Фото:Анри Картье-Брессон
Текст:Валентина Гольцберг
Большое, как известно, видится на расстоянии. Это меткое наблюдение можно применить к некоторым аспектам работы фотографа. Иногда, чтобы снимки получились действительно интересными, нужна дистанция. Культурная, в том числе. Рассказываем о том, как выглядит наша страна в глазах зарубежных фотографов.
Начало Великой войны в объективе Маргарет Бурк-Уайт
Маргарет Бурк-Уайт стала первым западным корреспондентом, посетившим Советский Союз — в 1930 году ей удалось добиться разрешения на съемку строящихся заводов.
Хотя Маргарет и позиционировала себя как индустриальный фотограф, её слабо интересовал холодный блеск станков. Эта поездка помогла раскрыть подлинный журналистский талант Бурк-Уайт: она показала всему миру не только устрашающую мощь советской тяжелой промышленности, но и тех людей, которые наравне с машинами участвуют в строительстве светлого будущего.
В начале
Но самыми эффектными фотографиями военной серии стали панорамы ночной Москвы во время налетов немецкой авиации, которые Маргарет снимала с крыши американского посольства или из окна своего гостиничного номера.
Союз с человеческим лицом от Анри Картье-Брессона
Отец фоторепортажа впервые очутился по ту сторону железного занавеса в 1954 году, уже после смерти Сталина. На фоне стремительно растущей напряженности между СССР и капиталистическими странами снимки Брессона, опубликованные ведущими мировыми изданиями, выглядели как минимум неожиданно.
Фотографу удалось показать не «советских граждан», а обычных людей, которые не хуже, чем их заокеанские товарищи умеют смеяться, грустить, удивляться. А еще, как и большинство обитателей цивилизованного мира, они любят полакомиться мороженым — почему-то именно лоток мороженщика, присутствующий на фото «Городская жизнь», больше всего удивил читателей французских журналов.
Даже массивная идеологическая атрибутика, то и дело возникающая в кадре Брессона — статуи, барельефы, флаги — ничуть не умаляет гуманистического пафоса снимков — напротив, даже подчеркивает его.
В начале
Модели Dior в объективе Говарда Сохурека
Еще один корреспондент журнала Life Говард Сохурек провел в советской России больше года. За это время он успел побывать в Крыму, а также предпринял путешествие по Волге от Москвы до Астрахани.
Союз Сохурека очень отличается от Союза Брессона. И дело здесь не только в том, что снимки Volga River Essay — цветные. То ли в силу особенности точки зрения, то ли оттого, что большая часть фотографий сделана за пределами городской черты, на фото Сохурека меньше человека и больше воздуха. Крошечные фигурки людей вписаны в просторные ландшафты российской глубинки. Впрочем, иногда фотограф сокращает дистанцию между собой и моделью, делая кадр антропоцентричным.
Однако современному зрителю Сохурек знаком вовсе не панорамами волжских берегов. Именно он в 1959 году фотографировал моделей бренда Dior, гуляющих по улицам Москвы после первого в СССР модного показа. Комичные и немного грустные кадры отлично иллюстрируют степень оторванности советских людей от мирового культурного контекста.
Советская молодежь на снимках Билла Эпприджа
В конце
Эппридж обошел, пожалуй, все места, где можно увидеть юные лица — спортивные и танцплощадки, учебные заведения, парки и пляжи. Он снимал юношей и девушек на торжественном застолье в кругу семьи, на природе рядом с затухающим костром, на стройплощадке с лопатой в руках.
Чем же советская молодежь принципиально отличается от американской или европейской? Пожалуй, что ничем, заявляют снимки Эпприджа. Возможно, ребята, ставшие героями его проекта, одеты чуть скромнее, чем их ровесники за океаном. Но, в целом, в этих фотографиях нет ничего удивительного — на то она и молодежь, чтобы каждый кадр был полон жизни.
Русская машина времени от Паоло Верцоне и Алессандро Альберта
Мысль о том, что фотография может быть машиной времени, звучит довольно избито. Однако итальянские фотографы Паоло Верцоне и Алессандро Альберт сумели найти свой, нетривиальный способ проиллюстрировать её.
В течение 20 лет они трижды наведывались в российскую столицу, где снимали портреты москвичей. The Moscow Project стартовал летом 1991 года. Вооружившись камерой и табличкой объясняющей (на русском), что здесь происходит, Алессандро и Паоло ловили случайных прохожих в центре Москвы и предлагали им сфотографироваться. Отсняв более 180 фотографий, фотографы покинули российскую столицу.
Через 10 лет в 2001 году они снова приехали в Россию и снова принялись фотографировать москвичей. В 2011 году состоялся третий визит. Таким образом художественный проект превратился в своего рода эксперимент, задача которого — проследить, как перемены, происходящие в стране, сказываются на облике её обитателей.
«С помощью искусства фотографии прошлое, настоящее и будущее собираются вместе, чтобы бросить вызов нашему представлению о времени, переменах и прогрессу», — говорят фотографы.
Интерьеры Люсии Ганиевой
Голландский фотограф Люсия Ганиева родилась в России, но с 1993 года живет и работает в Нидерландах. Предметом большей части своих фотоисследований Люсия, должно быть, в силу своего происхождения, сделала Россию.
Её снимки, непременно красочные, тяготеют к орнаментальности декоративности лубка. Кроме того, важной частью, если не сказать, полноправным героем многих фотографий, наряду с человеком, является интерьер.
В проекте «Иваново» фотограф снимает работниц текстильного завода, расположенного в «городе невест». Она склеивает в один кадр портрет женщины и фото заводского помещения, где та работает, разделяя смысловые блоки полосой цветастой материи.
В серии «Эрмитажники» Люсия обращает внимание на хранительниц музейных помещений, фотографируя их в естественной «среде обитания» — в выставочных залах.
В самом, пожалуй, необычном проекте Ганиевой Dreaming Walls людей нет совсем. Здесь главную скрипку играют стены, с наклеенными на них фотообоями. По мнению фотографа, эти странные украшения, изображающие экзотические места и дальние страны — это способ воплотить в жизнь мечты обитателей домов.
Полярные ночи и солнечные дни на снимках Саймона Робертса
Британский фотограф, признанный мастер пейзажа, Саймон Робертс отправился в путешествие по России в середине двухтысячных годов. Результатом его поездки стали два фотопроекта — «Родина» и Polyarnye nochi.
На снимках «Родины» портреты обитателей провинциальных городов, типичные российские пейзажи и фотографии не менее типичных интерьеров сопровождаются размышлениями автора о «слишком яркой и гордой» русской природе, «контрастном и противоречивом» русском характере и, конечно, загадочной русской душе. В сдержанности и лаконичности кадров «Родины» читается по-настоящему уважительное отношение фотографа к его натуре.
Кадры, вошедшие в проект Polyarnye nochi, были сделаны зимой в Санкт-Петербурге, Мурманске, Мончегорске и других городах русского севера. В объективе Робертса — города, занесенные снегом по ручку двери, тишину которых нарушают лишь крошечные фигурки людей, растворяющиеся в синеве полярной ночи. Суровость русских зим подчеркивает величие нашей страны, считает фотограф. Не зря, вглядываясь в эти снимки, понимаешь, что главный герой фотографий — не человек, не город, а сама зима.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий