Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
ThinkTank
75-летие Победы в Музее Москвы: две выставки о Войне

75-летие Победы в Музее Москвы:
две выставки о Войне

#выставки
75-летие Победы в Музее Москвы:
две выставки о Войне
3 сентября 2020 – 8 ноября 2020
Фото:Борис Игнатович, Калининский фронт. Пленные немецкие солдаты. 1942 год. Негатив на 35-мм пленке.
3 сентября 2020 — 8 ноября 2020
Музей Москвы
(Москва, Зубовский бульвар, 2)

Участникам клуба «Российское фото» бесплатно по удостоверению

3 сентября Музей Москвы открыл выставки «Письмо. 75 слов о войне» и «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны», приуроченные к 75-летию Победы. «Письмо. 75 слов о войне» исследует фронтовые письма и воспоминания москвичей, а «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает события 1940-х годов глазами фотокорреспондентов Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Превью экспозиций стали онлайн-проекты, доступные с 7 мая 2020 года.

«Письмо. 75 слов о войне»

Выставка «Письмо. 75 слов о войне» рассказывает об одной из главных трагедий прошлого столетия через свидетельства очевидцев: фронтовую переписку, личные записи и воспоминания москвичей. Для экспозиции собрано более 90 писем. На их основе создан спектакль, который будет разыгрываться в выставочном пространстве каждое воскресенье в 15:00 и в 17:00 в течение всего периода работы выставки.

Вместо сухого языка цифр и фактов на проекте будут звучать голоса участников обороны Москвы и свидетелей первых минут Победы. «Мы все повыскакивали с кроватей, стучимся в двери, кто-то из окон кричит: „Победа!“ И прямо в чем были, в ночных рубашках во двор! Все целуются, плачут, смеются. Дожили, выдержали...», — писала Светлана Попова своей сестре (письмо от 10 мая 1945 года).

Режиссером спектакля выступил Филипп Виноградов, сценографом — Алексей Трегубов. В постановке примут участие студенты выпускного курса актерского и режиссерского факультетов Российского института театрального искусства — ГИТИС Мастерских народного артиста СССР Владимира Алексеевича Андреева и народного артиста Российской Федерации Леонида Ефимовича Хейфеца.

Посетители начнут свой маршрут по выставке с тускло освещенного пространства, напоминающего поезд или бомбоубежище. Из колонок раздаются шорохи, скрежет карандаша по бумаге и голос актера, который в реальном времени читает письмо.

Далее гости музея попадают в пространство, стилизованное под Москву 1941–1942 годов. Оно делится на разделы «Город» и «Война». В каждом из пространств актеры перевоплощаются в героев писем и зачитывают текст.

Раздел «Город» отражает образ столицы в письмах. Битва под Москвой в октябре 1941 — апреле 1942 года — одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Участница событий, балерина Большого театра Евгения Макарова вспоминает: «...Вернулись под утро. Сил нет даже раздеться. Тяжела московская землица! Никогда не думала, что буду переворачивать лопатами землю. И выдержу, и выстою. Недаром за плечами 8 лет балетного станка! Рядом все девчонки —  худенькие, красивые (как Богини в платках и телогрейках) роют окопы всю ночь. Только попробуй не устоять...».

Раздел «Война» рассказывает о москвичах, сражавшихся на фронте. 2 июля 1941 года было принято постановление о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в народное ополчение. «...Я работаю теперь опять отдельно от мамы. Работаю отдельно в роте. Участвовала уже в бою. Как ты уже знаешь воюем мы победоносно. Гоним его и будем гнать дальше... День рождения я провела в походе...», — писала в письме отцу Нина Яхонтова, воевавшая в 21 дивизии вместе с мамой. Через месяц Софья Ильинична Яхонтова напишет мужу Алексею Николаевичу о гибели дочери Нины: «...Но знай, что она погибла честно за свою дорогую Родину».


«Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны»

Военные корреспонденты —  летописцы фронта, сражений и повседневности. Говоря об этой профессии, зачастую вспоминают фотографов-мужчин, хотя наравне с ними на фронте снимали женщины. Выставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны» показывает грозные события XX века глазами двух фотографов: Бориса и Ольги Игнатович, брата и сестры. Каждый из них по-своему запечатлел ужас войны и радость Победы.

В экспозиции представлено около 200 снимков. Среди них —  репортажи Бориса Игнатовича с Калининского фронта, его снимки из серии «Партизаны Брянщины», фото празднования 800-летия Москвы и портреты маршалов Победы.

В части экспозиции, посвященной Ольге Игнатович  ее фотографии из Германии и освобожденной Польши, снимки из концлагерей Майданек и Освенцим, не выставлявшиеся ранее, документальные фотографии солдатского быта и фронтовых подвигов.

Борис Всеволодович Игнатович (1899–1979) известен прежде всего своими авангардистскими фотографиями 1920–1930-х годов и лирическими пейзажами 1960-х. В собрании музея хранятся негативы, представляющие Игнатовича как военного фотокорреспондента, запечатлевшего походы, сражения и быт партизанских отрядов на оккупированных территориях. Вместе с этими снимками на выставке впервые будут экспонироваться цветные парадные портреты военачальников, созданные им в послевоенные годы по заказу Совинформбюро и Студии военных художников имени М.Б.  Грекова.

Ольга Всеволодовна Игнатович (1905–1984) — фоторепортер армейской газеты на Калининском фронте и газеты 1-го Украинского фронта «За честь Родины». Ее снимки запечатлели освобождение Украины, Польши, Чехословакии и Австрии. Ольга Игнатович в числе первых кино- и фотокорреспондентов входила в освобожденные советскими войсками концлагеря Майданек и Освенцим.

Ольга Всеволодовна была самостоятельным ярким мастером фотографии, однако, видя под знаменитыми на весь мир фотографиями освобождения Освенцима подпись «Игнатович», зрители и специалисты не представляли, что фотографии сделаны женщиной. Выставка «Два лица войны» возвращает в историю фотографии память о женщинах-фотокорреспондентах Великой Отечественной, среди которых Ольга Игнатович.


Проект состоит из пяти разделов:

  • «Герои Победы». В экспозиции представлены фотографии маршалов Победы, созданные Борисом Игнатовичем для студии военных художников имени М.Б. Грекова. Эти снимки размещены рядом с фотографиями орденоносцев, запечатленными Ольгой Игнатович для фронтовой газеты. Парадные портреты и репортажная съемка —  зрители увидят, как по-разному создавались образы героев войны.
  • «Дороги Войны». Военные хроники Бориса и Ольги Игнатович: быт и военные операции партизан в тылу врага, фронтовые будни советской армии.
  • «Ужасы войны». Последствия оккупации и разрушений в ходе боев. Снимки были использованы Советским Союзом на Нюрнбергском процессе.
  • «Освенцим». Фотографические документы, сделанные Ольгой Всеволодовной Игнатович в лагерях смерти Майданек в 1944 и Освенцим в 1945 годах.
  • «После Победы. С надеждой в будущее». В финальной части — послевоенные фотографии Бориса и Ольги Игнатович. Зрители увидят фотографии Бориса Игнатовича —  празднование 800-летия Москвы (экспонируются впервые); фотографии открытия восстановленных советскими солдатами мостов в городах Вена и Прага, снимки парадных шествий и траурных митингов в память о павших героях, сделанные лейтенантом Ольгой Игнатович во время ее службы при Центральной группе советских войск в 1945–1946 годах.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

ThinkTank
люмьер
МАММ