Фото:Младен Тудор Возвращение трудовых мигрантов 1978 Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия
С 28 июня по 28 июля рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» в Мультимедиа Арт Музее пройдет выставка «Классики хорватской фотографии».
Выставочный проект, посвященный истории хорватского фотоискусства, включает в себя 80 работ главных художников этой страны. Среди них — произведения Тошо Дабаца и Джуро Янековича
Историю и развитие хорватской фотографии можно проследить практически от ее истоков. В 1839 году Луи Дагер представил Французской академии свое новое изобретение, а уже в 1840 году появилась запись о первом хорватском дагеротиписте Деметре Новаковиче, который учился в Париже у самого Дагера. Благодаря Новаковичу первые изображения Загреба появились даже раньше, чем снимки многих других европейских столиц.
До 1918 года Хорватия была частью Австро-Венгрии и находилась под прямым влиянием Вены, в том числе в области изобразительного искусства и фотографии. Если в эпоху модернизма главенствующим направлением в хорватской фотографии был пикториализм, то во время Первой Мировой войны важнейшим жанром стала фотожурналистика, позволявшая документировать события и оперативно передавать их с полей военных действий для публикации в периодических изданиях.
Джуро Янекович Члены «Сокола» ждут своей очереди за трибунами 1934 Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия |
Славка Павич Композиция I 1956 Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия |
В период между войнами наибольшей известности в области фоторепортажа достиг Франьо Мосингер, став первым газетным редактором отдела фотографии. Кроме того, именно благодаря его усилиям в 1930 году в Загребе была организована выставка «Фильм и фото», на которой были представлены работы ведущих мировых фотографов-авангардистов: Карла Блоссфельда, Андре Кертеша, Ман Рея, Александра Родченко и др. Выставка вызвала небывалый всплеск интереса к фотографии, как среди профессионалов, так и среди любителей.
Наиболее ранние произведения, представленные в экспозиции «Классики хорватской фотографии», относятся к
Младен Тудор Загреб 1967 Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия
Джуро Янекович
В снимках Янековича отчетливо видны авангардистские тенденции и особенно — близость к эстетике «новой предметности». Двойная экспозиция, выраженный верхний и нижний ракурс съемки, диагональная экспозиция — вот те приемы, которые использует Янекович. Особый интерес представляют ночные съемки, где автор экспериментирует с множественностью планов.
Янекович начал профессионально работать фотографом еще студентом, во время учебы на факультете сельского и лесного хозяйства Загребского университета. В эти годы
Творчество Милана Павича
Джуро Янекович Перед зданием фондовой биржи Около 1934 Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия |
Славка Павич Прогуливающиеся 1957 Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия |
Его жена Славка Павич (род. в 1927) тяготеет к «субъективной фотографии», которую Отто Штайнерт, основоположник этого направления, определил как «все многообразие личных подходов к созданию фотографии — от беспредметной фотограммы до глубоко психологического и получившего художественную форму репортажа».
Младен Тудор (род. в 1935) принадлежит к следующему поколению фотографов. Получив профильное фотографическое образование в загребской Школе прикладных искусств, с 1957 по 1974 годы он работает фоторепортером в различных изданиях, а в
Входящие в состав выставки произведения представляют собой оригинальную фотолетопись прошлого столетия, которая отражает основные художественные направления хорватской фотографии, формировавшиеся в тесной взаимосвязи с мировыми тенденциями в искусстве.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий