Текст:Светлана Гаранина
В отделе гравюр и фотографий (Prints Photographs Division) Библиотеки Конгресса США хранится около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.
Представитель старого дворянского рода, человек разнообразных дарований, Прокудин-Горский удачно сочетал артистизм художественной натуры с аналитическим складом ума, темпераментом общественного деятеля и энергичной деловой хваткой. В научно-технических кругах Петербурга он становится известным во второй половине
В 1902 г. немецкий химик Адольф Мите открыл красочные сенсибилизаторы и сумел на практике получить цветное изображение. С одной точки через три фильтра снимали три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем контактным способом, используя красящие пигменты, получали три позитива, окрашенных в основные цвета. Для того, чтобы иметь изображение в натуральных цветах, позитивы необходимо было совместить. Сначала научились добиваться такого совмещения на экране, одновременно проецируя изображение на экран через специальный аппарат с тремя линзами. Способ этот требовал большой экспозиции, которая на ярком солнечном свете доходила до
Профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств, имеет около сотни работ по истории культуры, из них более 30 статей и книг по истории отечественной фотографии. Ведущий российский специалист по творчеству Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Благодаря ее трудам, в России после долгого забвения вновь стало широко известно имя этого уникального русского фотографа. Среди научно-исследовательских работ автора — «Л.Н.Толстой на цветном фото» (1970), «Российская империя Прокудина-Горского» (2008), сценарий к документальному фильму о С.М.Прокудине-Горском «Цвет времени» (киностудия «XXI век», 2007).
В 1904 г. Прокудину-Горскому удалось синтезировать химическое вещество сложного состава, позволившее сделать фотографическую пластину не только равно чувствительной ко всем частям цветового спектра, но и значительно повысить её светочувствительность, что позволило мастеру производить почти моментальные, в представлениях начала ХХ века, цветные съёмки. С тех пор при публикации цветных работ в журналах и при их экспонировании на многочисленных отечественных и международных выставках им сопутствовала надпись: «Пластины очувствлены по способу автора». Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии было сделано мастером 13 декабря 1902 года, а в январе 1905 на заседании Фотографического отдела ИРТО Прокудин-Горский демонстрирует цветные изображения. Сохранившийся протокол свидетельствует, что он «ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение трёх последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в Санкт-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих». Из публикаций в печати: он «восхищал своими цветными проекциями Петербург и Москву, превзойдя, как химик, своего учителя Мите». С 1906 г. Прокудин-Горский становится ведущим и признан- ным мастером цветной фотографии. Его избирают Председателем фотографического отдела ИРТО, почётным членом Русского фотографического общества в Москве, он редактор-издатель самого старого на тот период (выходил с 1890 г.) фотографического журнала «Фотограф-любитель». Год этот выделяется особой насыщенностью. Весной мастер принимает участие в конгрессе по прикладной химии, где выступает с двумя докладами в секции фотохимии и фотографии. Летом он несколько раз посещает «Всеобщую фотографическую выставку» в Берлине, работает в Париже и Италии. «За снимки в красках непосредственно с натуры» ему присуждают золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и жетон «За лучшую работу» на выставке «Photo Club» в Ницце. Конец года застаёт его в Туркестане, где в составе экспедиции Русского географического общества фотохудожник планирует снимать полное затмение солнца. Сильная облачность мешает этим съёмкам, но ему удается в январе-феврале 1907г. сфотографировать мусульманские святыни Бухары и Самарканда, искалеченные и уничтоженные мощным землетрясением в октябре того же года. Известие о разрушении вековых святынь потрясло фотохудожника: он сумел запечатлеть то, что вскоре перестало существовать. Только он способен «оставить точный документ для будущего». Это становится для Прокудина-Горского целью.
Начало целенаправленных экспедиционных съёмок Российской Империи было связано с показом цветных изображений императору Николаю II в Царском Селе. Много лет спустя, в эмиграции во Франции, Прокудин-Горский вспоминал: «Наступал самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т.п. [...]. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот, я уже был уверен в успехе, так как программа была мною подобрана в возрастающем по эффектности порядке. Во время перерыва, когда были подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла бы иметь и прибавил: „Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины“. Государь отнёсся с большим одобрением к моим словам». Хронологию встреч Прокудина-Горского с императором удалось проследить по очень точным поденным дневниковым записям Николая II, так как фотохудожник в своих воспоминаниях никаких дат не сообщает.
3 мая 1909 г. император записал в дневнике: «Вечером проф. Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков». По высочайшему повелению мастеру выделили пульмановский вагон, специально оборудованный под лабораторию, а для работы на водных путях пароход с полным составом команды, на трудных дорогах Урала автомобиль Форда. Летом 1909 г. на пароходе «Шексна» фотохудожник отправляется производить съёмки Мариинского водного пути, последовательно фотографируя все сёла и деревни, мосты, водоспуски, пристани, церкви, часовни, погосты. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие. Прокудин-Горский вспоминает: «Если, с одной стороны,работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. [...] Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером снимки надо было проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же делались копии и вносились в альбомы». Эти альбомы черно-белых контрольных снимков с кратким указанием на место съёмки хранятся в Библиотеке Конгресса и представляют иллюстрированный каталог коллекции, составленный самим автором. Выступая в 1911 году на IV съезде русских зодчих с докладом: «Памятники старины Мариинской системы и Верхнего Поволжья и несколько слов о значении цветной фотографии», учёный выделяет две задачи цветной фотографии: документальную, регистрирующую и просветительно-воспитательную. Он считает своей целью «сбор материалов по родиноведению».
Все съёмки Прокудин-Горский производил за собственные деньги, а каждое изображение стоило ему около 10 рублей — 600 негативов Мариинского водного пути обошлись мастеру в 6000 рублей, огромные по тем временам деньги. С 1910 г. фотохудожник обращается к министру финансов В.Н. Коковцову, пишет докладные записки на имя П.А.Столыпина с просьбой купить у него сделанную часть Коллекции с тем, чтобы обеспечить возможность дальнейшей работы. Среди аргументов, приводимых в пользу государственной принадлежности составляемой кол лекции, звучит, можно сказать, пророчество: «Такая громоздкая и ценная коллекция, ввиду важности, преследуемой ею цели, не должна бы оставаться частной собственностью, которой грозит опасность со сменою поколений: или быть растерянной, или даже попасть в руки, которые могут унести её за границу и сделать достоянием иностранцев». Гибель в сентябре 1911 г. П.А.Столыпина помешала осуществлению этого замысла, ПрокудинГорский вынужден был создать компанию на паях «Биохром», которой с 1913 г. принадлежали все производимые им работы.
В эмиграции, подводя итоги проделанным экспедиционным съёмкам, Прокудин-Горский перечисляет: «Обслужены были: Мариинский водный путь; Туркестан; Бухара (старая); Урал в отношении промыслов; вся река Чусовая от истока; Волга от истока до Нижнего Новгорода; памятники, связанные с 300 летием Дома Романовых; Кавказ и Дагестанская область; Мугальская степь; местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне 1812 года; Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых эффектов природы. Затем были две поездки, описание которых заслуживает интереса. Первая — в Данию на виллу Императрицы Марии Фёдоровны около Копенгагена [...], а вторая поездка — в Ясную Поляну к Л.Н.Толстому».
Последний раз на родине Прокудин-Горский демонстрирует свои цветные изображения на большом экране в Николаевском зале Зимнего дворца 12 и 19 марта 1918 г. на вечерах под названием «Чудеса фотографии», устроенных комиссариатом народного просвещения для солдат и матросов. Летом 1918 г., узнав о гибели царской семьи, фотохудожник через Финляндию и Норвегию покидает Россию. Значительную часть Коллекции удается вывезти членам его семьи (местоположение части коллекции, оставшейся в России, до сих пор неизвестно — прим. ред.). В Париже вместе с сыновьями, унаследовавшими профессию отца, и дочерью Прокудин-Горский открывает фотоателье. В
В годы оккупации Парижа фашистами ящики с негативами хранились в подвале дома, где жил сын мастера с женой и детьми. Когда опасность миновала, оказалось, что на стёклах появилась плесень, возникли трещины на эмульсии.
В 1948 г. наследники Прокудина-Горского, стремясь спасти от гибели выдающийся памятник русской истории и культуры, уступили его представителям США. Так «Коллекция достопримечательностей России» попала в Библиотеку Конгресса. В начале нового тысячелетия Библиотека приступила к её цифровой обработке, и с помощью процесса цифровой хромотографии изображения получили но- вую жизнь.
Сегодня любой желающий может ознакомиться с ними на сайте Библиотеки Конгресса: http://www.loc.gov/exhibits/empire/empire-ru.html.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий