Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Simfonia
Съемка в кайф - секреты мастерства и советы фотографа (17 фото)

Съемка в кайф - секреты мастерства
и советы фотографа (17 фото)

#семейные_фотографы #фотографы
Съемка в кайф - секреты мастерства
и советы фотографа (17 фото)
7 сентября 2022
Фото:Александра Степанова
Текст:Александра Степанова

Сегодня мы хотим познакомить вас с фотографом из Санкт-Петербурга — Александрой Степановой, которая уже более 20 лет радует нас своими снимками. Только за последнее время ее работы опубликовало более пятидесяти международных изданий

Как родилась идея проекта «Съемка в кайф»?

Она родилась очень просто. В один прекрасный момент я поняла, что стала заниматься фотографией когда-то давно ради кайфа, ради своей собственной красоты. Красоты, которую вижу я, а не ради чужой красоты или чего-то навязанного из вне. Именно в этот момент и родилась «Съемка в кайф». Я решила, что я начну просто фотографировать людей так, как это хочется мне. И поскольку стоимость таких съемок минимальна, то люди, даже если им не понравятся мои работы, не будут предъявлять мне претензий. Таким образом я оберегала себя от страха: от страха творить, от страха делать то, что мне нравится и от страха показывать красоту такой, какой вижу ее я.

О чем этот проект?

Этот проект о красоте в обыденности. О красоте, которую никто никогда не видит и не замечает. Когда ты сидишь рядом со своим близким человеком, рядом со своей мамой, и вдруг видишь, как она читала книгу, и вдруг посмотрела в окно. Ты видишь этот момент, этот жест и просто в шоке насколько это красиво, насколько естественно это получилось. Думаешь: «Боже, я хочу заполнить этот момент, он прекрасен». В этом движении не было ничего уникального совершенно, но именно неуникальный потрясающий момент несет в себе ту самую глубинную естественную красоту, которую мы не замечаем, забываем. Нам кажется, что для красоты нужно взять вычурное платье, лимузин, миллион алых роз. А на самом деле нужно просто пять минут посмотреть на близкого человека, и увидишь столько красоты, сколько ты не видел десять лет. Вот именно об этом этот проект.

Он подойдет для семейных форматов?

Конечно, он отлично подойдет для семейных форматов! Главное в этом проекте, чтобы все кто фотографируются, хотели фотографироваться. Чтобы не было такого: «ой, мужа мы уговорим. Бабушка не хочет. Ну ничего, мы ее тут посадит. Дети не сильно в настроении, но мы с ними договоримся, мы их подкупим». Только не это! «Съемка в кайф» это съемка, где все участники хотят этого — это самое главное.

Как вы уходите от шаблонов и привычных декораций?

Очень легко ухожу тем, что совсем от них не ухожу. Я как раз тот человек, который просто ищет красивое в привычном. Я не придумываю что-то заоблачное: «сейчас мы как все поднимемся на 14 этаж, а там кинем пух, он подожжется, мы в него зайдем, а там еще будет светить луна». Вот такое я не люблю. Я как раз люблю обычные форматы. Это о том, чтобы находить красоту вокруг себя. Я очень хочу, чтобы люди поняли, что красота возле них, за ней не нужно гнаться, за нее не нужно платить деньги, не нужен лимузин, не нужны Мальдивы. На самом деле, красота — она здесь и сейчас. Нужно лишь оглядеться вокруг.

Я не умею позировать, что мне делать?

Вообще ни в коем случае не надо позировать. У меня на фотосъемке никто не позирует. Мы делаем естественные вещи. Просто повторяем их по несколько раз: бегать, прыгать, читать книжку, расправлять волосы, смеяться, кидаться листьями. Можно даже лить воду в фотографа (улыбается). Можно подпрыгивать на месте, скакать, резко выглядывать из-за стены. Всякие движения, которые мы делаем, это никогда не «позинг». Очень редко в чем-то замершем я могу увидеть красоту. В основном это движения, которые мы повторяем несколько раз. Для создания, для ловли того самого прикольного кадра. Никаких позирований.

Как вы помогаете моделям раскрепоститься?

Самая главная помощь — это помнить, что мы собрались не фотографироваться, а просто погулять и пообщаться. Из этого может что-то получиться, а может ничего не получиться. Но если помнить о том, что мы просто два человека, которые встретились на небольшой промежуток времени, и мы можем просто быть интересны друг другу. Можем посмотреть на город в пять утра, или побывать в каком-то классном месте, послушать тишину — сразу все приобретает какие-то новые краски. Фотография это не самоцель. Цель — это классный процесс.

Как создается идея съемки?

Изначально идеи съемки обычно нет. Я беру идеи для съемок у самих людей. Просто я думаю: «ммм, а этому человеку подойдет вода». И мы едем на реку. Я понимаю, что этому человеку подходят мосты, этому деревья, с этим лучше быть в каком-то одиночестве. Этому лабиринт подойдет, этот человек больше для темноты, этот для волн и т.д. То есть — это моя интуиция и огромный фотографический опыт. Просто вижу где, кто и как может раскрыться и использую это. Иногда люди что-то подсказывают. Часто мы просто импровизируем.

Модель может предложить свою идею?

Может. Но не факт, что я эту идею приму.

Можно ли за час успеть отснять все задуманное?

Ничего задуманного нет, поэтому легко можно успеть. На самом деле час, это я говорю, чтобы люди рассчитывали время. С одними мы за полчаса уже набираем много классных кадров. С иными я могу гулять и полтора часа. Час это просто для ориентировки.

В чем приходить на съемку?

Лучше приходить в чем-то летящем. Я люблю одежду, которая работает. Обтягивающая одежда, которая вообще не двигается, мне не нравится — она не работает. Плащи, шарфы, летящие платья — вот что делает настроение. Оно смотрится красиво, оно взаимодействует с ветром, с водой, с листьями, с деревьями, с птицами, с кучей всего. Когда у нескольких человек что-то летящее, то это потрясающе работает. Поэтому приходить лучше в чем-то летящем.

Какие съемки запомнились больше всего?

В принципе запомнились все. Больше запоминаю съемки, когда от модели идет отдача, когда они прям зверски хотят фотографироваться, включаются. Тогда происходит магия. Это происходит практически с 90% людей, поэтому все люди мне очень сильно запоминаются. Я не забываю ни одну свою модель.

С кем сложнее всего работать: с детьми или взрослыми? Как найти подход к каждому?

Сложнее, конечно, работать со взрослыми. С детьми гораздо проще, потому что дети ничего из себя не строят, они такие какие есть. Они не боятся, не стесняются, им прикольно, их легко вовлечь в игру, они во все верят. Им скажешь: «О! представь, что ты самолет, и ты летишь на меня». И тебе любой ребенок сделает вид самолета. «Представь, что ты гоночная машина» — он сделает тебе гоночную машину. «Ну-ка давай-ка, как зайчик прыгать» — он будет прыгать, как зайчик. А вот если попросить мужчину 130 кг попрыгать, как зайчик, он посмотрит на тебя как на больного и вряд ли будет это делать. Поэтому, конечно, с детьми гораздо легче. Но многие взрослые, которые ко мне приходят, готовы раскрепоститься. Просто им это сделать гораздо сложнее, они забыли, что такое быть детьми. Поэтому классно работает тема, если совместить детей и взрослых. Семья, например. Там зачастую взрослые готовы со своими детьми подурачиться, поиграть, сделать много разного. А детям это очень легко делать со своими родителями.

Как найти к каждому подход? Очень, легко!. Нужно просто искать к каждому подход! Каждому человеку что-то интересно. Нужно задавать людям вопросы и слушать, что они отвечают. Искренне заинтересоваться тем, что им нравится. И вот если это получится сделать, то подход найти очень просто. Тогда человек будет с тобой на одной волне, ему будет с тобой хорошо, и он расслабится, раскрепостится. Но есть еще один секрет. Самый главный секрет. Это любовь. Прихожу на съемку и люблю своих моделей. Они это чувствуют, раскрепощаются, и подход я нахожу к ним легко.

По какой причине вы можете отказать в съемке?

Если кто-то пришел и не хочет фотографироваться, я никого не буду уговаривать. Могу легко развернуться и уйти. Были люди, которые не хотели что-то делать, тогда я говорила несколько фраз, которые помогали им взять себя в руки и начать съемку. Если раньше я на авось это как-то оставляла, то теперь перед съемкой я всегда уточняю и получаю 100% решение от людей. Если есть сомнения, я говорю, что не нужно. Да, может я где-то теряю деньги, но для меня важно получить кайф. Если нет кайфа, тогда смысл в съемке исчезает. Я никого не хочу уговаривать, упрашивать. Это фотографии не для меня. Это фотографии для людей и нашего общего удовольствия. Если люди не хотят получать удовольствие, то кто я такая, чтобы их заставлять.

Как вы выработали свой стиль?

Выработать свой стиль очень просто. Нужно попробовать максимум из возможного, и там что-нибудь обязательно получиться. Поскольку я снимаю больше 20 лет, я очень многое попробовала, и так, и эдак. Много экспериментов, много опытов и с моделями, и с камерами, и со стилистикой, и с обработкой. Когда ты постоянно пробуешь, тогда понимаешь к чему больше лежит душа. Когда душа легла в каком-то направлении, ты начинаешь это углублять, и твой стиль расцветает пышным цветом.

Страшно было начинать? Какие были сомнения?

Конечно были сомнения, было очень страшно начинать. Я очень долго фотографировала людей, как им нравиться и как сейчас модно. То есть, все такие румяненькие, хорошенькие, сидят рядом на диванчике в обнимку, улыбаются и все такое. Ой, прям цветочки, птички. Я думала, что вот это эталон красоты. Почему я так думала неизвестно. Видимо, потому что вокруг было очень много таких фотографий, начались коммерческие съемки вокруг, и мне казалось: «Да, ну вот всем нравится, значит надо делать так». И я совершенно не думала о том, что это некрасиво, и мне так не нравится — особенно по-началу. Потому что я боялась, не умела общаться с людьми. Не знала как их поставить, и была дико зажата. Мне было очень страшно и о поиске своего стиля речи не шло. Конечно, страшно было начинать переключаться на собственный стиль, и страшно было начинать делать что-то другое, не такое как я делала раньше. И понять, что красота для меня, это что-то другое. Это не бантики, птички, все румяные сидят и смотрят в камеру. Прежде всего нужно было в этом самой себе признаться, и понять, что я считаю красивым. Когда я это поняла и осознала, поняла, что хочу снимать так, как этого хочу я, что жизнь-то короткая, и если я сейчас не начну делать это сейчас, то когда? После этого я и начала.

Что помогает лично вам, чтобы долгое время быть в форме, не уставать от съемок?

Я устаю на съемках, потому что я выкладываюсь на 200%. Абсолютно неважно, это съемка платная, бесплатная и сколько там человек. Не важно что происходит: идет дождь, палит солнце: я выкладываюсь на максимум. Отдаю себя полностью. Поэтому, как быть в форме? Я вывела для себя формулу: мне нельзя снимать каждый день. Если я буду снимать каждый день, это выходит на на поток, а я не потоковый фотограф. Я не фотограф, который штампует фотографии на паспорт. Поэтому надо делать перерывы. Допустим, максимум три съемки в неделю, а еще лучше две. Отдыхать, отвлекаться от съемок, больше концентрироваться на людях. Конечно, спать. Меньше смотреть в электронные устройства. В принципе, любить съемки мне очень легко -з ведь я их действительно люблю.

Были забавные случаи во время съемок?

Да у нас каждая съемка, это забавный случай. Какие забавные случаи? Люди падают в воду. Приходят в классических платьях, а в конце носятся абсолютно довольные по воде. Эти классические платья все в воде, а люди счастливые, улыбаются. Вот в таком вот духе. Что еще? Еще интересные знакомства бывают. С одной моделью, которая стала практически моим другом, мы познакомились вообще случайно. Я снимала другого человека, В том месте где я снимала, люди делали йогу. И эти люди, которые делали йогу, решили со мной познакомиться. Я не сильно отозвалась, но у меня с собой были помощники, они дали мой номер телефона, инстаграм (* признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ), и таким образом я приобрела друзей, можно сказать. В основном забавное связано с тем, например, что мы фотографировались зимой на заливе в платье. Потому что фотографии выглядят абсолютно марсианскими. Мы дико замерзли, и если мы сначала пришли «ах, ох», хотя было не так уж и холодно. То уходили мы оттуда, я думала умрем. Не знаю насколько это забавно, но вспоминается.

Вы даете рекламу, чтобы искать клиентов? Как вы их находите?

Никакую рекламу не даю. Веду инстаграм (* признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ). Люди рассказывают друг другу. Пишу посты, рассказываю своим друзьям. Друзья рассказывают обо мне кому-то еще. Сарафанное радио.

Есть ли у вас мечта, снять какую-то идею, или в каком-то конкретном месте, стране?

Я хотела снять некоторых людей. Я бы с удовольствием сняла Земфиру. Но боюсь она не захочет скакать так, как хотела бы я. Поэтому я ей этого не предлагаю. Может зря, может надо просто искренне написать: «Земфира, у меня есть для тебя классная идея. Нужно будет побегать в кадре».

Друзья или родственники приходят к вам на съемку? Кого легче снимать: знакомых или незнакомых?

Наверное, незнакомых людей снимать легче потому, что от незнакомых я меньше требую. Может я с ними просто нежнее. К знакомым и родным я довольна требовательна, я прошу от них большего, наверное, им со мной труднее из-за этого. В целом, на самом деле, мне не очень важно кого снимать знакомого или нет, главное, чтобы было желание снимать.

Были недовольные клиенты?

Было несколько случаев, когда люди приходили на съемку недовольные. Им казалось, что я место какое-то не очень хорошее выбрала, еще что-то. Но под конец съемки это абсолютно менялись, люди раскрывались совершенно по-другому. А когда они видели фотографии, они вообще выпадали в абсолютный экстаз. Поэтому, таких людей, которым я показала фотографии, а они остались недовольными — таких не было ни разу.

Можно самому научиться фотографировать? Или лучше идти учиться к профессионалам?

Конечно, можно всему научиться самому. Но какие-то советы, что-то почитать хорошо бы. В любом случае, это всегда путь человека, просто идти учиться — это более быстрый путь. Но какой из этих двух путей лучше, я не знаю. У каждого он свой.

Боитесь конкуренции?

Да нууу, чего бояться то? =) Нет, не боюсь. Итак очень много народу снимает в похожей со мной стилистике. Но боюсь я или нет, от этого же не перестанут снимать. Просто каждый из нас будет делать что-то по-своему. Кто мой клиент, тот придет ко мне. Кто не мой, тот не придет. Я вот так к этому отношусь, спокойно.

Что бы вы улучшили в своей работе?

Я бы на зиму уезжала в какое-нибудь светлое место, например, на берег теплого моря, чтобы там фотографировать. Потому что очень хочется фотографировать зимой, а в Петербурге это практически нереально. И не только потому что снег, потому что гололед, холод и грязь. И просто в той стилистике, в которой я снимаю, люди могут убиться. Поэтому зимой не снимаю и мне очень хочется улучшить себя на пол года где-то на побережье.

Если не фотография? То чем бы вы хотели еще заниматься?

У меня есть еще одно хобби. Профессиональное Хобби. Я историк, занимаюсь антиквариатом и винтажом, в основном английского производства. Поэтому когда я не фотографирую, я чищу латунь зубной щеткой.

Какой посыл в ваших работах?

Посыл у меня один: видеть красоту в обычном. Как только люди поймут, что в обычном красоты гораздо больше, чем в необычном — их жизнь станет гораздо прекраснее. Иначе получается, что мы ищем всегда че-то там такого, а на самом деле, самое красивое — оно вот тут под самыми ногами, рядом находится. Увидеть красоту своих родных, любимых, красоту своей руки, увидеть красоту своего кота, который смотрит в окно. Увидеть красоту цветка, который растет возле подъезда. Вот в этом есть посыл.

У вас есть отдельный аккаунт с ч/б работами? В чем сила таких снимков без цвета?

Да у меня есть аккаунт с ч/б работами @ siive_mag (инстаграм, признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ). Сила ч/б работ в том, что цвет накладывает на нас дополнительное восприятие. Красный нас зажигает, зеленый умиротворяет. Какие-то сочетания цветов выводят нас на какие-то мысли. Мы смотрим на глубину синего неба, например. А когда у нас ч/б кадры, информации меньше, а глубины больше. Мы начинаем думать о смысле этой картинка. Мы начинаем вглядываться: «а как тут?». Вглядываемся в структуру. Когда мы лишаемся цвета, мы начинаем обращать внимание на другое Поэтому лишаться цвета очень важно и нужно всем.

Как попасть к вам на съемку?

Нужно просто написать мне в Вотсап, телеграм или инстаграм, и сказать, что хотите ко мне на «Съемку в кайф».

Чем «Съемка в кайф» отличается от бизнес съемки?

Бизнес съемка это регламент. То есть: как нужно, что нужно, почему нужно, думаем об аудитории, о том каков клиент, какой бизнес, что в этом бизнесе мы хотим показать. Т.е. есть какие-то задачи. Как грузовая машина: что на ней будут возить, сколько мешков сюда поместиться, как они будут храниться, не замочит ли их дождь и т.д. А «Съемка в кайф» — это съемка без регламента. Это съемка в кайф.

Что интереснее снимать: природу или людей?

На самом деле интересно снимать и природу и людей. Классно это уметь соединять, чтобы природа и человек могли кружиться в одном танце, тогда будет вообще очень классно. Но все же одно отличие есть — природой мы не можем управлять, она такая какая она есть здесь и сейчас. Ты сел, смотришь на рассвет, и просто вот какой он есть такой он есть. Ты можешь сфотографировать его таким. Все, нет вариантов. А человек это пластичное существо. Его можно туда-сюда подвигать, положить, спрятать и тд.

Что может вас вывести из себя во время съемки?

Вывести может нежелание человека делать то, что я прошу. Это прям очень выводит меня из себя. Но это очень редко бывает. Обычно, я очень нежно прошу, и люди включаются.

Как фотографу развивать свое мастерство?

Нужно учиться, учиться и учиться. Ходить в фотографические музеи, смотреть семинары и вебинары других фотографов, постоянно смотреть на картинки и фотографии. Но не просто тупо рассматривать, а задавать вопросы. Что нравится, что не нравится, почему — то есть вопросы и насмотренность. Ну и конечно это практика и еще раз практика. Идти фотографировать людей, природу, снег, животных, вообще все на свете. И все вот то вместе будет постоянно повышать уровень. Просто кто-то что-то уже прошел и выходит на следующий уровень. Всегда есть мастер покруче у которого можно поучиться, посмотреть, послушать. И это всегда может быть интересно и полезно.

Можно ли сделать красивые кадры в обычной домашней обстановке?

Конечно можно сделать, естественно. Вообще обстановка никак не влияет на красоту кадра. На красоту кадра влияет только взгляд. Кадр вообще каждый красив. Все что вокруг нас есть, это очень красиво. Разница только в том, как мы на это смотрим. В любой обстановке можно сделать красивый кадр.

Во время отпуска сложно не снимать?

Вообще не сложно не снимать. Мне всегда не сложно не снимать. Я фотографирую все глазами, и у меня все накапливается внутри, у меня там целые галереи того, что видела, но не сфотографировала. Вообще я не снимаю в отпуске, потому что я должна отдыхать, и делаю это сознательно, и мне это нравится.

Как вы относитесь к критике?

К конструктивной очень хорошо. Лучше всех критикую себя я сама. А критикую я очень сильно. Когда я критикую кого-то, люди не выдерживают. А к себе я отношусь еще более строго. Критика конструктивная должна быть, это раз. А второе, она должна быть по запросу. Когда кто-то пришел и начинает что-то рассуждать, это не критика, это просто болтовня.

Кто задает тренды на год? Как вы к ним относитесь?

Тренды задают корпорации, дома моды, понтоны. Люди, которые занимаются аналитикой прошлого и прогнозами на будущее. В крупных компаниях такие работают. И у этого есть определенный механизм, я не занимаюсь этим напрямую, я не могу ничего сказать. Но это все очень серьезно.

Как я отношусь к трендам? Ну это же мода, как можно к этому относится? Я спокойно к этому отношусь и никогда не гонюсь за модой. Я считаю главное, это органичность, а не мода.

О чем будет ваша следующая Выставка?

О черно-белом мире.

Распечатываете любимые снимки? Советуете это делать своим клиентам?

Конечно распечатываю! Просто у меня не так много места, где это можно хранить, но распечатываю обязательно. В напечатанном виде кадр будет всегда выглядеть более выигрышно, чем в электронном.

Советую своим клиентам распечатывать фото, потому, что печать фотографии это перемещение образа в материальный мир. Это практически магия, волшебство, и даже покруче Гарри Поттера.

Сколько стоит съемка? Почему вы решили повысить ее стоимость?

С нового сезона съемка будет стоить 8-10 тысяч. Я решила повысить стоимость, потому что она стоит больше, чем 8-10 тысяч. Это демпинговая цена для нее. За такую съемку можно спокойно брать тысяч тридцать или сорок, и это будет совершенно нормальная цена. Потому, что это уникальные кадры. Это красивые кары. Это кадры которые никогда не забудет модель, и будет показывать своим внукам. В кадрах очень много жизни, очень много человека. Такие кадры могут снимать не все. И ни у каждого эти кадры будут.

Александра Степанова

https://www.instagram.com/siive_mag/ (instagram признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ)
+7 921 336 9441 (Санкт-Петербург)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Simfonia