Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
PhotoSale
Репортажная фотография

Репортажная фотография

#право_в_фотографии
Репортажная фотография
12 октября 2011
Фото:<a href="http://www.duiattorneyseattle123.com/category/lawyer/">duiattorneyseattle123.com</a>
Текст:Ольга Смирнова

Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.

Очень интересным в жанре репортажной фотографии представляется вопрос, связанный с авторством и плагиатом. Дело в том, что в репортаже на первом месте стоит умение решать творческие задачи в один момент, в минимальный промежуток времени — ведь дублей и повторений не будет. И участники событий, как правило, для фотографа не позируют. Поэтому мастерство репортажного фотографа — это мастерство оперативно находить композицию и сюжет фотографии. Молодые начинающие фотографы, не владеющие этим мастерством, обычно «пристраиваются в хвост» более опытным мэтрам и фактически повторяют их действия. Очень часто в результате такового «сотрудничества» у разных фотографов получаются очень похожие друг на друга фотографии. Являются ли действия менее опытных фотографов присвоением авторства и нарушением прав более опытных авторов? Ответ на этот вопрос требует анализа. На основании ст. 1257, 1258, 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) и в соответствии с практикой правоприменения:

– оперативное решение о сюжете фотографии и построении ее композиции не является произведением, т.к. произведением признается фотография;
– названное решение как таковое трактуется как «идея» или же «концепция», и находится вне сферы распространения авторских прав;
– каждая из фотографий, сделанная каждым из фотографов, признается самостоятельным и независимым (не являясь производным произведением), а каждый из фотографов — самостоятельным автором (т.е. понятие соавторства здесь неприменимо).

Статья 1257. Автор произведения Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: – фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы…

Т.е. ситуация, когда менее опытный фотограф «перенимает» у более опытного сюжет и композицию репортажной фотографии, и при этом сам создает свою фотографию, пускай даже очень похожую, не может быть квалифицирована как нарушение чьих-либо авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных).

Сам по себе жанр репортажной фотографии условно делится на два вида — репортаж с места событий, на которые проведена аккредитация фотографов и журналистов (к примеру, спортивные мероприятия, пресс-конференции, театральные представления и др.), и репортаж с места событий, на которые такой аккредитации не существует (типичным примером являются митинг (демонстрация), освещение какой-либо проблемы и др.). Первый вид отличается от второго тем, что в нем всегда присутствуют участники событий (мероприятий), в частности, ими являются спортсмены, общественные деятели и др. И в том и в другом виде жанров всегда есть просто присутствующие лица, к примеру, таковыми могут быть болельщики, зрители, публика и др. Т.е. в любом случае в репортажной фотографии присутствует изображение людей, коих условно возможно поделить на две группы: участники событий и присутствующие лица. Изображение человека допустимо только с его согласия и (или) в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ.

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. … Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату». Использование изображения участников событий как таковых в репортажной фотографии может быть квалифицировано как использование в общественных интересах — в противном случае без таковых лиц невозможно полноценное освещение события. Т.е. имеет место исключение, установленное ст. 152.1 (п. 1) ГК РФ, и на использование изображения участников событий в любом случае их согласия не нужно.

Но изображение присутствующих лиц как таковых не может быть квалифицировано как использование в общественных интересах, т.к. в общественных интересах может быть освещение их поведения как массы людей. Правда, положениями ст. 152.1 (п. 2) ГК РФ допускается, что использование такового изображения, если оно не является основным объектом фотографии как произведения, допустимо и без согласия изображаемых граждан. В соответствии со сложившейся практикой правоприменения основным объектом фотографии считается предмет, находящийся в фокусе объектива, т.е. тот предмет, по которому настраивалась резкость (определялись расстояние и фокусная величина фотографии). Следовательно, для избегания неприятностей репортажным фотографам рекомендуется изображать присутствующих лиц не как таковых, а на фоне каких-либо объектов.

Следовало бы подробнее остановиться на исключительных правах на репортажную фотографию. Законодательство России не выделяет каким-либо образом репортажную фотографию в части обретения исключительных прав. Т.е. согласно ст. 1270 (п. 1), 1295 (п. 2) ГК РФ обладателем исключительных прав на репортажную фотографию является ее автор (фотограф), а если фотограф сделал фотографию в процессе выполнения своих трудовых обязанностей, то работодатель фотографа. Хочется остановиться и прокомментировать то, что обязанность получения фотографий должна быть зафиксирована в трудовом договоре и являться частью трудовых обязанностей. В практике правоприменения бывали случаи, когда репортажная фотография была изготовлена лицом, работающем в средствах массовой информации, но … в круг обязанностей которого не входила фотосъемка (к примеру, таковые случаи бывали с главными редакторами, директорами, администраторами). И в этих случаях исключительные права были признаны за авторами репортажной фотографии.

Статья 1270. Исключительное право на произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Статья 1295. Служебное произведение

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное». Следует отметить, что для репортажной фотографии есть исключения в режиме ее использования лицами, не имеющими исключительных прав на нее. Положения ст. 1274 ГК РФ допускают свободное использование репортажной фотографии в учебных целях, а также с целью информирования о происходящих (произошедших) событиях.

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью…

полезная статья, автору спасибо
24.08.2012
И всё же нет ясности в главном вопросе: могу ли я как фотограф-репортажник выкладывать на свой сайт фото, сделанные мной во время съёмки репортажа на каком-нибудь массовом мероприятии - конференции, выставке, съезде и пр., - если на фото крупным планом изображены действующие лица или зрители?
И второй вопрос: а как быть с фото несовершеннолетних участников мероприятий?
15.11.2015

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

PhotoSale
винзавод
Еврейский музей
PHOTOBOOKFEST