Фото:Валерий Потапов, концерт группа «Алиса» во дворце спорта «Юбилейный»
31 января в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках выставки "Время колокольчиков" и новой программы "PhotoСреда" состоялась встреча с петербургским фотографом Валерием Потаповым – одним из лучших мастеров культурного андеграунда советской эпохи.
В этот день в Центре фотографии прошла по-настоящему душевная беседа людей, объединённых любовь к советскому року. Валерий Потапов не только поделился своими впечатлениями о работе со звёздами и рассказал интересные истории, бытовавшие в кругу рок-музыкантов, но и поговорил с гостями о жизни в целом. Вряд ли получится пересказать слова мастера. Поэтому в этой статье мы хотим привести самые интересные фрагменты выступления Валерия, и приведём его работы, посвящённые рок-музыкантам.
Валерий Потапов на мастер-классе в Центре фотографии им. Братьев Люмьер
О рок-фотографии как жанре
В 80-е годы фотография сама по себе ничего не значила. Она приобретала значение только в опубликованном виде, когда ее могли увидеть сотни людей.
Для чего мы, фотографы, были нужны музыкантам? Журналист, пишущий о музыке, и фотограф, работающий с музыкантами, должны понимать стиль музыки, чтобы суметь перенести зрителя в этот мир. Фотография иллюстрирует и артиста, и самого журналиста, который рассказывает о музыке.
Группа "Чиж & C". Фото Валерия Потапова
Писать о музыке – это удивительно. Я не умею словами рассказывать о музыке, но очень четко ловлю идущую от музыканта энергетику и стараюсь передать ее в фотографии. Мне кажется, у меня это получалось.
Группа «Кино». Фото Валерия Потапова
Чиграков Сергей (Чиж & C). Фото Валерия Потапова
Когда меня пригласили сюда рассказать обо всех этих рок-н-рольных фотографиях, я на некоторое время задумался, что такое рок-фотография вообще. В этом зале сейчас нас окружают замечательные фотографии. Для меня лично фотография имеет интерес только в контексте музыки. Если бы не было музыки – фотография была бы ничто. Рок-фотография - это удивительный феномен. Мне всегда хотелось, чтобы фотография была как минимум на равных с музыкой. Представленные здесь фотографии - это вторичная история. Рок-фотография – это прежде всего оформление пластинок.
Фото Валерия Потапова
О своем творчестве
Рок-фотография для меня началась после того, как я впервые попал на концерт группы «Алиса» вместе с другом. За годы своей карьеры я работал со многими группами: «Алисой», «Аквариумом», «Чижом», «Наутилусом Помпилиусом». С рокерами не было никаких проблем. Сложно было работать с футбольным клубом «Зенит». Первой моей камерой была «Чайка-2».
На концерте группы «Алиса». Фото Валерия Потапова
Уже в те времена я делал всё на свое усмотрение. Например, я не принял Шевчука, не стал работать с ним. Любимой своей работой, наверное, могу назвать обложку пластинки группы «Ноль» за 1999 год. Самый уважаемый мною музыкант – Владимир Высоцкий. Я впервые услышал его в возрасте12 лет. Это была песня «Братские могилы».
Группа «Ночные снайперы». Фото Валерия Потапова
Меня всегда волновала история нашей страны. Перебирая материалы, я нашел для себя много интересного. Проработав почти 40 лет в фотографии, накопив огромное количество материала, я стал сдерживаться в съёмке. Есть определённая ответственность перед теми людьми, которых я уже снял. Теперь, когда я смотрю даже свои домашние архивы, то понимаю, что и домашняя жизнь была тесно связана с роком.
Группа «Ленинград». Фото Валерия Потапова
В 90-е годы пришлось заниматься рекламной съемкой. Это было необходимостью. Сейчас уже не могу смотреть на рекламу. Любой человек хочет достичь успеха. А когда всё это приходит - происходит какое-то отторжение, неудовлетворение, и настаёт пора разобраться в собственных чувствах.
Сейчас я получаю громадное удовольствие, когда делаю что-то для своих близких и для людей, которых снимал.
Обложка пластинки группы "Ноль." Фото Валерия Потапова
О фотографии
Сегодня повсюду цифровая фотография. Это замечательная вещь. Но ее возможность снимать-снимать-снимать в итоге приводит ни к чему. В какой-то момент вы должны сами себе сказать: пора остановиться и разобрать то, что уже есть.
Чиграков Сергей и Александр Чернецкий. Фото Валерия Потапова
В какой-то степени сейчас очень странное время. Техника достигла фантастических показателей по сравнению с тем, что было у нас. Доступно огромное количество книг и учебных материалов. Учись! Никто никого не ограничивает! При этом хороших книг по фотографии немного. Вспоминая юность, когда всё, что доступно теперь, невозможно было даже представить, я вхожу в эту галерею, как в храм.
Группа «Разные Люди» на вокзале в Санкт-Петербурге 19 сентября 1993 года. Фото Валерия Потапова
Я убежден, что аналоговая фотография еще не исчерпала свои возможности. В ней заложен просто неисчерпаемый потенциал, и мне даже немного жаль, что я отошел от нее и предпочел цифру.
Группа «Аквариум» у Дворца молодежи, 1988 год. Фото Валерия Потапова
О жизни
Главное – изначально быть очень мощно энергетически заряженным человеком. Важно, чтобы от вас шла энергетика. Работая с людьми, я получаю большее удовольствие. Я чувствую его и сейчас, когда открываю старые фотографии и вспоминаю истории, которые с ними связаны. В рок-фотографии, как и фотографии вообще, важна история каждого кадра.
Концерт группы «Алиса». Фото Валерия Потапова
Чувство неуверенности в себе это совершенно нормально. Я до сих пор не знаю, кто я и где мое место в мире.
Совет фотографам
Будьте сами цельными людьми. Главное, чтобы вы сами себе были интересны. Тогда вам будет интересно снимать абсолютно всё, и всё будет получаться. Рецепт цельности? Посмотрите на ребенка. Разве здесь может быть какой-то рецепт?
Посетители выставки "Время колокольчиков"
Будьте самодостаточными. Самые лучшие фотографы, которые снимали рок-н-ролл, - это те мастера, которые могут снимать всё что угодно, включая и свои собственные темы. Дима Конрадт, например, любит снимать город например. У меня тоже есть свои предпочтения. Я снимал практически всё. Проще сказать, что я не снимал. Не снимал в космосе, не снимал под водой и животных.
Валерий Потапов раздает автографы
Человек сам для себя определяет, что такое хорошо, а что такое плохо, сам определяет себе планку. К сожалению, у большинства людей эта планка значительно ниже, чем могла бы быть. Собственная планка - это основа, она должна быть всегда. Только тогда есть смысл работать и заниматься своим делом.
Гости выставки "Время колокольчиков"
Никогда не знаешь, какой путь совершит твоя работа и где окажется твоя фотография. Спустя время воспринимаешь всё абсолютно иначе. Это счастье, чего я и желаю всем вам.
Такими словами Валерий Потапов завершил встречу, которая, бесспорно запомнится всем своей дружественной тёплой атмосферой.
В рамках выставки «Время колокольчиков» состоится ещё много интересных встреч и событий, следите за новостями нашего сайта, общайтесь и получайте новые впечатления!
При подготовке материала использованы фотографии Валерия Потапова.
Источник - http://www.potapov.net/
____________________
Читайте также:
«Мэрилин навсегда»: неизвестная легенда
PhotoСреда: Развивая фотокультуру
«National Geographic Photo Contest 2012»: итоги конкурса
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий