Фото:Екатерина Ефремова
Екатерина Ефремова снимает детей и семьи. Ее работы, как характеризует их она сама, — это «визуальное воплощение детской мечты», и у них есть немало поклонников. Скоро Екатерина примет участие в фестивале «Семейные фотоканикулы», где ответит на вопросы всех, кто интересуется ее творчеством.
— Екатерина, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?
— Здравствуйте! Мне бы хотелось называться фотохудожником, но, к сожалению, художественного образования у меня нет (улыбается). Я поучилась в нескольких вузах, пытаясь обнаружить свое призвание. Отчаявшись, на всякий случай стала дипломированным менеджером. А потом в моей жизни случилось чудо — родился ребенок! Вместе с материнским инстинктом во мне стали просыпаться творческие способности, которые в детстве не представилось возможности должным образом развить. Все это в итоге вылилось в мое увлечение фотографией.
— Помните ли вы свою первую камеру?
— Да, это был Canon 40D.
— Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?
— В основном занималась самообразованием, благо сейчас возможностей в избытке. Я не заканчивала фотошколу или курсы. Несколько раз посещала мастер-классы — меня всегда больше всего интересует личность мастера, история его становления. От каждого взяла что-то свое.
— Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?
— Получилось так, что сначала я открыла для себя именно детскую фотографию, а потом уже фотографию в целом как искусство и как профессию.За четыре года с момента рождения сына я постепенно превратилась из интересующейся мамы в профессионала, в том смысле, что это стало моей работой и основным источником дохода. Переход был очень естественным и плавным. Я не ставила себе каких-то целей и задач, мне просто было очень интересно! Я хотела делать снимки все лучше и лучше...
— Можете ли вы вспомнить какие-то знаковые кадры, которые помогли вам понять, что вы хотите заниматься данным жанром фотографии?
— С того момента, как я решилась расстаться со стабильной офисной работой и сделать фотографию своей основной профессией, мне довелось попробовать себя в разных жанрах. Я снимала депутатов для предвыборной кампании, городские праздники, свадьбы, школы и детсады. Особого эстетического удовольствия такая работа мне не приносила, но я была рада возможности начать зарабатывать именно фотографией. Тогда я получила хороший опыт. И все это время для души я снимала своего ребенка, потом знакомых ребятишек. Именно детские лица были моим вдохновением. К счастью, очень скоро я нашла возможность объединить ремесло и творчество: отказалась от всего лишнего в пользу своего любимого жанра — детского художественного портрета. В 2009 году я стала детским фотографом.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?
— Любой фотограф может снять ребенка или семью. И каждый раз это будут совершенно разные работы, новые прочтения одного персонажа. Вопрос только в том, что надо заниматься тем, к чему душа лежит.
— Что самое сложное в работе семейного фотографа, на ваш взгляд?
— Зачастую фотографам приходится искать компромисс между тем, что хочется снимать для души, и тем, какие заказы приходится брать ради заработка. Свести два этих полюса воедино действительно сложно. Ну и куда же мы без творческих кризисов и самокопания...
— Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?
— Я считаю, что фотографии похожи на своих авторов, как собаки на хозяев. То, что зритель воспринимает как характерную совокупность визуальных элементов, делающую мои работы узнаваемыми, для меня является элементарной вещью: просто я так вижу свою картинку. Именно так для меня «красиво» или «выразительно»... Только после согласования работы со своим внутренним сенсуальным критиком я готова предъявить ее миру. Вряд ли поиск собственного стиля может ограничиваться временными рамками. В процессе профессионального и духовного развития мастера неизбежно должен трансформироваться и его авторский стиль.
— Сегодня вас называют мастером детского художественного портрета, ваши работы знают и любят. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?
— О каких-либо значительных успехах говорить преждевременно. Вероятно, кому-то импонирует мой взгляд на детство. У фотографии всегда были особенные отношения с реальностью, а цифровая эпоха окончательно стерла границы между документированием и искусством. Устоять перед таким соблазном непросто, поэтому мои фотографии зачастую похожи на визуальное воплощение детской мечты или на иллюстрацию к доброй сказке.
— Можете ли вы припомнить самые интересные, яркие свои съемки и истории в работе?
— Как правило, больше впечатлений остается от самых сложных съемок, с масштабной подготовкой и кропотливой мучительной постобработкой. А вообще я люблю всех своих героев и про каждого могу историю рассказать.
— Вы стали призером первого международного фотоконкурса ImPRESSion Photo Contest — 2014, а также других конкурсов. Как вы относитесь к признанию и славе? Важно ли для вас признание?
— Когда занимаешься чем-то серьезно, со всей отдачей, бывает приятно получить некое подтверждение, что всё не зря, что кому-то это интересно и нужно. Неспроста же придуманы все эти премии в кинематографе, науке и прочем. Для творческого человека, вечно раздираемого сомнениями и внутренними противоречиями, внешнее одобрение может стать хорошим стимулом для дальнейшего роста.
— Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?
— Мне нравится творчество нескольких российских фотографов. Некоторых из них я знаю лично. Приятно наблюдать за их профессиональным становлением и ростом. А развивать свой фотографический вкус и искать вдохновение я предпочитаю в работах классиков мировой фотографии.
— Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка — заслуга камеры, или фотографа, или того и другого вместе?
— Здесь все важно — и личность модели, и талант фотографа, и качество «инструмента».
— Технику каких производителей вы предпочитаете?
— Canon.
— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?
— Если вы планируете именно сделать карьеру, советую вам заняться чем-нибудь другим. Фотографию нужно любить, постоянно практиковаться, учиться, расти духовно. Возможно, вы и сделаете карьеру, но это не должно быть самоцелью.
— Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?
— Для меня это в первую очередь первое публичное выступление, связанное с фотографией. До последнего времени я принципиально не занималась обучением, даже индивидуальным, хотя предложения подобные периодически поступали. Фестиваль «Семейные фотоканикулы» — первое мероприятие, в котором мне действительно захотелось поучаствовать. Во-первых, меня подкупил формат творческой встречи — я считаю его наиболее комфортным и полезным для тех, кто давно хотел пообщаться в непринужденной обстановке и выудить из меня профессиональные секретики. Я постараюсь ответить на все интересующие вопросы, поделиться своими наработками и опытом. Во-вторых, атмосфера и компания обещают быть действительно незабываемыми!
— Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.
— Желаю всем мира и любви!
— Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!
— И моя вам сердечная благодарность!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий