, но благодаря резким перспективным сходам, также присущим таким объективам, все предметы заднего плана уменьшились и не отвлекают внимания от главного в кадре – глаз ребенка.  Камера Nikon Сoolpix 5000. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/30 сек. Диафрагма 5,6. Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.

Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).

8. «Окно  с пальмой»  Из серии «Окна». Скользящий вдоль стен свет солнца отбросил на плоскость стены тень пальмы. Без нее снимок был бы совершенно неинтересным. #13;#10;Камера Fujifilm FinePix S2 Pro. Объектив Nikkor 80-200/2,8. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/250 сек.  Диафрагма 5,6. Источником жесткого, направленного света может служить любой источник света с маленьким светящимся телом: лампочка накаливания, свечка, фонарик, вспышка, галогеновая фотолампа. Чем дальше от объекта съемки я ставлю источник света, тем жестче он работает. Но в практической студийной съемке трудно пользоваться открытыми источниками света. Их лучи, кроме полезного света, излучают много рассеянного, который отражается от стен студии или от других предметов, образуя паразитные тени или подсвечивая те, которые фотограф хотел бы видеть очень глубокими. Поэтому удобнее пользоваться профессиональной аппаратурой, снабженной светоограничительными шторками, сотовыми фильтрами или тубусами. Эти приспособления позволяют направить жесткий свет только туда, где он должен оказаться в соответствии с композиционным замыслом. Существуют также специальные источники направленного жесткого света, дающие очень узкий пучок лучей, — споты (фото 5).


9. «Вечер»  Типичный силуэтный снимок. Низкое солнце не создает дневных контрастов. Его можно приручить и ввести в кадр. Заодно посмаковать рисунок фактуры полупрозрачной ткани. В этом снимке почти нет полутонов – есть только света и тени. #13;#10;Камера Nikon Сoolpix 5000 с широкоугольной насадкой.  Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/125 сек. Диафрагма 8. Уличное освещение

Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила — стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.

10. «Крым. Новый свет»  Предзакатное солнце – прямо за моей спиной, свет плоский и теней почти не образует, если не брать во внимание мою собственную. Такой свет не выявляет объемов предметов, но создает воздушную перспективу. Краски на переднем плане сочные и яркие, но по мере удаления от камеры они словно блекнут из-за сильного светорассеяния. Мы ясно видим это и можем судить о глубине изображенного пространства. Картинка не кажется совсем уж плоской, а величественный вид, открывающийся с гор Судакского заповедника, стоил того, чтобы нажать на спуск.  Камера  Rolley SL-66. Пленка Коdak Gold 400 ASA. Выдержка 1/125 сек. Диафрагма 16. Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре — простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе — они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча — почти бестеневым (фото 1).

Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает — бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение — ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.

11. «Мост в Сургуте»  Погожий солнечный день. Редкие облачка почти не рассеивают света. Переднебоковой свет создает резкие контрастные тени. Кричащие краски необычайно трудно привести к гармонии. Пришлось построить кадр так, чтобы в него попали только серый бетон, желтые и красные детали моста и контрастирующее с теплой гаммой синее небо. Диагональные черточки теней использованы для усиления линейной перспективы. Они подчеркивают величину сооружения. Камера Горизонт 202 (пленочный панорамный аппарат Красногорского завода  с размером кадра 24 мм на 60 мм). Слайд Fujifilm Astia 100 ASA. Выдержка 1/125 сек. Диафрагма 11. Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо — не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.

Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).

12. «Триумф Палас» Этот городской пейзаж снимался за несколько минут до восхода солнца. Новая московская высотка стоит на западе, а солнце светит из-за линии горизонта за моей спиной. На город в этот момент лился поток рассеянного света, отраженного от неба. Тени есть,  но они падают вертикально вниз и не имеют определенного рисунка. Тем не менее и такой свет можно использовать во благо. К тому же луна своим блеском перекликается с блестящим шпилем здания и уравновешивает композицию снимка.  Камера Fujifilm FinePix S2 Pro. Объектив Nikkor 80-200/2,8 с телеконвертером кратным 1,4. Фокусное расстояние системы равнялось примерно 600 мм,  в пересчете на пленочный  формат – 35 мм. Чувствительность 100 ASA. #13;#10;Выдержка 1/2 сек. Диафрагма 5,6. Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор — кто важнее для искусства (фото 11).


Свет в композиции

13. Этюд Снимок сделан по – репортерски – что вижу, то пою. В ресторане над стойкой бара висели чистенькие бокалы, над ними люминесцентная лампа. Я намеренно сместил выбеленную полоску светильника в сторону от центра примерно на треть. Нижняя точка съемки обусловлена желанием подчеркнуть динамику разлетающихся во все стороны белых линий. В сущности, снимок абсолютно графичен – только черный фон и белые линии на контурах стеклянных бокалов. Именно благодаря им картинка и состоялась. Но особый шарм придает снимку несовершенство оптики, а точнее, хроматические аберрации. Суть этого явления в том, что свет состоит из лучей с разной длиной волны. Идеальный объектив должен был бы собрать все лучи, независимо от их цвета, в одну точку белого цвета. Но оптика «Никона» еще далеко не идеальна. На границах между белым и черным она нарисовала синее свечение. Мне так понравился этот дефект, что я его еще и подчеркнул с помощью ретуши.  Камера Nikon Сoolpix 5000 с широкоугольной насадкой. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/4 сек. Диафрагма 8. Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится — если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.

14. «Сиеста в Дубровнике» В этом снимке нельзя вычленить главные и неглавные тени – света и тени переплелись. Чтобы сделать картинку, мне пришлось использовать, кажется, все свои знания о композиции. Камера лежит прямо на мостовой. Широкоугольник сосредоточивает внимание зрителя на отполированных за века плитах, в которых отражаются, почти как в зеркале, дома, разморенные полуденным зноем люди, блестящие ножки металлических кресел, парусиновые тенты над столиками кафе. Линейная перспектива у широкоугольных объективов резкая. Вот почему они валят вертикальные стены домов. Падающие дома я спас с помощью фотошопа. Небо в день съемки было безоблачным, а на исходном файле – просто белым. Пришлось заменить его другим. На этом новом небе плывет облако, похожее на рыбку, которая, как фотографическая удача, ускользая, манит за собой. Камера Nikon Сoolpix 5000 с широкоугольной насадкой. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/125 сек. Диафрагма 8. Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).

На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты — мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).
15. «На закате» Из серии «Москва для поцелуев». Свет заходящего солнца окрашивает картинку в теплые тона. Треугольник, образованный фигурами влюбленных и их тенью, прочно стоит на мокром граните причала. Равновесие в кадре держится именно на этом треугольнике.Камера Nikon Сoolpix 5000 с широкоугольной насадкой. Чувствительность 100 ASA. Выдержка 1/30 сек. Диафрагма 5,6.
От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, — вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же — умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.

_______________________

Читайте также:

10 самых дорогих фотографий мира

10 главных фотографий 2012 года: версия журнала «Time»

Детские портреты Моники Кокяйды

Очень позновательный урок...
30.01.2012
Почему не отображаются на странице изображения?
09.04.2012
Замечательная статья и великолепные фотографии. Спасибо.
28.04.2012
Почему не отображаются на странице изображения?
23.07.2012

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий