Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Sony VLOG
Три жизни Аньес Варда

Три жизни
Аньес Варда

#события
Три жизни
Аньес Варда
9 апреля 2019

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» в Мультимедиа Арт Музее 11 апреля открывается выставка легендарной французской художницы Аньес Варда. К сожалению, выставка открывается посмертно — 29 марта в возрасте 90 лет Аньес Варда ушла из жизни.

«У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно сделать эпиграфом к выставке. Именно эти слова объясняют название проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа к современному искусству и снова к фотографии.

Автопортреты Аньес Варда, 1949-1962-2009

«Бабушка „новой волны“», как нежно называли ее французы, родилась в 1928 году в Бельгии. Приехав в Париж, изучала литературу и психологию в Сорбонне, историю искусств в Школе Лувра, а также фотографию на вечерних курсах в Школе фотографии. Изначально она хотела стать музейным куратором, но, окончив фотографические курсы, изменила свои планы. Она оборудовала маленькую фотолабораторию и, вооружившись подержанным «Роллейфлексом», начала принимать заказы на съемки: работала фотографом на свадьбах, делала семейные портреты, фотографировала своих друзей-художников и просто бродила по городу в поиске «решающего момента».

Аньес Варда «Черные пантеры». Демонстрация в Окленде, 1968

Аньес Варда Добро пожаловать в Вёль-ле-Роз. 1954 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года»

В начале 1950-х Аньес Варда стала официальным фотографом Авиньонского театрального фестиваля, организованного Жаном Виларом, а также Национального народного театра (TNP), также возглавляемого Виларом. TNP, в котором в то время блистали Жерар Филипп, Жанна Моро и Филипп Нуаре, был центром театральной жизни Парижа — Варда быстро завоевала признание в качестве театрального фотографа, не прекращая фотографировать «для себя». В этот период она побывала на Кубе, в Китае, Португалии и Германии, из каждой поездки привозя множество снимков. Аньес продолжала делать портреты своих близких, друзей, художников и кинематографистов — Жака Деми, Марио Прассиноса, Жермена Ришье, Федерико Феллини, Лукино Висконти и др.

В 1954 году она организовала свою первую (и в течение последующих 60 лет — единственную) выставку фотографий, которые разместила во дворе своего дома на ул. Дагер, 86 в Париже, прямо на стенах лаборатории и ставнях дома. На пригласительном билете было написано: «Буфет во вторник 1 июня с 17 до 22 часов». Выставку посетили лишь несколько соседей из 14-го округа Парижа, в том числе Ханс Хартунг и Брассай.

Аньес Варда Жан Вилар и Жерар Филип. Папский дворец, Авиньон, 1958

Аньес Варда Картофельное сердце. 1953 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года».

Аньес Варда сохранила оригиналы этих фотографий и в 2014 году, совместно с галереей Натали Обадиа, показала их на Paris Photo. Эти снимки вошли и в экспозицию в МАММ. Черно-белые винтажные отпечатки, созданные в 1950–1954 годах, проливают свет на первые шаги фотографа Аньес Варда, ныне признанной великой кинематографистки, а в последние 10 лет и визуальной художницы.

В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже был не в состоянии посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом местечке полнометражный художественный фильм. Для реализации фильма «Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte) Аньес Варда создала свою продюсерскую компанию «Сине-Тамарис» (Société Ciné-Tamaris).

Аньес Варда Соль. 1951 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года»

С 1960 года она полностью посвятила себя кинематографу. Аньес Варда сняла 33 фильма, чередуя коротко- и полнометражные, документальные и игровые картины, самые знаковые из которых — «Клео от 5 до 7» (1961), «Счастье» (1965), «Без крыши, вне закона» (1985), «Жако из Нанта» (1990), «Собиратели и собирательница» (2000), «Побережья Аньес» (2008) «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019).

В 2003 году начался следующий творческий этап Аньес Варда, на этот раз в амплуа визуального художника. Ее инсталляции были представлены на Венецианской биеннале (2003), Fondation Cartier pour l’Art contemporain в Париже (2006), CAFA Beijing и HUBEI Museum Wuhan в Китае (2012), Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе (2013), Logan Center for the Arts в Чикаго (2015), Blum & Poe Gallery в Нью-Йорке (2017), Nathalie Obadia Gallery в Париже (2018), Pazo da Cultura Pontevedra Spain и на Ливерпульской биеннале (2018).

Аньес Варда Марди Гра (Масленный вторник). 1953 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года»

Аньес Варда Мария Казарес и Жан Вилар. «Сон в летнюю ночь». Авиньон, 1959

На выставке в МАММ будут представлены ключевые работы Аньес Варда, характеризующие все этапы ее творчества, в том числе документальные фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие ей известность как художнице.

В марте 2019 года Аньес Варда прислала нам маленький текст, которым она хотела предварить свою выставку и который мы приводим здесь целиком: «По такой разнообразной подборке моих фотографий можно догадаться, что жизнь сводит меня с очень разными людьми и странами. Я была рада работать с Жаном Виларом, талантливым театральным постановщиком, и его блестящим актером Жераром Филипом, пришедшим из киноиндустрии. Что касается кино, я посылаю несколько фото легендарных личностей: Катрин Денев, Жерара Депардье, мастера Висконти, моего любимого Жака Деми и других. Я работала на Кубе, в Китае, но на этой выставке вы также увидите мое видение поколения мира и любви конца 60-х в Лос-Анджелесе. Как художник я создаю большие шалаши из 35-миллиметровых пленок: это макеты, дающие представление о том, что может быть построено. Я завершаю свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20, 40 и 80 лет».

Шалаш счастья. Макет Аньес Варда (2017). Из серии «Шалаши кино»

Аньес Варда — обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (1965); «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1985); «Почетного леопарда» Кинофестиваля в Локарно (2014); почетной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2015); приза зрительских симпатий Кинофестиваля в Торонто (2017); почетного приза «Оскар» (2017) и «Золотой звезды» Кинофестиваля в Марракеше. Последней прижизненной наградой Аньес Варда стала Золотая камера Берлинского кинофестиваля (2019), которую она получила за документальный автопортрет «Варда глазами Аньес».

Стратегический партнер музея: Группа компаний ПИК

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Sony VLOG
Боуи
Йоханнсен
мамм