Семейная фотография — это не всегда яркие краски, улыбки, смех и живые эмоции. Иногда гораздо важнее показать чувства и эмоции, которые скрыты от внешнего мира. С Наталией Федоровой мы говорили не только о фотографии, и о том, каким должен быть семейный фотограф — об этом она сделала целый онлайн-курс. Мы постарались разобраться в психологии семейных отношений и даже узнали, в чем секрет счастливой совместной жизни.
— Наталия, расскажите о своих первых шагах в фотографии. Как давно это было?
— Ближайшей весной будет ровно 10 лет, как я ступила на скользкий путь семейной фотографии (улыбается). Занятно, как на нас влияют цифры. Подумав об этом чуть меньше месяца назад, я размотала ленту воспоминаний и поняла, что для меня эти 10 лет — огромный этап, с тех пор моя жизнь изменилась до неузнаваемости. Все начиналось невинно: с
— Вы видели и снимали много пар, их детей. В чем, по-вашему, главный секрет счастливой семейной жизни?
— О да, на эту тему можно книгу написать (улыбается). И дело даже не в количестве людей, которых я снимала за эти 10 лет (хотя если посчитать, думаю, что цифра удивит даже меня). Дело в том, что со многими семьями я работаю уже много лет. И слово «работаю» уже как-то язык не поворачивается произнести. Когда на протяжении многих лет люди доверяют тебе летопись самых важных моментов своей жизни, когда на твоих глазах рождаются дети, растут, становятся старшими братьями и сестрами, идут в школу, превращаются из малышей в подростков... Когда они переезжают в другой город, или другую страну, ссорятся и мирятся на твоих глазах... Это уже не просто работа. Это часть моей жизни, и их радости, печали, свершения и поражения я переживаю как свои. Поверьте, это не просто красивые слова. Иногда после съемки я звоню своей маме или лучшей подруге и сообщаю, что у Миши скоро родится сестра, или начинаю в подробностях рассказывать, как изменилась Варя за то время, что я ее не видела. Фотографируя, я погружаюсь в настроение, атмосферу, эмоции своих героев, глубоко и лично воспринимаю их жизнь. Почему я говорю об этом? Потому что вы спросили про секрет счастливой семейной жизни, и это та тема, которая часто заставляет меня особо остро переживать и сопереживать. Потому что случались и случаются в моей практике и печальные истории. И мне не нравится, что семейная фотография нередко сводится к розовым пони, серебристым единорогам и рассказам о том, «какая красивая и счастливая семья была у меня в кадре». У красивых и счастливых тоже бывают нелегкие времена. Иногда они находят в себе желание и силы преодолевать трудности, а иногда принимают решение и расстаются. Да, это жизнь. И секрета никакого нет, есть ежедневная работа, осознанность и честное желание снова и снова выбирать этого человека. Не потому, что привычка, не потому, что удобно, не потому, что дети. А потому что он — это он. Человек. Сложный, но по-прежнему, спустя и 5, и 10, и 15 лет, интересный и близкий. И с ним хочется делиться, хочется договариваться, хочется просто быть. Я очень рада, что среди моих героев таких пар не одна и не две, они бесконечно вдохновляют примером того, какими глубокими могут быть отношения между людьми. А если все-таки нужно раскрыть какой-то секрет, то для меня он в том, чтобы развиваться и двигаться вместе, поддерживать друг друга в новых или старых начинаниях, да и просто в нежелании варить борщ, когда нет настроения, но при этом оставлять другому его личное пространство, которое принадлежит только ему. Балансировать между Я и Мы. Быть канатоходцем, одним словом, а это задача не из легких (улыбается).
— Люди по-разному реагируют на камеру. Некоторые очень стесняются. Как вы действуете в таких ситуациях?
— В первую очередь, полезно понять, что стесняться камеры — это вообще-то нормально. Не стесняются только профессиональные модели. Иногда расслабиться помогает просто улыбка и признание того, что ты стесняешься. Душевный разговор с фотографом, хочется верить, тоже помогает. Если процесс содержательный и увлекательный, то всегда настает момент, когда камера перемещается на периферию внимания, и поведение становится более естественным. Но вообще-то, если честно, это отдельная большая тема, которой я уделяю отдельное внимание в программе курса по семейной фотографии. Двумя фразами тут не отделаешься, и все секреты раскрывать в интервью я не буду, а то без учеников останусь (улыбается).
— Каждая фотосессия должна быть уникальной, и генерировать идеи нужно очень быстро. Где вы находите вдохновение?
— Был период, когда я очень увлекалась продумыванием сценариев съемки заранее. Если все складывалось удачно, и семья гармонично вписывалась в сценарий, или сценарий — в семью, то получалась интересная и не вполне обычная история. Но чем дольше я снимала, тем отчетливее понимала, что реальность не особо нуждается в моих сценариях, и они (сценарии) ей (реальности) частенько проигрывают в оригинальности (улыбается). И в погоне за сценарием я зачастую упускаю что-то более важное. Я отнюдь не отрицаю сценарии как таковые. Если речь идет о какой-то фэшн-истории, или, скажем, это съемка в стиле файн-арт, то сценарий, атрибутика и прочие стилизации будут там более чем уместны. Просто моя специализация в другом. И то, от чего меня по-прежнему, спустя 10 лет, по-хорошему «штырит» — это сюжеты, которые подкидывает сама жизнь. Если ты в контакте с собой, с миром, с людьми, которых снимаешь, то с уникальностью каждой следующей съемки проблем вообще не возникнет (улыбается). Жизнь и любовь — вот мое вдохновение.
— Какие жанры, помимо детской и семейной фотографии, вам еще интересны?
— Если говорить про абстрактный интерес, то одно время я очень увлекалась современной арт-фотографией и вообще современным искусством, и даже училась и пробовала себя на этом поприще. Сейчас этот интерес немного утих, но не исключаю, что это временно. Посмотрим (улыбается). В последние полгода я активно снимаю ню, и тема женской красоты, отношений женщины со своим телом очень меня занимает. Завела даже отдельный аккаунт в инстаграм на эту тему, чтобы не смешивать.
— Самое важное качество для детского фотографа, на ваш взгляд?
— Говорила это много раз и не устану повторять. Самое важное качество для детского фотографа — это способность осознать тот факт, что использование слово «детский» не снимает с него ответственности за использование слова «фотограф» (улыбается).
— Вы только что анонсировали онлайн курс по семейной фотографии. В чем, по-вашему, его отличие от других курсов, их же сейчас очень много?
— Знаете, если честно, я не сравнивала свой курс с другими. Для меня самое главное — это соответствовать своей собственной внутренней планке, а она, поверьте, достаточно высока. Мне хотелось сделать курс, который максимально полно охватит мой опыт за все эти годы. Это хороший способ подвести некий итог в определенном периоде — систематизировать свои знания и донести их другим. Именно поэтому курс построен ступенями. От азов, от того, над чем я думала и обо что билась, когда начинала (никаких курсов по семейной фотографии тогда не было и в помине, и мы, что называется «чертили на коленке»), до момента, когда азы освоены, первые вершины взяты, и хочется задуматься, замедлиться и углубиться. Ибо, как известно, чем дальше в лес, тем толще партизаны (улыбается).
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий