Фото:Три белохвостых оленя, одна из первых фотографий, сделанных на улице ночью. Дата неизвестна. Фото: Джордж Ширас
Имя Джорджа Шираса известно немногим, а вот американские фотографы-натуралисты называют его не иначе как Father of wildlife photography — отцом фотографии дикой природы. Его карьера началась в 1889 году с интереса к животному миру. Спустя несколько лет он первым начал использовать вспышки и самодельные ловушки для фотоохоты за зверями и птицами.
Недавно журнал National Geographic нашел в своих архивах пожертвованные Ширасом стеклянные пластины с его снимками и оцифровал их. Так как некоторым экземплярам более 120 лет, они покрыты царапинами и пятнами.
Рысь на берегу лунного озера, Онтарио, Канада. 1902 год. Фото: Джордж Ширас |
Белохвостая косуля на берегу реки Вайтфиш, Мичиган, дата неизвестна. |
«Когда я впервые увидела фотографии Шираса, меня поразила их жуткая красота. Но кроме того, в них есть нечто особенное, — рассказывает Соня Восс, редактор книги о его жизни. — Они разительно отличаются от других снимков и картин XIX века с их чистотой, возвышенностью, идеализацией изображаемого и ностальгией. Нет, эти кадры совсем другие — в них живет дух смелого эксперимента и решительности фотографа».
Дикобраз-альбинос на плавающем бревне, озеро Вайтфиш, Мичиган, 1 июля 1905 |
Джордж Ширас и его ассистент Джон Хаммер на борту их оборудованного импровизированной вспышкой. Озеро Вайтфиш, Мичиган, 1893 |
Джордж Ширас родился в 1859 году в Аллегейни, Пенсильвания. Еще подростком он был страстным охотником. Повзрослев, Ширас стал юристом и политиком, а также начал фотографировать животных. Вскоре после начала своей практики он полностью отдался фотоохоте, в это же время переосмыслил вопрос этичности убийства зверей ради развлечения и стал активным зоозащитником, инициировав создание нескольких заповедников и приютов.
«Для Шираса фотография была способом обуздать зов природы, который звал его в лес в начале каждого сезона охоты, — писала Восс в комментарии National Geographic, — но умение видеть очаровавшую его красоту дикого мира сделало из него яростного борца за сохранение редких видов животных и фотоохотником».
Белохвостая косуля на берегу реки Вайтфиш, Мичиган, дата неизвестна. |
Лось в тумане, Миннесота, 1909 |
Для своих ночных кадров Ширас имитировал охотничью технику племени оджибва: индеец разводил огонь в сковороде на корме каноэ, а сам сидел на носу лодки. Благодаря освещению животное, привлеченное пламенем, становилось видимым, но не замечало скрытого тьмой охотника. Тот же целился в точку между глаз зверя, которые отражали свет. Для фотоохоты пламя было заменено керосиновой лампой, а ружье — камерой.
Чтобы снимать животных, находившихся вдали от линии берега, Ширас устанавливал ловушки, для которых использовал веревки или нити. При малейшем шевелении веревка запускала механизм вспышки и спуск установленной вдали камеры. Фотографу пришлось разработать целую систему проводов, чтобы сделать подобное возможным. Свой метод он назвал «ловушкой-фонариком». В то время функцию фотовспышки выполняла воспламеняемая магнезия, но и эта технология не была широко распространенной.
Медведь Гризли. Долина Йеллоустоун, Миннесота, 1908 |
Енот, снят при помощи фотоловушки. Северно-восточное побережье озера Вайтфиш, Мичиган, 1903. |
Фотография с ее усовершенствования на стыке веков была для Шираса незаменимым посредником, с помощью которого он выражал свое восхищение неизученной и хрупкой красотой животного мира. Эстетика и этика фотографии для него были неразрывно связаны — его видение дикой природы задало курс развития этого направления документальной фотографии.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий