Фото:Сергей Прокудин-Горский
В современном мире любому человеку не составит труда сделать фотографию: можно достать смартфон, нажать на кнопку и получить заветный снимок. Мы привыкли к ярким цветным изображениям, однако, согласитесь, интересно знать, как развивалось фотографическое искусство. На рубеже XIX и XX веков цветная фотография только начинала свой путь, черно-белые снимки по-прежнему оставались единственным доступным способом зафиксировать реальность. Как же и когда именно появилась цветная фотография в России?
Молодые крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909 год.
Девушка с земляникой. Нижняя Топорня, река Шексна. 1909 год.
На передовой этого увлекательного процесса стоял Сергей Прокудин-Горский — первооткрыватель цветной фотографии в России. Родился он в 1863 году в деревне Фуникова Гора, расположенной в Владимирской области, в семье дворян (род ведет начало со времен Золотой Орды и состоит в родстве с династией Рюриковичей). На протяжении многих лет Прокудин-Горский искал свое призвание: слушал лекции в Санкт-Петербургском государственном университете (на физико-математическом факультете) и учился в Императорской Военно-морской академии, занимался живописью в Академии художеств, но не находил удовлетворения в выбранных сферах.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Все изменилось в 1897 году, когда он серьезно увлекся фотографией. Вскоре, стал членом Императорского Русского технического общества и представил на одном из заседаний доклад на тему «О фотографировании звездных дождей». Это стало первым шагом в мир цветной фотографии, так как это настолько его воодушевило, что он начал активно исследовать различные методы создания изображений. И хоть по образованию Сергей Михайлович был химиком, его деятельность была полностью посвящена развитию фотографии.
Девушка сидит на крыльце отеля недалеко от железнодорожной станции. Лугано, Швейцария. Существует множетсво предположений, кто изображен на фотографии, но ни одно не подтвердилось. На снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако спустя много лет ее родной сын не подтвердил гипотезу.
На берегу реки Шексна возле Череповца, местность была затоплена в
К началу XX века черно-белая фотография стала привычной, однако изображения в неестественной сепии уже никого не впечатляли и Прокудин-Горский стремился изменить эту ситуацию. Он понимал, что многие фотографии не передавали цвет в его истинном виде.
Семья поселенца. Мугань. 1912 год.
Участники строительства железнодорожной постройки. Мурманск. 1916 год.
Сергей Прокудин-Горский продолжал исследовать различные фотокамеры и методы, стремился найти оптимальную технологию, которая бы позволила получать качественные цветные снимки быстро и эффективно. Через два года после публикации своих работ прошла первая выставка фоторабот, хоть и черно-белых, но это стало важным шагом на пути к «цветному будущему».
Башкирский стрелочник. У Усть-Катава. 1910 год.
Женщина позирует, смотрит на сад.
Монастырский сенокос. В монастыре проживали 700 насельниц.
В 1902 году он провел полтора месяца в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под руководством доктора Адольфа Мите, где стал свидетелем презентации цветных фотографий, созданных с использованием камеры Вильгельма Бермполя. В дальнейшем, Прокудин-Горский очень часто использовал камеру Мите-Бермполя.
1) Фотограф Адольф Мите. 1905 год. 2) Фрагмент работы. 1902 год.
Прокудина-Горского часто называют «создателем цветной фотографии», хотя это не совсем верно. В разработке технологий цветной съемки принимали участие многие учёные. Первый цветной снимок, выполненный методом, который впоследствии использовал Прокудин-Горский, был сделан англичанином Джеймсом Клерком Максвеллом.
Продавец лепешек. Самарканд.
Кебабный ресторан. Самарканд.
Суть технологии цветной съемки, разработанной Максвеллом, заключалась в следующем: на обычные черно-белые пластины делались три разных снимка, каждый из которых экспонировался по очереди через светофильтры красного, зеленого и синего цветов. При проекции или печати эти три кадра совмещались, формируя цветное изображение. Этот способ, известный как цветоделение, требовал от фотографа серьезного отношения к оборудованию и имел ограничения, связанные с длительной выдержкой. Тем не менее, результаты оправдывали усилия: цвета на снимках приближались к естественным. Ученый называл технологию эффектом «магического фонаря».
Андрей Калганов. Бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастие подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II. 1909 год.
Андрей Калганов со своим сыном и внучкой (работали в магазине Златоустской фабрики). 1909 год.
Австро-венгерские военнопленные у барака. Карелия. 1916 год.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский навсегда вписал свое имя в историю русской фотографии. В 1914 году он получил российский патент на способ изготовления цветных диапозитивов для показов в натуральных цветах, это стало началом грандиозной работы по документированию обширного и многообразного пространства Российской Империи. В 1922 году, уже в Англии, удалось получить патент на передовую оптическую систему (на изобретение «фотоаппарат для цветной кинематографии»).
Исфандияр, хан российского протектората Хорезм (Хива), сидит на открытом воздухе.
Армянка в национальном костюме. Артвин.
И так, одной из самых амбициозных задач стало создание максимально полного обзора земель, принадлежащих Николаю II. Царь с энтузиазмом поддержал идею фотографа, и по его указанию Министерство путей сообщения предоставило Прокудину-Горскому специально оборудованный железнодорожный вагон для путешествий по государству.
Сергей Михайлович Прокудин Горский справа (в шляпе).
В ходе создания фотопроекта Прокудин-Горский посетил 11 регионов, постоянно сталкивался с различными трудностями, но никогда не останавливался на достигнутом. Каждый снимок требовал тщательной подготовки: нужно было правильно выставлять свет и подбирать ракурс, чтобы запечатлеть настоящую красоту и атмосферу тех мест. Часто прямо в пути с полученных негативов делались копии, которые потом помещались в альбомы. Этот метод работы позволил сохранить многие моменты истории и культурного наследия России начала XX века.
Самое первое путешествие. Карелия, Рыбачий посёлок.Село Сорока. Вид на церковь Зосимы и Савватия. 1916 год.
В парке «Mon repos» / «Монрепо» в Выборге. / Памятник Вяйнямёйнену.
На протяжении его карьеры появилось более 4000 цветных фотографий, при этом почти треть из них была утеряна во времена революции. Тем не менее, наследие продолжает жить. В коллекции сохранились отпечатки в сепии, негативы на стекле, а также 12 альбомов с фотографиями и пометками. С помощью современных технологий специалисты смогли оцифровать и воссоздать многие из утерянных работ, получилось сделать их доступными для широкого круга зрителей.
Бухарский эмир. Узбекистан. 1911 год.
После смерти фотографа, в 1948 году Маршалл, представитель Рокфеллеровского фонда, купил у его семьи примерно 1600 фотопластинок за 5000 долларов. С тех пор эти пластины на протяжении многих лет хранились в библиотеке Конгресса США.
Лезгин. Дагестан. 1904 год.
Аварки. Дагестанская область. 1904 год.
Прядильная пряжа. В селе Изведово. 1910 год.
Наследие Прокудина-Горского сохраняет уникальные визуальные свидетельства времени. Его труд стал значимым вкладом в мировую культуру и служит признанием важности фотографии как искусства и средства документирования жизни.
Портрет Льва Николаевича Толстого. 1908 год.
Печь для приготовления плова. Район Байрам-Али.
Молодой башкир. Эхия. 1910 год.
Сартский дом. На окраине Самарканда.
Разгуляй, окраина города Перми. 1910 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий