Фото:Эдвард Стейхен
1. «Phantom» — Питер Лик
То ли первый, то ли нет... В этом рейтинге будет достаточно неоднозначных и спорных моментов, и с одного из них мы сразу и начнем. Формально, самой дорогой проданной фотографией является работа Питера Лика «Phantom». На ней изображены световые лучи, проникающие через узкие щели в красных скалах каньона Антилопы.
Да, эффект, полученный на изображении, действительно выглядит необычно и красиво. Но главным предметом обсуждения стала не художественная ценность фотографии, а материальная. В 2014 году «Phantom» была продана за 6,5 млн долларов. Однако, никаких подтверждений, кроме слов самого фотографа у этого факта нет. Продажа была частной. Имя покупателя не разглашалось, и детали сделки остались непроверенными сторонними организациями.
В связи с чем, некоторые критики и представители арт-рынка выразили скептицизм по поводу этой продажи, указывая на то, что это может быть маркетинговым ходом. Мол, эта информация укрепила репутацию Питера Лика как успешного коммерческого фотографа, привлекая внимание к его другим работам и галереям по всему миру.
Вот так название снимка стало пророческим — это фантом, который то ли есть, то ли его нет.
Phantom
2. «Rhein II» — Андреас Гурски
Эта фотография — часть серии работ Гурски, посвящённых индустриальным и природным пейзажам. И кажется, что «Rhein II» — это обычный пейзаж. Но на самом деле снимок претерпел значительное вмешательством со стороны фотографа.
Мы видим участок реки Рейн, протекающий между зелёными полями под пасмурным небом. И никаких признаков цивилизации. Но на оригинале были и люди, и даже какие-то фабрики. Гурски открыто рассказал о том, что он подверг фото цифровой обработке, убрав оттуда любое указание на современную индустриальную эпоху. Сделано это было для того, «чтобы достичь чистоты композиции и подчеркнуть природную красоту реки». И таким образом фото было наделено неким дополнительным символизмом: мол, это история про взаимоотношения человека и природы, где удаление признаков человеческой деятельности подчёркивает первозданную красоту ландшафта.
К сожалению, медитативный эффект этого снимка (а такой ему тоже приписывают) нельзя оценить по изображению на телефоне или компьютере. Оригинальный отпечаток имеет значительные размеры — 185,4 × 363,5 см. И, конечно, оригинал способен произвести внушительное впечатление. Настолько внушительное, чтобы заплатить за него 4,3 млн долларов. Снимок был продан на аукционе Christie's в Нью-Йорке в ноябре 2011 года. На тот момент это была рекордная сумма.
Rhein II
3. «Spiritual America» — Ричард Принс
Наверное, это самая спорная и неоднозначная работа в данном рейтинге. И если рассматривать ее вне контекста, она способна вызвать ужас, отвращение и отрицание. Ведь на снимке изображена обнаженная
В 1975 году, с разрешения матери Брук, была проведена фотосессия для Playboy Press. Действительно были сделаны снимки обнаженной девочки, но фотографом был, не Ричард Принс, а Гэри Гросс. Вот уж, где стоит поговорить о вопросах морали.
А вот Ричард Принс не фотографировал Брук Шилдс лично. Вместо этого он использовал метод, который называется апроприацией — он заново сфотографировал... фотографию. И сделано это было в 1983 году. То есть, по сути, он создал копию уже существующего изображения и представил в новом контексте. Работа получила название «Spiritual America» («Духовная Америка»), что было отсылкой к одноименной фотографии Альфреда Стиглица 1923 года, изображающей кастрированного жеребца. Это было образом-метафорой Америки начала
Таким образом, Принс сместил контекст и поднял вопрос о противоречивости современного искусства, эксплуатации детей, границах искусства и этики и влияния массовой культуры на общество. И эта работа должна была поднять вопрос — может быть, действительно, что-то идет не так, и образ материального и культурного «банкрота» никуда не делся?
Естественно, ажиотаж этой работе был гарантирован. В 2014 году снимок был продан на Christie's за 3,9 млн долларов.
Spiritual America
4. «Untitled #96» — Синди Шерман
Синди Шерман — легенда автопортретной фотографии. В её работах она всегда изображает различные женские образы, олицетворяя стереотипы и роли, навязанные обществом. «Untitled #96» («Без названия #96») — это часть её «Centerfolds Series», где она использует формат раскладок из мужских журналов, чтобы пересмотреть и раскритиковать представления о женщинах в медиа.
В этой серии она преднамеренно использует визуальный язык, связанный с эротическими изображениями и добавляет в него элементы, которые ставят под сомнение традиционные роли и ожидания. И, при этом, ее работы оставляют большой простор для интерпретации. Помимо визуального контекста в виде ярких румян, алой помады, подогнутого подола юбки использовались и другие предметы и образы. Например — что это за клочок бумаги в ее руке? Что это значит в контексте фото?
Интерпретаций возникало такое множество, что возникли проблемы у всей серии «Centerfolds». Изначально она была создана для журнала Artforum, но ни один из снимков так и не был опубликован как раз из-за опасений редакции, что их могут неправильно интерпретировать.
Но в 2011 году Синди дождалась-таки вознаграждения за проделанную работу: «Untitled #96» был продан за 3,89 млн долларов.
Untitled #96
5. «To Her Majesty» — Гилберт и Джордж
«To Her Majesty» («Ее Величеству») — это работа, созданная британским арт-дизайнерским дуэтом Гилбертом и Джорджем, известным своими провокационными и зачастую противоречивыми произведениями.
Фотография, проданная за 3,7 миллиона долларов, представляет собой коллаж, в котором исследуются темы политики, общественного мнения и социальной справедливости. На ней изображены сами художники, одетые в формальную одежду, которая имеет отсылки к традиционной иерархии и социальным ролям в британской монархии. Гилберт и Джордж играют с образом королевской власти, ставя под сомнение её значимость и место в современном обществе.
To Her Majesty
6. «Ковбой» — Ричард Принс
«Ковбой», или точнее «Untitled (Cowboy)» — еще одна скандально знаменитая работа Ричарда Принса, созданная в 1989 году. Она также, как и «Spiritual America» стала частью его серии, исследующей тему массовой культуры и коммерциализации. Это изображение основано на рекламной фотографии, сделанной для сигарет Marlboro — иконы американской культуры, которая ассоциируется с идеалом мужественности и свободы.
Принс все также переработал оригинальную фотографию, используя свой «художественный подход» по смещению смыслов. Он переснял часть оригинальной фотографии, обрезав рекламный текст (оригинальное изображение представлено справа). Для Принса ковбой был не столько символом Америки или настоящего ковбойского образа жизни, сколько воплощением того, как медиа формируют культурные образы, которые часто оказываются далекими от реальности. Это был собирательный образ, созданный рекламными агентствами, использующий американский миф о ковбое для продвижения сигарет и создания привлекательного идеала, который, по мнению художника, манипулировал общественным сознанием.
Эта работа была продана за 3,4 млн долларов на аукционе в 2014 году. А уж сколько она вызвала споров об авторских правах — и не сосчитать.
Cowboy
7. «Dead Troops Talk» — Джефф Уолл
Джефф Уолл известен своими детально проработанными постановочными сценами. «Dead Troops Talk» изображает вымышленную сцену разговора солдат, погибших в бою. Несмотря на всю мрачность сюжета, в фотографии присутствует доля сюрреализма и иронии. Она вызывает диссонанс, так как солдаты изображены в расслабленных позах, будто обсуждают будничные дела.
Снимок поднимает вопросы о смерти, травме и том, как война влияет на человеческую природу. Он заставляет зрителя задуматься о том, что значит быть человеком в условиях насилия и страха. А также напоминает, что за каждыми новостями о войне стоят реальные люди и их истории.
Для этой работы Уолл собрал группу актеров и использовал множество деталей, чтобы добиться правдоподобия — от костюмов до освещения и композиций. Уолл стремился к созданию визуального рассказа, который можно интерпретировать на нескольких уровнях.
Работу оценили по достоинству в 2012 году, когда ее продали за 3,36 млн долларов.
Dead Troops Talk
8. «99 Cent II Diptychon» — Андреас Гурски
Опять Гурски. Но на этот раз в центре внимания не природа, а тема потребления.
«99 Cent II Diptychon» представляет собой диптих, состоящий из двух панорамных изображений, на которых изображён интерьер супермаркета с яркими упаковками товаров за 99 центов, выставленных на полках. Здесь он исследует, как реклама и коммерция формируют наши восприятия и идентичности.
Работа также была создана с помощью цифровой технологии, что позволило Гурски добиться удивительной детализации и четкости изображения. В оригинальных размерах фото можно рассмотреть мельчайшие детали, такие как текстуры упаковок и освещение в магазине. Это создает эффект погружения, позволяя зрителям «блуждать» по изображению.
«99 Cent II Diptychon» была продана на аукционе Christie's в 2007 году за 3,34 млн долларов.
99 Cent II Diptychon
9. «Chicago Board of Trade III» — Андреас Гурски
И опять он! Пожалуй, феномен Гурски достоин того, чтобы рассмотреть его поподробнее в отдельном посте
На этот раз снимок изображает внутреннее пространство Чикагской торговой биржи, где идет активная торговля. Гурски и здесь применяет свой уникальный подход к фотографии, создав детализированное и красочное изображение, которые с успехом передало хаос и динамику торгового зала.
Без цифровой манипуляции тоже не обошлось. Но, опять же, все во благо дела — нужно было создать абстрактное и в то же время реальное изображение.
Этот снимок был оценен в 3,3 млн долларов.
Chicago Board of Trade III
10. «The Pond—Moonlight» — Эдвард Стейхен
Это изображение было создано Эдвардом Стейхен в 1904 году и оно считается одной из самых известных фотографий начала XX века. По сути, это одна из первых цветных фотографий, использующих сложные методы пигментной печати, что позволило достичь высокой детализации и мягкости изображения. Поскольку фотография еще не достигла такого уровня развития, как сейчас, этот процесс был весьма сложным и требовал больших усилий.
Но, в итоге, «The Pond—Moonlight» стал революционером — снимок способствовал изменению восприятия фотографии в целом. Из инструмента для документирования реальности, фотография стала одним из жанров искусства.
В 2006 году снимок был продан за 2,93 млн долларов
The Pond—Moonlight
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий