Фото:Андрей Гудков
Текст:Ирина Куркина
Лето закончилось, а отпуск еще впереди. Турция и Египет давно не прельщают — там сфотографирован каждый сантиметр жизненного пространства, Европа откровенно достала тягомотной процедурой оформления виз, а в Японии — пора землетрясений. Перерыв весь интернет, я наткнулась на впечатляющие фотографии животных дикой природы, авторства опытного и известного не только в России, но и за рубежом фотографа-анималиста Андрея Гудкова. И тут меня осенило — вот как нужно провести отпуск! Но фотоохота — это вам не печеньки в молоке мусолить! Поэтому спешу поделиться полезными сведениями.
Если вы даже не представляете себе, как это — фотографировать дикое животное, но вам очень хочется, или просто маловато опыта, то для начала стоит съездить попрактиковаться в составе группы новичков под руководством профессионального фотографа. Потому что смотреть на красивое фото льва, заснятого в естественной среде обитания — это одно дело, а вот получить самому такой кадр дилетанту практически невозможно. Сейчас подобных экспедиций организовывается все больше и больше. Нужно только внимательно изучить, кто организовывает сафари, за что несут ответственность организаторы, какие обязанности возложены на вас самих, и, в конце концов, встретиться с инструктором. Кстати, у Андрея Гудкова составлен план поездок с группами на целый год вперед (к примеру, через несколько дней после нашей беседы ему предстояло отправиться в Замбию). Преимущество такой поездки в том, что ее нельзя назвать туристической — это самая настоящая экспедиция в сочетании с мастер-классами по фотографии. К тому же вы сами можете выбрать уровень сложности путешествия: от легкого до экстремального. Группы набираются не более десяти человек примерно с одинаковым уровнем физической подготовки.
Делается это исходя из того, что участие в экспедиции предполагает большие физические нагрузки, путешественникам предстоит находиться в условиях изнуряющей жары, большой влажности, сильных ветров, плыть на яхтах или летать на вертолетах — и все это, не снимая с себя тяжелого оборудования. Зато, преодолев все препятствия, у вас будет возможность увидеть то, что простому туристу видеть не суждено, и не просто увидеть, а сделать редкие кадры, запечатлев животных в естественной среде обитания. Помимо этого, в ходе путешествия вы познакомитесь с интересными людьми, сможете поделиться опытом и своими идеями с единомышленниками.
Обычно билеты и страховку для участия в экспедиции путешественники приобретают для себя сами, а вот разработка маршрута, транспорт, различные разрешения и проживание — обязанность организаторов.
Куда ехать и что снимать
Если вы набрались достаточно опыта и готовы ехать самостоятельно, то планировать экспедицию нужно начинать года за полтора. Во-первых, стоит проштудировать весь интернет в поисках информации об интересующем вас животном, изучить его жизненный цикл: когда у него брачный сезон, период размножения и вскармливания детенышей, ведь это самое удачное время для съемок из-за наибольшей активности зверей. Во-вторых, стоит посмотреть, кто снимал его раньше, как снимал, какие интересные моменты удалось зафиксировать фотографу и подумать, какой кадр хотелось бы сделать вам. Следующий шаг в подготовке к поездке — это понять, куда же все-таки ехать снимать. Непременно изучить климатические условия: когда дожди, когда засуха, чтобы выбрать удачное время для съемок. Обязательно стоит обратить внимание на политическую ситуацию в стране. В Африке, к примеру, есть ряд стран, не рекомендованных для посещения европейцами — там часты политические перевороты со всеми вытекающими последствиями. Когда место путешествия выбрано, необходимо списаться с руководством Национального парка, узнать на каких условиях вы можете туда приехать, что там интересного, правила для проведения фотосъемки, различные запреты и ограничения. Вообще, в национальных парках места для проживания фотографов отделены от мест дислокации туристов. Для фотографов жилье более дешевое, и еду приходится готовить себе самому. Но в таком проживании много преимуществ: меньше табу, домики расположены в самых глубинных местах парках, где много животных, что очень удобно для съемки.
Как не забыть о здравом смысле
Когда все формальности утрясены, и вы приехали на место, необходимо выбрать гида, который бы сопровождал вас во время съемок. Это очень важный момент, поскольку от рейнджера часто в буквальном смысле зависит ваша жизнь. Лучше выбирать из тех, кто охраняет национальный парк, в котором вы собираетесь фотографировать. Сначала стоит с ним поговорить, рассказать, что вас интересует, узнать,что он может вам предложить, что он видел. В итоге, если вы поняли друг друга, у вас образуется сплоченная команда на все время пребывания в стране. Это очень полезно, поскольку в дальнейшем, возвращаясь в это государство снова и снова, вам уже не нужно будет никого искать — вы станете «своим» человеком. Как только определитесь с гидом, сразу займитесь обсуждением маршрута. Сразу замечу, чтобы иметь возможность выезжать за пределы дороги и преследовать животное по траве, необходимо получить специальное разрешение. Такого рода съемка всегда сопряжена с риском. В данном случае безопасность — вопрос здравого смысла. Если фотограф готовится к съемке больше года — разве может его что-то остановить? Нет. Но стоит помнить, что никакой кадр не стоит человеческой жизни. А ведь риск в условиях дикой природы присутствует всегда, поскольку хищники, к примеру, воспринимают человека как банальную еду, и если дать им повод, они непременно воспользуются ситуацией. И бесполезно рассчитывать на собственную силу или скорость реакции: в процессе съемки фотограф всегда сосредоточен на объекте и просто может не видеть, что происходит вокруг. Вот в такие моменты часто спасает рейнджер, который всегда рядом. На Борнео с Андреем Гудковым был случай, когда снимая самца орангутанга он достиг критически малой дистанции, и обезьяна сделала бросок — секунда и лапа пролетела в 15 см от камеры. Андрея спас гид, который вовремя с силой дернул за куртку, благодаря чему удалось избежать травмы.
Несколько основных правил поведения с животными:
— не поворачиваться к хищникам спиной, потому что спина — это всегда сигнал к атаке;
— не вставать между детенышем и мамашей;
— не размахивать руками;
— громко не кричать;
— не пить спиртное;
— не курить сигареты;
— ни в коем случае не дразнить животных (к примеру, слоны из-за этого могут запросто перевернуть вашу машину).
Но самое главное, при съемке диких животных — это умение терпеть и ждать. То есть уметь то, что человечество ненавидит больше всего. Зачастую фотограф может проводить более шести часов в день в одной позе в течение нескольких дней ради одного снимка. Но тут ничего не поделаешь — издержки профессии.
_______________________
Читайте также:
«Настроение присутствия» в фотографиях Фернанда Хика
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий