Фотография запечатлевает окружающий человека мир, она позволяет поймать момент реальной жизни и сохранить его. Но в XXI веке жизнь уже не ограничивается только лишь реальностью, видеоигровая индустрия породила множество виртуальных миров, изучая которые хочется остановиться и оставить в памяти красоту виртуального мира. Виртуальная реальность — это мир, красоту которого может передать «объектив» фотографа.
Фотография является относительно молодым видом изобразительного искусства. Техника и технология фотосъемки стремительно развивается и напрямую зависит от научно-технического прогресса. Современной художественной фотографии доступны приемы, находящиеся за пределами классической съемки — от применения компьютерной графики до использования старейших методов обработки снимков, материалов или же самих устройств. Но также среди фотографов и художников, которые находятся в поиске новой среды для реализации своих идей, набирает популярность новое направление фотографического искусства — внутриигровая фотография (in-game photography). За несколько лет повсеместный интерес игроков к внутриигровой фотографии стал особенно заметен. Видеоигры — это пространства, которые обладают своей композиционной, визуальной эстетикой, поэтому не удивительно, что они стали пространством для съемок. Фотореалистичная графика, открытые миры дают фотографам множество возможностей для изучения пространств и документирования событий и явлений: игровых городских и природных пейзажей, архитектуры, эпичных битв. Но не только фотореализм подталкивает фотографов реализовывать свои идеи, например, сформировалось направление фотофиксации игровых глитчей и багов, многие фотографы находят вдохновение в эстетике старых видеоигр начала
Просматривая фотографии виртуального мира, мы на минуту можем забыть, что этот мир нереален. Но насколько он все-таки нереален, почему мы не можем его воспринимать как реально существующий мир, ведь, нам хочется насладиться природой виртуального мира, людьми, животными и другими существами, населяющими его, исследовать его? На данной проблематике строится концепция данной выставки, призывающая фотографов обратить свой «объектив» в цифровые миры и продемонстрировать зрителю их разнообразие и уникальность.
С помощью фотографии выставка затрагивает моменты, связанные с восприятием современным человеком цифровых миров, их влияние на современную культуру и искусство
Внутриигровая фотография может стать для фотографов еще одним поводом поэкспериментировать с прошлым и настоящим фотографии, позаимствовать темы и эстетические методы и перенести их в виртуальный мир. Она становится художественной фотографией в тот момент, когда автор закладывает в нее определенную идею, концепцию, хочет донести какую-то историю своими снимками. Художественной ценностью снимок наделяет взгляд автора на ситуацию, который он выражает через поиск внутри игрового мира уникальных моментов, идей, того, что сможет передать его замысел.
Данная виртуальная выставка является результатом I Открытого Московского конкурса фотографов «Виртуальный мир глазами фотографа — 2020». Представленные на конкурсе работы в области внутриигровой фотографии отличаются разнообразием идей и способов реализации — от фотореализма до запечатления багов и глитчей. Участники стремились создать концептуальные серии с осмысленной идеей и стилистикой, обращаясь все чаще к опыту и приемам фотографического искусства прошлого.
Обращаясь к исследованию нового феномена в области фотографии, конкурс смог сформировать новый взгляд на компьютерные видеоигры, расширить перспективу восприятия игр не только с точки зрения средства времяпрепровождения, но и в качестве инструмента для реализации творческой мысли.
Бурлакова Виктория. Серия «За полем боя». Лауреат I степени
Серия создана в направлении глитч-арт. Основной задачей автора стала демонстрация взгляда на внутриигровую фотографию не с точки зрения фотографа, а сточки зрения дизайнера. Для создания своей серии автор выбрала видеоигру Counter-Strike 1.6 (2000 г.), в которой игроку приходится постоянно убивать своих противников. Однако, после смерти и до окончания раунда пользователь переходит в режим наблюдения за игровым процессом, в котором может «выйти» за текстуры видеоигры. Именно эта возможность позволила создать работы в направлении глитч-арт. Автор стремилась продемонстрировать пространство, которое участники игры, увлеченные игровым процессом, чаще всего не замечают. Пространство, в котором всегда тихо и спокойно, в отличие от поля боя.
Кольцо фортуны
В ритме музыки |
Вихрь заката |
Долина вечности |
Загадки вселенной |
Концертный зал
Космос между нами |
Небесный свод |
Тектонический разлом |
Эмоция весны |
Жаворонкова Ольга. Серия Post-mortem. Лауреат II степени
Автор рефлексирует на тему смерти, исследуя этот феномен в компьютерных играх. В XIX веке с изобретением дагерротипа была распространена посмертная фотография. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека. Автор решила перенести опыт позапрошлого столетия в виртуальный мир. Ведь, смерть в компьютерных играх — дело обычное и, как правило, остаётся без внимания. В поле зрения автора попали различные персонажи, включая инопланетных существ и зомби из видеоигр Dying Light (2015 г.), Half-Life 2 (2004 г.), Metro Exodus (2019 г.). Чтобы придать снимкам большую аутентичность, автор решила стилизовать кадры под дагерротип.
|
|
|
|
|
|
|
|
Осипова Екатерина. Серия Loneliness. Лауреат III степени
В своей серии автор обратилась к теме одиночества. Человек живет в занятом мире, с каждым днем становится труднее совмещать работу, семью, друзей. И время от времени человек начинает чувствовать себя истощенным физически, умственно и духовно, возникает желание уйти от всего, побыть наедине с собой, подумать и спланировать следующий шаг в жизни. Для кого-то одиночество — это плохо, кого-то наоборот видит в нем спасение. Каждый решает сам. Автор через свои снимки хотела продемонстрировать, как тема одиночества раскрывается в видеоигре Life Is Strange (2015 г.). Иногда главной героине игры грустно, а иногда единение с собой помогает ей сделать шаг и найти правильное решение.
|
|
|
|
|
|
|
|
Кузнецов Константин. Серия «Романтика Дикого Запада». Участник
Работы автора эмоционально отсылают к серии современного американского фотографа Ричарда Принса (д.р. 1949 г.) «Ковбои», стремясь продемонстрировать завораживающую красоту Дикого Запада с помощью видеоигры Red Dead Redemption 2 (2018 г.). Чтобы достичь красоты и передачи нужной атмосферы в своих снимках, автор разработал самостоятельный гайд, цель которого дать подробную информацию о том, какие средства лучше использовать при создании и обработки внутриигровых снимков.
|
|
Саркисян Людмила. Коллаж «Обычный день обычного человека». Участник
Коллаж стремится продемонстрировать один день из жизни обычного человека. Главный герой видеоигры Routine Feat (2019 г.) изо дня в день следует по маршруту «дом-работа-дом», проводит большую часть дня в кабинете, пытаясь найти немного времени на свое любимое занятие — написание книги. Автор коллажа размышляет над тем, как часто человек задумывается над рутинными каждодневными действиями, доведенными практически до автоматизма, как много времени в жизни уходит на то, что не приносит нам радости и как в рутине обычных дней найти время для себя.
Разгон-Скорнякова Елена. Серия «Мир Morrowind в различных жанрах». Участник
В качестве главной концепции своей серии автор выбрала тему демонстрации различных жанров фотографии в рамках мира одной видеоигры — The Elder Scrolls III: Morrowind (2002 г.). Автор ставила перед собой цель донести до зрителя мысль о том, насколько может быть разноплановым мир видеоигры, позволяющий фотографам создавать проекты в различных жанрах. Каждый многожанровый снимок словно создаёт новую реальность, которая даже и не предполагалась в игре.
Призрак замка
Вид блохи снизу |
Глючный пейзаж |
Билык Павел. Участник
Автор в своих снимках сделал акцент на высоких технических показателях внутриигровой съемки. Пейзажи выделяются фотореалистичной графикой, они порой даже не отличимые от реальных. Снимки автора демонстрируют разнообразные темы — романтичный пейзаж южноамериканского государства Боливия в видеоигре Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands (2017 г.), тему роботизации в видеоигре Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint (2019 г.), а также автор работает в жанре военной фотожурналистики в видеоигре Battlefield V (2018 г.).
Экспертный совет конкурса:
- Юлия Кособрюхова — фотограф из Санкт-Петербурга, закончила ОмГУ имени Ф. М. Достоевского и Школу современной фотографии «Докдокдок». Серия внутриигровых снимков Юлии «Виртуальная Россия» участвовала в выставке «Коллективность. Ось мира» в рамках фестиваля «Присутствие» (Санкт — Петербург); вошла в шорт-лист открытой программы польского фестиваля «Warsaw Photo Days»; участвовала в фестивале «Riga Photomonth» (Латвия); участвовала в «7th World Biennial of Student Photographу» (Сербия);
- Евгения Стерлягова — художник и фотограф из Москвы, с 2012 года член Союза фотохудожников России. Училась в «ФотоДепартаменте» и школе современной фотографии «Докдокдок». Была участницей арт-группы «На горе» (2013 — 2014). В настоящий момент — студентка Института Современного Искусства (ИСИ) Бакштейна. Главный редактор кибер-панк-зина об альтернативной моде GG MAGAZINE. Ее работы были представлены на различных выставках, среди которых: Винзавод.Open (Москва); Days of Contemporary Art (DOCA) festival (Москва); Фестиваля «Присутствие» (Санкт — Петербург); Игры в «BAUHAUS» (Москва) и другие.
Куратор — Ирина Шедько
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий