Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Jolie
Последняя глава проекта МАММ: Победа! Возвращение героев

Последняя глава проекта МАММ:
Победа! Возвращение героев

#события
Последняя глава проекта МАММ:
Победа! Возвращение героев
23 июня 2020

24 июня — в день, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы, — Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках проекта «Наша Победа — 75» опубликует заключительную главу фотолетописи Великой Отечественной войны. Она посвящена Победе и боям, которые непосредственно ей предшествовали.

Новая глава расскажет об освобождении крупнейшего нацистского лагеря смерти Освенцима; о судьбоносной Ялтинской конференции, определившей облик послевоенного мира на последующие 40 лет; об ожесточенных боях на улицах Данцига и Вены; легендарной встрече союзных войск на Эльбе, штурме Берлина и подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Салют Победы 9 мая, Парад на Красной площади 24 июня 1945 года, встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале — сегодня, 75 лет спустя, мы можем стать свидетелями этих событий благодаря работам выдающихся фотографов: Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Георгия Петрусова, Владислава Микоши, Ивана Шагина и многих других.

Евгений Халдей. Маршал Георгий Жуков принимает Парад Победы. 1945. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Два заключительных видеоролика посвящены важнейшим событиям, подводящим итог этой страшной войны — Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945), на которой решалась послевоенная судьба Германии, и Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 — 1 октября 1946) — «Суде истории» над преступлениями фашизма.

Перелистывая страницы фотолетописи Великой Отечественной войны, МАММ рассказывал и о военных фотографах, которые, рискуя жизнью, оставили нам бесценные свидетельства трагедии, которая не должна повториться. Среди тысяч фотокорреспондентов из 62 стран-участниц Второй мировой войны именно советские фотографы оставили самые пронзительные свидетельства тех страшных событий.

Евгений Халдей. Знамя 1-го гвардейского зенитного артиллерийского полка. 1944. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В каждой главе проекта военным фотографам посвящались отдельные материалы. Героями этих видеосюжетов уже стали:

  • Евгений Халдей, прошедший с фотоаппаратом всю войну — начиная с 22 июня 1941 года («Объявление о начале Великой Отечественной войны») и заканчивая Нюрнбергским процессом — и создавший знаменитый снимок «Знамя Победы над рейхстагом»;
  • Дмитрий Бальтерманц, чья фотография «Горе» стала всемирно признанным символом трагедии войны;
  • Всеволод Тарасевич — один из немногих фотографов, которым было разрешено снимать в блокадном Ленинграде;
  • Роберт Диамент — «флагманский фотокорреспондент Северного флота», ходивший в походы с подводниками и участвовавший в атаках морской пехоты;
  • Владислав Микоша, оставивший нам фотолетопись обороны Севастополя;
  • Эммануил Евзерихин — автор снимков из разрушенного Сталинграда, вошедших в золотой фонд мировой фотографии;
  • Иван Шагин, снимавший бои под Москвой и танковое сражение на Курской дуге;
  • Евгений Умнов, прославившийся фоторепортажем о «Параде побежденных» — шествии немецких военнопленных по улицам Москвы 17 июля 1944;
  • Борис Игнатович — классик советского фотоавангарда и автор фотоочерков о подвигах и буднях партизан;
  • Сергей Шиманский — создатель драматичных снимков морских сражений;
  • Николай Шестаков, запечатлевший битву при Сталинграде, бои в Будапеште, Вене и Праге;
  • Павел Трошкин, погибший на Украине в 1944 году и запомнившийся Константину Симонову как «самый бесстрашный из всех наших фотокорреспондентов».

В заключительной главе серию материалов о военных фотографах завершают Аркадий Шайхет и Георгий Петрусов.

Аркадий Шайхет (1898–1959) — классик советской фотографии. Он начал заниматься фоторепортажем еще в 1920-е годы и стал основоположником этого нового жанра в советском фотоискусстве. Шайхету принадлежат хрестоматийные снимки «Ходоки в приемной Михаила Калинина» (1924) и «Лампочка Ильича» (1926). К началу Великой Отечественной войны он был одним из главных фоторепортеров Советского Союза. География его командировок — это география всей страны. Шайхет снимал жизнь беспризорников, строительство каналов и электростанций, годовщину смерти Ленина, встречу челюскинцев и политические процессы. Во время войны он работал фотокорреспондентом в «Иллюстрированной газете», в августе 1941-го переименованной во «Фронтовую иллюстрацию», печатался в «Правде» и «Красной звезде». Поиск выразительных ракурсов, съемка с высокой точки, стремление максимально артикулировать суть происходящего — весь опыт, накопленный за годы репортерской работы, проявился и в военных репортажах Шайхета. Среди тысяч его военных снимков — знаменитая фотография станции метро «Маяковская», переоборудованной в бомбоубежище; съемка легендарного парада 7 ноября 1941 года; фотография «Коммунисты, вперед!», сделанная во время Сталинградской битвы; «И они познали горе», наполненный человеческой болью кадр из покоренного Данцига. В 1945 году во время сражений под Кёнигсбергом Шайхет на редакционной машине, оборудованной под фотолабораторию, вывез с поля боя 15 раненых солдат. Сам он получил на фронте ранение и контузию. Вернувшись в Москву, снимал салют Победы 9 мая и встречу советских бойцов на Белорусском вокзале. В его наградном листе 1944 года говорилось, что он «проделал огромную работу по освещению героики Отечественной войны». Шайхет был награжден одной из высших наград СССР — орденом Красного Знамени.

Всеволод Тарасевич. Артиллерийский обстрел. 1941–1943. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Георгий Петрусов (1903–1971) до войны снимал для легендарного журнала «СССР на стройке». Он работал вместе с пионерами русского авангарда — Эль Лисицким, Александром Родченко, Варварой Степановой. С началом войны Петрусов стал специальным военным корреспондентом Советского информбюро и газеты «Известия». Вместе с бойцами Красной армии он дошел до Берлина.

Режиссер Роман Кармен вспоминал, что Петрусов «всегда делал свою работу без суеты, тщательно готовился, предварительно продумывая детали, сюжеты, крупность планов, освещение и время съемки». Именно Петрусову принадлежит самый подробный и эмоционально напряженный репортаж о подписании Акта о капитуляции Германии в Карлсхорсте. В среде фотокорреспондентов было известно, что Петрусов выбирает самые выигрышные точки съемки. Легенда гласит, что во время съемок Парада Победы на Красной площади, состоявшегося 24 июня 1945 года, толпа фотокорреспондентов следила, где расположится Петрусов, и направлялась именно туда.

Дмитрий Бальтерманц. Залп «катюш». 1944. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Петрусов, как и Шайхет, запечатлел встречу победителей на Белорусском вокзале. Главный эшелон с лозунгом «Мы из Берлина» прибыл в Москву 21 июля 1945 года. Героев встречали ликующие толпы людей. Один из очевидцев записал в своем дневнике: «Такого количества цветов не видел даже на параде Победы. Когда поезд подходил к перрону, цветы подняли в приветствии кверху — площадь превратилась в цветущий луг!». И хотя впереди еще была война с Японией, трудные годы восстановления разрушенной войной страны, возвращение домой, радость встреч и слезы счастья, запечатленные

Проект «Наша Победа — 75» включает 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвященные военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях».

Евгений Халдей. Освобожденные из будапештского гетто. 1945. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Особая часть проекта «Наша Победа — 75» — поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru. В архивах МАММ есть снимки, авторы которых пока не установлены. Есть авторы, о которых неизвестно ничего, кроме имени и фамилии. Каждый зритель сможет помочь в установлении автора фотографии, а также сможет добавить факты, помогающие восстановить биографии фотографов. Если у вас есть информация, присылайте ее на почту 9may@russiainphoto.ru. Совместными усилиями мы сможем вернуть из забвения имена тех, кто внес вклад в фотолетопись Великой Отечественной войны.

Карты сражений Великой Отечественной войны предоставлены АО «Роскартография» из Атласа сражений, выпущенного к 75-летию Великой Победы.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Jolie
Люмьеры
звери